Юлия Богалеева
Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект консультации для педагогов по теме «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников»
Сказкотерапия – лечение сказками, при котором происходит совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти истоки проблем и образные способы их решения.
Публикация «Конспект консультации для педагогов „Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Цель сказкотерапии: Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков
Задачи сказкотерапии:
Развивать слуховое и зрительное внимание;
Развивать наблюдательность и зрительную память;
Развивать аналитические способности (умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи);
Развивать фантазию и творческое воображение;
Снимать эмоциональное и физическое напряжение;
Развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
Требования в работе со сказкой:
Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, как интеллектуальное, так и эмоциональное, раскрытие творческого потенциала.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая или слушая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира и, в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.
У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5 – 6 лет дети предпочитают волшебные сказки.
Сказка – богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах.
1. Использование сказки как метафоры.
Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни ребенка. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки.
Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо - плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
5. Использование сказки как притчи - нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Творческая работа по мотивам сказки предполагает дописывание, переписывание, работу со сказкой.
Основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок.
2. Рассказывание сказок.
3. Переписывание сказок.
4. Постановка сказок с помощью кукол.
5. Сочинение сказок.
Разбираем подробно конспект занятия с элементами сказкотерапии и арт-терапии "Снегиренок" вместе с педагогами.
Практическое задание для педагогов "Сочинение сказок". Педагоги учатся сочинять терапевтическую сказку.
Для того, чтобы педагогам было легче начать сочинять свою сказку, были даны 6 простых советов:
1. Главный герой (Принцесса, дракон, зайка итд., либо выдумать своего персонажа и дать ему имя)
2. Придумай характер герою, привычки (например, принцесса злая и коварная, дракон добрый и трусливый)
3. Где находится герой (королевство,лес,пустыня,деревня)
4. Придумай приключение. Что с ним произойдет, что изменит его привычный ход жизни. Какая опасность, трудность или событие заставит его идти к цели?
5. Запомни,что волшебное число препятствий в сказках- «3»! Именно столько трудностей предстоит пройти твоему герою, прежде чем он найдет свою доброту, любовь, или осмелится спасти королевство.
6. Помните, что в сказках полным-полно волшебства и поэтому каждый предмет может стать волшебным и помочь нашему герою или наоборот навредить, в сказках звери разговаривают и дружат с людьми.
Все зависит только от тебя!
ВЫВОД: «СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»:
Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.