Получи документы

Конспект занятия «В гости к матрешкам» в кружке «Родное слово» по обучению мордовскому языку

Ольга Гусева
Конспект занятия «В гости к матрешкам» в кружке «Родное слово» по обучению мордовскому языку

Тема: «В гости к матрешкам»

Цель: Вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;

- пополнить словарь детей за счет новых слов – шекшата, вирь;

- знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа;

Публикация «Конспект занятия „В гости к матрешкам“ в кружке „Родное слово“ по обучению мордовскому языку» размещена в разделах

-способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.

Развивающие:

- развивать психические процессы;

- развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;

-развивать речь, мышление, память.

Воспитательные:

- вызвать у детей желание помочь матрешкам, кукле Татюше;

- воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Словарная работа : Мон саян кши, шекшата, вирь, монь лемем, няка и др.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии; чтение мордовских сказок; прослушивание мордовских народных песен; разучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций с национальной одеждой: вышивка, узоры; чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.

Материал и оборудование: игрушки - продукты питания (хлеб, яйцо, огурец, лук, яблоко, морковь, капуста, молоко, вода, картинки с изображением птиц, диких животных, кукла в национальном костюме, силуэты фартуков, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, запись песни «Авкай молян мон вирев».

Методические приемы: сюрпризный момент - письмо, художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, дыхательная гимнастика, игра, вопросы к детям, рефлексия.

Ход занятия:

Воспитатель-Шумбратадо,эйкакшт!

Дети - Шумбратадо!

В. - Эйкакшт, нам сегодня в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим от кого это письмо.

- Нас приглашают в гости мордовские матрешки. Они живут очень далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим пить и есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.

На столе приготовлены игрушки - хлеб, яйцо, огурец, лук, яблоко, молоко, соль, вода.

Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мордовском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:

Д. «Мон саян кши», «Мон саян куяр» и т. д.

В. Эйкакшт, продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.

- Как надо сказать по-мордовски «Счастливого пути!».

Д. Паро ки ланго!

(Дети идут и подходят к лесу. Картины с изображениями диких животных, птиц. На пенечке сидит кукла в национальном мордовском костюме.)

Д. Шумбрачи, няка.

- Шумбратодо, эйкакшт.

Д. - Кода тонь леметь? (Как тебя зовут)

-Монь лемем Татюша.

Кукла знакомится с детьми, спрашивает, как их зовут.

Д. Кода тонь леметь?

Д Монь лемем Ваня и т. д.

В. - Татюша, что ты такая грустная?

-Я заблудилась.

В. Ребята, давайте мы для нее расскажем потешки, чтобы она развеселилась.

Дети рассказывают потешку на мордовском языке. «Ай, Таняня,Таняня» Ай,Таняня,Таняня

Сатиновой паляня,

Таня моли пандова

Материянь кандомо.

Танянь пильгесь пупордясь

Материясь кукордясь.

В. Ребята, посмотрите, как развеселилась Татюша. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.

(Заходим в «лес», слышно пение птиц.)

В. Эйкакшт, куда мы пришли?

Д. В лес-вирьс

В. Эйкакшт, посмотрите, сколько птиц в лесу! Каких птиц вы знаете? Назовите.

(Ответы детей)

В. А кто вспомнит и прочитает потешку про птицу – сороку, на мордовском языке?

(Чтение потешки «А сезяка,сезяка»)

В. Я хочу познакомить вас еще с одной птичкой. Эта птичка – дятел, по-мордовски – «шекшата». Она тоже встречается в наших краях, но мы ее редко видим, т. к. она живет в лесах.

Беседа про дятла.

В- Вот мы с вами узнали еще одно слово на мордовском языке. «Шекшата» - это дятел. Повторите это слово за мной.

(Дети проговаривают слово).

В. Хорошо в лесу! Давайте сделаем физкультминутку на свежем воздухе.

Истя вирев минь мольтяно.

Истя пангт минь кочксетяно.

Истя умарть чукатано.

Истя сынст минь пурнатано.

В. Посмотрите, в лесу много зверей. Татюша, дети знают, как они называются по-мордовски.

Дети называют – сеель, овто, ривезь, нумоло, ур, верьгиз.

В. Эйкакшт, пойдем дальше, а то матрешки, наверное, заждались.

В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки.

Д. Шумбратадо, Матрешкат!

- Шумбрачи, тенк!

- Ребята, давайте посчитаем их на мордовском языке

Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, вете.

В-Эйкакшт, пока вы их считали, они мне нашептали на ушко, что у них износились фартуки и они стали некрасивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили фартуки, украшенные мордовским узором.

Дети подходят к столам.

В. - Какие элементы мордовской росписи вы знаете?

В. - Какие цвета используются в мордовском узоре?

Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают, на силуэт.

В. Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрешкам.

В. Вастомазонок, эйкакшт.

Д. Вастомазонок.

Публикации по теме:

Дидактические игры по обучению татарскому языку «Дед Мороз несет подарки» и «Остров сокровищ»Дидактические игры по обучению татарскому языку «Дед Мороз несет подарки» и «Остров сокровищ» «Дед Мороз несет подарки» для детей 4-7лет Цель: способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке. Закреплять знания о предметах,.

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы «Easter. Пасха» Приветствие. Фонетическая зарядка. В волшебном лесу. Празднование Пасхи-великое событие,посвященное смерти и воскрешению Иисуса Христа. В.

Конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к обезьянке»Конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к обезьянке» Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ»Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ» 1. Игровое упражнение «Ехала машина.» Цели. Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака. Учим образовывать глаголы.

Конспект занятия по обучению игре в баскетбол Конспект занятия по обучению игре в баскетбол в подготовительной группе. Задачи:1. Совершенствовать технику передачи, бросков мяча; 2. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Родное слово «мама»!Родное слово «мама»! Мамочка любимая, родная и неповторимая! Солнышко ты наше и нет тебя в мире краше. Твой дом - оплот тепла, мудрости, света и добра! Немного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В гости к матрешкам» в кружке «Родное слово» по обучению мордовскому языку
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 20:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД