Приложение МААМ

Конспект занятия «Учимся играть в шахматы. Игровые ситуации для дошкольников»

Колпакова Юлия
Конспект занятия «Учимся играть в шахматы. Игровые ситуации для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»

Цель: Познакомить детей с игрой, историей ее возникновения.

Задачи: Дать первоначальное представление о шахматных фигурах. Познакомить с названием шахматных фигур. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми. Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре. Развитие умения думать, расширение кругозора, внимательности и наблюдательности.

Публикация «Конспект занятия „Учимся играть в шахматы, Игровые ситуации для дошкольников“» размещена в разделах

Оборудование и дидактическое оснащение занятия. Демонстрационная доска. Наборы шахматных фигур. Комплекты учебников И. Г. Сухина «Шахматы» .Дидактические игры. Загадки, задачи на шахматную тему. Словарь: шахматы, ладья, ферзь, слон, конь, пешка.

Ход занятия.

1)Организационный момент.

Организация детей на занятие, создание положительного психологического настроя- проведение психогимнастики.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

2)Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою:

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, — сказал ребятам Петя. —

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король —

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

- О какой игре шла речь в стихотворении? ( Дети: О шахматах).

- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах, и мы решим все споры.

Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки тетушки Совы».

- Что же такое шахматы? Просто игра? ( Дети: Это спортивная игра).

- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.

- В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? ( Дети: В смекалке, находчивости,вбыстроте ума….)

- А кто из вас уже умеет играть в шахматы (Ответы детей) А кто хотел бы научиться?

Дидактическая игра «Соответствия»

- Ребята, а вы запомнили названия шахматных фигур? О них упоминалось в начале занятия, в стихотворении, и тетушка Сова их называла. Давайте повторим вместе!

А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:

«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает.

Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные.

Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были изгнаны, лишь один, самый известный, остался.

«Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть.

А мудреца велел хорошо наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» (потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.

Ребята, Вы устали? (Да) Предлагаю немножко отдохнуть, выходите ко мне.

Физкультминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Ребята, а Вы любите играть? (Да).

Я Вам предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек» (дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру и достают её из мешочка).

Игра «Большая и маленькая». (Поставить перед детьми шесть разных шахматных фигур. Попросить выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом снова выбрать самую высокую из оставшихся фигур и отставить в сторону и т. д. до самой маленькой фигуры)

Игра "Расставь фигуры" (дети должны правильно расставить фигуры в первоначальное положение).

Игра "Что изменилось?». (На магнитной доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети должны определить все произошедшие изменения).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо вы сегодня играли. А сейчас вспомним ещё раз название всех шахматных фигур :

Я смотрю на первый ряд

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на месте пешки.

3) Заключительная часть. Рефлексия.

Что мы сегодня с Вами делали (Ответы детей) Что нового узнали? Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения? Мне очень понравилось с Вами играть. Вы у меня самые умные, веселые и смелые ребята! На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой!

Литература:

1. И. Г. Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г. ;

2. И. Г. Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 1, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2017г. ;

3. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/ Д: Феникс, 2004;

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Сценарий методического мероприятия для педагогов по игровому моделированию «Учимся играть, играя!» Сценарий методического мероприятия Направление: организация методической работы с кадрами НАЗВАНИЕ Игровое моделирование с педагогами.

Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №29 «у лукоморья». Доклад: Игровые обучающие ситуации как.

Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками» На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях.

Квест игра для воспитателей «Играть или не играть» «Играть или не играть» Квест игра для педагогов. Цель: Проследить влияние среды на развитие сюжетно-ролевой игры. Обсудить какие условия.

Проблемные ситуации для дошкольников Проблемная ситуация "В какой коробке больше сока?" Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Дополнительная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Азы шахматных наук».

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе»Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе» Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе» в младшей дошкольной группе Цель: Обобщить и закрепить представления.

Видео к родительскому собранию «Учимся играть вместе» 2 младшая группа. Видеофильм был подготовлен к нетрадиционному родительскому собранию во второй младшей группе на тему: "Учимся играть вместе". Мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Учимся играть в шахматы. Игровые ситуации для дошкольников»
Опубликовано: 27 июля 2017 в 08:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Учимся играть в шахматы. Игровые ситуации для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Колпакова Юлия (УИ 1231151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД