Получи документы

Конспект занятия «Широкая масленица» Видео (1 фото)

Камила Нурыевна Гареева
Конспект занятия «Широкая масленица» Видео

Программное содержание:

- знакомить детей с русским фольклором,

- прививать любовь к народному творчеству.

Материал:

Корзина с хохолом. ложками, кисти, гуашь, вода, ложки для росписи, булавки, нарисованное солнце с 7 лучиками по дням Масленицы, брошюра с рецептами.

Ход занятия:

Звучит музыка Иван Купала "Масленица"

1 слайд

- Здравствуйте добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину!

Как у наших ворот Собирается народ! Мы сегодня зиму провожаем! Весну красную встречаем! Коляда, коляда, Здравствуй, Масленица!

Публикация «Конспект занятия „Широкая масленица“ Видео» размещена в разделах

Ребята, а что такое Масленица? Кто знает?

«С давних времен Масленица- самый веселый праздник. Отмечают его в конце зимы. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Праздновали ее так: собирались дети со всей округи, строили снежные горы и крепости, катались на санях, устраивали карусели и аттракционы.

Празднуют Масленицу целую неделю. Каждый день недели имеет свое название.

2слайд

Начинается Масленица в понедельник и называется - «Встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!». Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой».

Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3 слайд

Второй день - вторник - звался «Заигрыш».

С утра молодцы и девицы катались с гор, ели блины, проводили игры, ходили по улицам ряженые. Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.

4 слайд

Третий день Масленицы - среда - «Лакомка».

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

5 слайд

Четвёртый день Масленицы - четверг «Разгуляй».

На этот день приходилась середина масленой гульбы : позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею. Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

6 слайд

Пятый день Масленицы – пятница «Тёщины вечеринки».

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки». На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей. Девушки в полдень выносили блины в миске на голове.

7 слайд

Шестой день Масленицы – суббота «Золовкины посиделки».

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками.

8 слайд

Седьмой и последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье».

Сжигали чучело которое держало в руке блин, как символ зимы, которая закончилась.

Сжигая Масленицу, приговаривали:

- Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травки зеленели

Небеса синели и колосья зрели

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

А пепел развевали над полями - "на богатый урожай".

Веселились в этот день, пока не зазвонят колокола к вечерне. С первым ударом колокола веселье прекращалось. Все шли в церковь. После службы просили прощения у родных, близких, знакомых и даже незнакомых людей произнося слова: «Бог прощает, и мы простим».

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Какая же Масленица без игры на ложках!

Ложки, ложки

Расписные ложки,

Ложки золочёные

Узоры крученые

Хоть щи хлебай

А хоть музыку играй.

9 слайд

Фрагмент видео "Ложкари"

Наши деды на Руси — у любого ты спроси -

Эту ложку уважали, из берёзы вырезали.

Расписная ложка — лаковая ножка,

Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

И для каши и для щей нету ложечки нужней,

И красива и легка — для любого едока.

Мы наелись от души, ну и ложки хороши!

А теперь пойдём плясать, да на ложечках играть!

Посмотрите у нас есть подарочек! (корзина в ней ложки). Ребята, посмотрите, настоящие деревянные ложки и лопатки, только ещё не украшены. Посмотрите на готовые расписанные ложки как они украшены. Мы тоже украсим наши ложки.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ.

В технике Хохлома мы и будем расписывать ложки.

10 слайд

Видео "Мультик Хохлома"

Пальчиковая гимнастика

(медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачками вперед – назад)

Наши алые цветки

Распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет…

Наши алые цветки

Закрывают лепестки…

Головой качают,

Тихо засыпают.

Маленькие ягодки.

Спелые и вкусные,

По большой тарелочке

Рассыпались, как бусины.

После физминутки дети приступают к работе. Тихо звучат русские народные мелодии.

11-19 слайды

Ход работы

По окончанию работы расписанные ложки ребята забирают домой, плюс брошюры с рецептами блинов.

В конце занятия проводится игра.

Игра с движением «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (Надули животики, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик) .

Вот фарфоровые чашки - (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки - (тянутся вверх, руки смыкают над

Голова на тонкой ножке. головой)

Вот пластмассовый поднос - (ложатся на ковёр, вытягиваются)

Он посуду нам принёс.

Конспект занятия «Широкая масленица» Видео

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра «Чьи уши?» Игра-пазлы «Русские узоры»Игра «Чьи уши?» Игра-пазлы «Русские узоры» Игра «Чьи уши?». Материал: лист бумаги с изображением ушей различных животных, и отдельно лицо человека и мордочки животных без ушей. Нужно.

Занятие в подготовительной группе «Городецкий петушок»Занятие в подготовительной группе «Городецкий петушок» - Продолжать знакомить детей с изделиями Городецких мастеров. - Закреплять знания детей о Городецкой росписи,ее цветов,гамме,способах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Широкая масленица» Видео
Опубликовано: 6 марта 2015 в 00:11
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД