МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»

Власова Надежда Ивановна
Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»

Цель: 1. Показать, какие основные декоративные элементы использовались в русских орнаментах, на понятийном уровне дать их объяснение.

2. Помочь детям понять символику цвета в русском национальном костюме.

3. Закрепить знания о названиях головных уборов, их особенностях (внешний вид, украшение).

4. Учить составлять узор, располагать его элементы симметрично.

5. Воспитывать интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Символика цвета и украшений русских женских головных уборов“» размещена в разделах

Материал: формы головных уборов, сделанные детьми заранее; модели элементов орнаментов, изображения различных женских головных уборов, сюрпризная коробочка с пушками, зеркало, украшения, детские концертные костюмы.

Ход занятия.

Воспитатель: День вам добрый! Милости прошу к нашему шалашу! Сядем рядком, поговорим ладком. Вот какие девицы пришли на посиделки: Аннушка-красавица, Дарьюшка-хозяюшка, свет Надежда-умница, Ирочка-ясный цветик, весёлые пташки Женя да Наташка, Екатерина Прекрасная. Все они мастерицы, каждая умеет делать головные уборы. По русскому обычаю девушки к празднику сами головные уборы делали.

На Руси было много разных головных уборов с интересными названиями. Какие вы знаете? (Кокошник, венец, кичка, сорока, корона, повязка).

Воспитатель: Как их украшали?

Воспитатель (дополняет ответы детей) : Шитые золотом, разноцветными нитями, украшенные лентами, пуговичками, жемчугом, самоцветными камешками кички, кокошники и сороки венчали головы русских красавиц. В работу девушки вкладывали душу, желания, мечты, добрые мысли. Головные уборы назывались так же, как птицы. И часто их украшали пушками из гусиного и лебединого пуха. (Следует показ шкатулки с «подарками»).

Воспитатель: Какой цвет был самым любимым?

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: А ещё, какие цвета использовали?

Воспитатель: Наряды мастерили зимними вечерами под завывание вьюги за окном. Как вы думаете, о чём мечтали девушки?

Воспитатель: Какие цвета могут обозначать лето, цветы, тепло?

Воспитатель: Скажите, для чего в узорах использовали чёрный цвет?

Воспитатель: Часто для украшения использовали золото. Какие краски надо смешать, чтобы получить золотой цвет?

Воспитатель: Золотой – цвет добра, честности, трудолюбия. Недаром говорят: «золотая душа», «золотые мысли», «золотые руки». В старину человек был связан с природой. И он изображал силы природы на одежде. Главным изображением было солнце.

Выкладываются модели, а дети выбирают те, которые могут изображать солнце, и одновременно объясняют свой выбор. Рассматривая остальные детали, выделяют те элементы, которые обозначают поле, траву, воду, птицу, человека. Вместе с детьми воспитатель «прочитывает» узор на своём головном уборе.

Воспитатель: Какие заветные мечты вы бы хотели изобразить с помощью узора на своём головном уборе?

Дети приступают к работе. В ходе занятия они поют хором народные песни, а воспитатель кратко рассказывает о том, как часто в украшениях использовался жемчуг. Поощряет работу детей пословицами: «Кто хвалился, тот с горы свалился», «От добрых рук ничего не уходит», «Доброе дело само себя хвалит», «Глаза боятся, а руки делают», «Конец – всему делу венец».

В ходе занятия дети надевают свои головные уборы, смотрятся в зеркало, «читают» узоры.

Публикации по теме:

Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»)Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы») Цели игры «Волшебный фонарик»: 1. Развивать умение согласовывать числительные с существительными. 2. Развивать зрительное внимание. 3.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания это наш уголок патриотического воспитания. Как бы придумать оригинальнее уголок патриотического воспитания, мы очень долго придумывали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 16:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД