Получи документы

Конспект занятия «Путешествие на волшебную полянку» (арт — терапия)

Дарья Матяшова
Конспект занятия «Путешествие на волшебную полянку» (арт — терапия)
▼ Скачать + Заказать документы

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ

(песочная терапия, изотерапия)

План занятия :

• Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»

• Упражнение на развитие ассоциативного воображения

• Выбор героев сказочного леса (по три героя)

• Территориальная игра в песочнице

• Рисунок «Нарисуй то место, которое тебе больше запомнилось»

• Рефлексия занятия

Материалы:

Публикация «Конспект занятия „Путешествие на волшебную полянку“ (арт — терапия)» размещена в разделах

Аудиозапись «Звуки леса»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода; краски, фломастеры, карандаши, кисти, лист А4.

Каждое занятие мы начинали с ритуала приветствия, что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Мы предложили детям с помощью любимой мягкой игрушки, принесенной из дома, поприветствовать друг друга.

Упражнения на позитивную коммуникацию необходимо проводить каждую встречу и наблюдать за тем, чтобы в него были включены все участники группы.

Для того чтобы детям было легче включиться в основную работу и войти в предлагаемый образ, мы проводим разминку. Разминка представляет собой релаксационные упражнения с использованием музыкального сопровождения. Дети садятся на стулья, поставленные в круг, а психолог читает текст (второй психолог участвует в упражнении вместе с детьми).

Упражнение «Летний лес»

Цель - Релаксационное упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Звучит музыка — «Звуки леса».

Мы предлагаем детям сесть удобно, расслабиться.

Психолог. А теперь давайте отдохнем.

Недалеко от моего дома есть лес. Я люблю бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада всегда притягивали меня. Я быстро надеваю брюки, теплый свитер, кроссовки и отправляюсь в лес.

Я напрягаю ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно.

А сейчас я расслабляю ноги, руки, спинку, лицо.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Дорога не утомляет меня, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, мой любимый лес!

Все тропинки в нем мне знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Я направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко.

Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются со мной, приветствуя меня.

Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)

Я вхожу в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают мне свечи на праздничном торте. Мое внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Я наклоняюсь к нему и вижу еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)

Насладившись лесной прохладой и тишиной, я возвращаюсь домой.

Упражнение на развитие ассоциативного воображения

Мы просим детей рассказать о своих ощущениях и мыслях во время «путешествия», о том, что они увидели.

Далее дети подходят к песочнице с уже влажным песком (напряженным, тревожным и гиперактивным детям приятнее взаимодействовать с влажным песком: сухой рассыпается, и это их раздражает).

На первом занятии мы показываем возможности песочницы (можно раскопать дно, потрогать песок, выстроить гору, а также в игровой форме вводим правила, которые не позволяют ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает рядом «волшебник».

Территориальная игра

Оборудование: деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных игрушек и предметов, магнитофон, аудиозапись «Шум леса».

Психолог. Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.

Начало сказки (рассказывает психолог)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки (проводим впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части, на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком). Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками, как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?

Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом. Специалист в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников — построить коммуникации между территориями.

Наблюдение: Стиль ситуативной коммуникации «вокруг песочницы» отражал общий характер взаимодействия детей в классе. Участники группы прежде всего стремились захватить территорию друг друга. Эта борьба сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами (не могли поделить место, отгребали друг у друга песок, отнимали игрушки, ругались).

Наконец один из участников группы предложил построить мостик через реку, чтобы пойти в гости к другу. Глядя на него, другой ребенок построил взлетную полосу, для того чтобы гости могли прийти и к нему. Группа спонтанно разделилась на подгруппы (мальчики и девочки).

Окончание сказки (рассказывает психолог)

Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали, взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.

Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы.

По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом, закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне.

Мы переходим ко второй части нашего занятия — изотерапии.

Рассадив детей за одним большим столом, мы даем инструкцию: «А теперь нарисуй тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые тебе больше всего запомнились»

Мы предоставили детям возможность самим выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Во время работы некоторые дети пользовались карандашами и фломастерами (отказываясь от красок, так как эти средства позволяют детям избежать конфликта со своими чувствами, а также позволяют хорошо контролировать процесс рисования.

Рисунки оказались очень похожими друг на друга: многие дети нарисовали поляну и дерево. Нам было важно, что дети выразили свое психоэмоциональное состояние позитивно.

В конце каждого занятия необходимо подвести итог.

Усадив детей в круг, мы предложили им дать оценку занятия в двух аспектах : эмоциональном (что понравилось — что не понравилось, что было хорошо — что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делали).

Вот что говорили дети.

Петя: Мне понравилось, что Катя меня спрашивала: «А можно к тебе в гости?»

Оля: А мне не понравилось, что Ваня прилетал без разрешения.

Коля: Я хотел прийти к Пете, а Оля меня не пускала, хотя это была не ее территория.

Ответы детей фиксируются и анализируются, что позволяет на следующем занятии проработать конкретный межличностный конфликт.

Публикации по теме:

Арт-терапия в инклюзивном образовании Арт-терапия в инклюзивном образовании. Арт-терапией называется один из методов психотерапии, основанный на применении творческих навыков.

Арт-терапия в работе педагога-психологаАрт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Мастер-класс «Арт-терапия для всех» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49 «Золотой петушок» муниципального образования.

Методика «Арт-терапия У син» Методика "Арт - терапия У Син", "У Син - техника волшебства" Нацелена на решение сразу нескольких задач. Одна из них состоит в том, чтобы.

Арт-терапия. Упражнения и техники .

Арт-терапия в ДОУ В настоящее время вырос интерес у логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей, родителей интерес к использованию арттерапии в развитии.

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие на волшебную полянку» для родительского собрания Конспект интегрированного занятия «Путешествие на волшебную полянку» Задачи: Образовательные: - Закрепить знания детей о геометрических.

Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников»Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Конспект консультации для педагогов по теме «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Сказкотерапия.

Арт-терапия в психологии Арт- терапия в психологии. Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие на волшебную полянку» (арт — терапия)
Опубликовано: 13 марта 2019 в 09:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие на волшебную полянку» (арт — терапия)» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Матяшова (УИ 1627351) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД