Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие на волшебную полянку» (арт — терапия)

Дарья Матяшова
Конспект занятия «Путешествие на волшебную полянку» (арт — терапия)

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ

(песочная терапия, изотерапия)

План занятия :

• Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»

• Упражнение на развитие ассоциативного воображения

• Выбор героев сказочного леса (по три героя)

• Территориальная игра в песочнице

• Рисунок «Нарисуй то место, которое тебе больше запомнилось»

• Рефлексия занятия

Материалы:

Публикация «Конспект занятия „Путешествие на волшебную полянку“ (арт — терапия)» размещена в разделах

Аудиозапись «Звуки леса»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода; краски, фломастеры, карандаши, кисти, лист А4.

Каждое занятие мы начинали с ритуала приветствия, что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Мы предложили детям с помощью любимой мягкой игрушки, принесенной из дома, поприветствовать друг друга.

Упражнения на позитивную коммуникацию необходимо проводить каждую встречу и наблюдать за тем, чтобы в него были включены все участники группы.

Для того чтобы детям было легче включиться в основную работу и войти в предлагаемый образ, мы проводим разминку. Разминка представляет собой релаксационные упражнения с использованием музыкального сопровождения. Дети садятся на стулья, поставленные в круг, а психолог читает текст (второй психолог участвует в упражнении вместе с детьми).

Упражнение «Летний лес»

Цель - Релаксационное упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Звучит музыка — «Звуки леса».

Мы предлагаем детям сесть удобно, расслабиться.

Психолог. А теперь давайте отдохнем.

Недалеко от моего дома есть лес. Я люблю бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада всегда притягивали меня. Я быстро надеваю брюки, теплый свитер, кроссовки и отправляюсь в лес.

Я напрягаю ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно.

А сейчас я расслабляю ноги, руки, спинку, лицо.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Дорога не утомляет меня, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, мой любимый лес!

Все тропинки в нем мне знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Я направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко.

Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются со мной, приветствуя меня.

Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)

Я вхожу в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают мне свечи на праздничном торте. Мое внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Я наклоняюсь к нему и вижу еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза.)

Насладившись лесной прохладой и тишиной, я возвращаюсь домой.

Упражнение на развитие ассоциативного воображения

Мы просим детей рассказать о своих ощущениях и мыслях во время «путешествия», о том, что они увидели.

Далее дети подходят к песочнице с уже влажным песком (напряженным, тревожным и гиперактивным детям приятнее взаимодействовать с влажным песком: сухой рассыпается, и это их раздражает).

На первом занятии мы показываем возможности песочницы (можно раскопать дно, потрогать песок, выстроить гору, а также в игровой форме вводим правила, которые не позволяют ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает рядом «волшебник».

Территориальная игра

Оборудование: деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных игрушек и предметов, магнитофон, аудиозапись «Шум леса».

Психолог. Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.

Начало сказки (рассказывает психолог)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки (проводим впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части, на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком). Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками, как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?

Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом. Специалист в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников — построить коммуникации между территориями.

Наблюдение: Стиль ситуативной коммуникации «вокруг песочницы» отражал общий характер взаимодействия детей в классе. Участники группы прежде всего стремились захватить территорию друг друга. Эта борьба сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами (не могли поделить место, отгребали друг у друга песок, отнимали игрушки, ругались).

Наконец один из участников группы предложил построить мостик через реку, чтобы пойти в гости к другу. Глядя на него, другой ребенок построил взлетную полосу, для того чтобы гости могли прийти и к нему. Группа спонтанно разделилась на подгруппы (мальчики и девочки).

Окончание сказки (рассказывает психолог)

Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали, взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.

Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы.

По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом, закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне.

Мы переходим ко второй части нашего занятия — изотерапии.

Рассадив детей за одним большим столом, мы даем инструкцию: «А теперь нарисуй тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые тебе больше всего запомнились»

Мы предоставили детям возможность самим выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Во время работы некоторые дети пользовались карандашами и фломастерами (отказываясь от красок, так как эти средства позволяют детям избежать конфликта со своими чувствами, а также позволяют хорошо контролировать процесс рисования.

Рисунки оказались очень похожими друг на друга: многие дети нарисовали поляну и дерево. Нам было важно, что дети выразили свое психоэмоциональное состояние позитивно.

В конце каждого занятия необходимо подвести итог.

Усадив детей в круг, мы предложили им дать оценку занятия в двух аспектах : эмоциональном (что понравилось — что не понравилось, что было хорошо — что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делали).

Вот что говорили дети.

Петя: Мне понравилось, что Катя меня спрашивала: «А можно к тебе в гости?»

Оля: А мне не понравилось, что Ваня прилетал без разрешения.

Коля: Я хотел прийти к Пете, а Оля меня не пускала, хотя это была не ее территория.

Ответы детей фиксируются и анализируются, что позволяет на следующем занятии проработать конкретный межличностный конфликт.

Публикации по теме:

Арт-терапия в инклюзивном образовании Арт-терапия в инклюзивном образовании. Арт-терапией называется один из методов психотерапии, основанный на применении творческих навыков.

Арт-терапия в работе педагога-психологаАрт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Мастер-класс «Арт-терапия для всех» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49 «Золотой петушок» муниципального образования.

Методика «Арт-терапия У син» Методика "Арт - терапия У Син", "У Син - техника волшебства" Нацелена на решение сразу нескольких задач. Одна из них состоит в том, чтобы.

Арт-терапия. Упражнения и техники .

Арт-терапия в ДОУ В настоящее время вырос интерес у логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей, родителей интерес к использованию арттерапии в развитии.

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие на волшебную полянку» для родительского собрания Конспект интегрированного занятия «Путешествие на волшебную полянку» Задачи: Образовательные: - Закрепить знания детей о геометрических.

Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников»Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Конспект консультации для педагогов по теме «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Сказкотерапия.

Арт-терапия в психологии Арт- терапия в психологии. Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие на волшебную полянку» (арт — терапия)
Опубликовано: 13 марта 2019 в 09:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД