Конспект занятия «В осеннем лесу»

Татьяна Кулейкина
Конспект занятия «В осеннем лесу»

Возраст: дошкольный (5-6 лет)

В осеннем лесу

Цель НОД: обобщение представлений детей об осенних изменениях в жизни растений

Задачи приоритетной образовательной области

«Познавательное развитие»:

• актуализировать представления детей о временах года и их признаках;

• обогащать представления детей о названиях деревьев, форме их листьев;

• исследовать причины изменения окраски листьев осенью;

• развивать психические процессы (внимание, память, мышление).

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.

«Социально-коммуникативное развитие»:

• способствовать развитию эмоциональной отзывчивости;

• способствовать формированию готовности детей к совместной деятельности со взрослым и сверстниками;

• формировать уважительное отношение к окружающему миру;

• формировать основы безопасности поведения в природе.

«Речевое развитие»:

создавать условия для обогащения активного словаря детей словами: «вещество», «хлорофилл», «эксперимент»;

• развивать связную речь.

«Художественно-эстетическое развитие»:

• создавать условия для формирования эстетического отношения к окружающему миру.

«Физическое развитие»:

• совершенствовать опыт двигательной активности детей;

• развивать мелкую моторику рук.

Планируемые результаты НОД: дети проявляют инициативу, самостоятельность в познавательной деятельности, общении, игре; обладают элементарными представлениями об окружающем мире; владеют устной речью; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляют инициативу, любознательность; развита крупная и мелкая моторика; владеют основными движениями и управляют ими.

Предпосылки учебных действий:

коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности;

познавательные – умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира;

регулятивные – умение выполнять действие по образцу и заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

личностные – умение оценивать результат своей деятельности, оказывать помощь сверстникам.

Цель применения НКТ в НОД: создание игровой мотивации к деятельности; привлечение и удерживание внимания детей; решение познавательных задач с опорой на наглядность.

Оборудование для педагога: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Оборудование для детей:

• спортивное оборудование (ребристая дорожка, обручи, канат);

• дидактическое оборудование (макеты деревьев рябины, березы, дуба, ели; листья этих деревьев);

• познавательно-исследовательское (крупный зеленый лист клена, полоска черной бумаги, стакан с водой);

• мультимедийное оборудование (компьютерная презентация).

Деятельность воспитателя Деятельность детей

I. Мотивационный этап (1 мин.)

Цель:создание условий для возникновения интереса детей к образовательной деятельности Цель: переключение внимания детей с игровой на образовательную деятельность

Ребята, чем вы предлагаете сегодня заняться?

Хорошие предложения. А может быть мы сейчас и поиграем, и позанимаемся, и опыт проведем?

1.1. Подвижная игра «Мы листики осенние»

Выполняет движение вместе с детьми

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели. Дети играют в групповом помещении.

Подходят к воспитателю.

Предполагаемые ответы детей: «Поиграть», «Позаниматься», «Провести опыт».

Предполагаемые ответы детей: «Да», «Согласны».

Выполняют движения, повторяют слова.

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Руки в стороны, махательные плавные движения.

Медленно приседают на корточки.

Встают, руки в стороны

Бег с плавными махательными движениями.

Приседают.

II. Ориентировочный этап (2мин.)

Цель: подведение детей к самостоятельной формулировке темы; актуализация представлений детей об осеннихявлениях в жизни природы Цель: Самостоятельная формулировка темы и цели НОД

2.1. Загадывание загадки.

Ребята, хотите отгадать новую загадку, которую вы никогда не слышали?

Тогда слушайте.

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет,

Когда такое бывает? Дайте ответ.

И я тоже так думаю! Все эти явления бывают осенью.

2.2. Актуализация представлений детей об осенних явлениях в жизни природы. Фронтальная беседа.

- Какое сейчас время года?

- А как вы догадались, что наступила осень?

Ребята, посмотрите, к нам залетел листочек!

- В какой цвет осень покрасила листочек?

-А как вы думаете, куда нас листочек приглашает?

-А что мы будем делать в лесу?

Согласна с вами. Листочек приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой природы.

Хотите, отправиться на прогулку в осенний лес? Отправляемся на прогулку.

Предполагаемые ответы детей: «Да», «Хотим».

Предполагаемые ответы детей: «Осенью».

Предполагаемые ответы детей: «Осень».

Предполагаемые ответы детей: «Пожелтели и опадают листья», «Часто идет дождь», «Мы стали теплее одеваться».

Предполагаемые ответы детей: «В желтый».

Предполагаемые ответы детей: «В лес», «В парк».

Предполагаемые ответы детей: «Любоваться природой», «Гулять».

Предполагаемые ответы детей: «Да», «Хотим».

III. Исполнительский этап (15 мин.)

Цель: создание условий для осуществления детьми различных видов деятельности,поддержание мотивации детей Цель: осуществление различных видов деятельности

3.1. Организация двигательной активности (речь с движением)

Кликнуть мышкой на слайд 1. Звучит музыка, пение птиц.

Воспитатель произносит слова и вместе с детьми выполняет движения:

По тропинке в лес пойдем.

Лужи, мимо обойдем.

Перепрыгнем ручеек.

Посмотрели мы налево.

Посмотрели мы направо.

Посмотрели вверх на солнце.

Ах, какая красота!

Кликнуть мышкой на слайд 2.

Куда же привела нас тропинка? Где мы очутились?

3.2. Обсуждение схемы «Правила поведения в лесу».

Ребята, а какие правила поведения мы должны соблюдать, когда приходим в лес?

Кликнуть мышкой на слайд 3. На экране по щелчку появляются знаки, подсказывающие правила поведения в лесу.

И я тоже так думаю. Все эти знаки нам подсказывают как правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить природе.

3.3. Создание проблемное ситуации.

Ребята, посмотрите, какие красивые деревья встретились нам в лесу!

Кликнуть мышкой поочередно на слайды 4, 5. На экране появляются слайды с изображением деревьев.

Кто знает, как они называются?

Как вы узнали, что дерево так называется?

Выключить экран.

Под макетами деревьев разложены листочки.

Посмотрите сколько разных листочков под деревьями! Кто же их разбросал?

Что же нам делать?

Хорошее предложение.

3.4. Дидактическая игра «Кто листочек потерял?». Парная работа.

Давайте возьмем по листочку.

Воспитатель берет листочек.

Давайте посмотрим внимательно, у кого такой же листочек.

Объединяемся в пары. Я буду в паре с Машей.

Обсудите, пожалуйста, в парах, какому дереву они принадлежат, и положите его под это дерево.

3.4. Организация самопроверки с помощью экрана.

Кликнуть мышкой на слайд 6.

Петя и Катя, посмотрите, правильно ли вы определили листочек?

Какому дереву он принадлежит?

Как он называется?

Аналогично выполняется работа со слайдами 7, 8, 9.

Выключить экран.

3.5. Познавательно-исследовательская деятельность «Как листья опадают». Индивидуальная работа с элементами дифференциации.

Ребята, вы замечали на прогулках, как листья падают с деревьев? Все одинаково или по-разному?

Ой, у нас возникла проблема.Одни ребята говорят: «Одинаково»,другие: «По-разному». Как же нам быть? Кто же прав?

Предлагаю провести эксперимент, для того, чтобы выяснить, как падают листья.

Берем любой листочек. Поднимаем руку с листочком вверх и выпускаем его из пальцев.

Пока лист летит,внимательно следим за его полетом и запоминаем: быстро или медленно он падает, летит прямо вниз или кружился? Попробуйте с несколькими листьями.

Эксперимент проводится несколько раз.

Какие выводы мы можем сделать из нашего эксперимента?

3.6. Организация педагогического оценивания.

Ребята, как вы думаете, получилось ли у нас определить листочки и выяснить как они падают?

А что нам помогло правильно выполнить задание?

Молодцы ребята!

3.7. Организация познавательно-исследовательской деятельности.

Ребята, а почему же листья на растениях осенью желтеют?

А помните, несколько дней назад мы с вами проводили опыт?

Предварительная работа – постановка эксперимента «Почему листья желтеют?», доказывающего влияние солнечного света на состояние растений.

1. Воспитатель с детьми во время прогулки взяли крупные листья клена, которые еще не начали желтеть.

2. Половину каждого листа заклеили черной бумагой, чтобы ограничить доступ света.

3. Поставили листья в стакан с водой и поместили в хорошо освещенное место.

Согласна, пришло время посмотреть, что у нас получилось.

Подходит к окну.

Берем листочки, снимаем бумагу и сравниваем половинки листа.

Что вы наблюдаете?

3.8. Сообщение новых сведений.

Это происходит потому, что бумага не пропускает свет солнечных лучей, а солнце окрашивает растения в зелёный цвет!

Осенью в природе происходит то же самое, солнечного света становится меньше, зелёная краска (она называется хлорофилл) листьев разрушается, и листья растений становятся жёлтыми, красными, фиолетовыми.

Дети повторяют слова за воспитателем,выполняют движения:

Проходят по ребристой дорожке.

Обходят обручи.

Перепрыгивают через канат.

Смотрят налево.

Смотрят направо.

Смотрят вверх, стоя на носочках.

Удивляются, разводят руки в стороны.

Подходят к макетам березы, ели, дуба, рябины.

Предполагаемые ответы детей: «Мы в лесу».

Предполагаемые ответы детей:

«Нельзя рвать цветы», «Разводить костер», «Кричать», «Брать птенцов», «Нарушать покой птиц», «Разорять гнезда», «Мусорить».

Предполагаемые ответы детей: «Береза», «Дуб», «Ель», «Рябина».

Предполагаемые ответы детей: «По форме и размерам листочков».

Предполагаемые ответы детей: «В лесу был сильный ветер и перепутал все листочки».

Предполагаемые ответы детей: «Давайте подберем к каждому дереву свой листочек».

Берут по листочку.

Находят у кого такой же листочек.

Объединяются в пары.

Дети совещаются в парах и определяют, от какого дерева листочек и кладут его под соответствующий макет.

Предполагаемые ответы детей: «Да».

Предполагаемые ответы детей: «Березе».

Предполагаемые ответы детей: «Березовый».

Предполагаемые ответы детей: «Одинаково», «По-разному».

Предполагаемые ответы детей: «Надо проверить», «Взять листочки и попробовать».

Предполагаемые ответы детей: «Согласны».

Выполняют эксперимент.

Наблюдают за падением листьев.

Дети, проводят эксперимент несколько раз с разными листьями.

Предполагаемые ответы детей: «Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся». «Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся».

Предполагаемые ответы детей: «Да», «Получилось».

Предполагаемые ответы детей: «Мы были внимательные», «Мы вместе обсуждали», «Мы работали в парах».

Рассуждают, высказывают свои предположения.Предполагаемые ответы детей: «Становится холодно», «Не знаю».

Предполагаемые ответы детей: «Помним», «Но мы не знаем, что получилось».

Подходят к окну.

Выполняют необходимые действия.

Делают вывод.Предполагаемые ответы детей: «Часть листочка под черной бумагой пожелтела и стала засыхать.

Внимательно слушают новые сведения.

IV. Рефлексивный этап (3 мин.)

Цель: подведение итогов занятия, соотнесение цели занятия с результатами; получение обратной связи.Цель: соотнесение цели занятия с полученными результатами, выражение эмоций по итогам деятельности, обмен мнениями.

Ну что же, ребята, пришла пора попрощаться с осенним лесом и возвращаться в сад?

4.1. Беседа. Обмен мнениями.

- Ребята, вам понравилась наша прогулка?

- Получилось ли у нас узнать что-то новое об осенних изменениях в жизни растений?

- Что для вас было самым интересным и удивительным?

Молодцы ребята, мы с вами отлично справились со всеми заданиями.Предполагаемые ответы детей: «Да».

Ответы детей.

Предполагаемые ответы детей: «Да».

Предполагаемые ответы детей: «Получилось».

Предполагаемые ответы детей: «Я узнал, как листья падают», «Я узнала, почему листья осенью желтеют».

V. Перспективный этап

Цель: совместное обсуждение и планирование вариантов самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности воспитателя с детьми.

5.1. Беседа и планирование дальнейшей деятельности.

1. С кем бы вы хотели поделиться тем, что вы сегодня узнали?

2. Что еще об осенних явлениях вы хотели бы узнать?

Спасибо, вы подсказали мне, чем мы будем с вами заниматься дальше.

А сейчас, кто хочет, может нарисовать или слепить осенние листья. А кто хочет, может поиграть.

Предполагаемые ответы детей: «С друзьями», «С родителями».

Предполагаемые ответы детей: «Почему птицы улетают на юг», «Как звери в лесу готовятся к зиме», «Почему осенью становится холодно».

Дети выбирают в центре ИЗО-деятельности материалы для продуктивной деятельности или начинают играть.

Информационные ресурсы:

1. https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-yeksperiment-pochemu-zhelteyut-listja.html

2. http://www.uaua.info/ot-6-do-9/shkola-ot-6-do-9/news-48598-kak-obyasnit-rebenku-pochemu-listya-na-derevyah-menyayut-tsvet/

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/10/plan-konspekt-nod-tema-pochemu-osenyu-listya

4. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/kompleksnye/issleduem-listya.html

5. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/kompleksnye/issleduem-listya.html

6. http://rastishka.by/articles/opyty-dlya-detej-s-osennimi-listyami/

Прикреплённые файлы:

prezentacija_g4tb8.pptx | 7773,59 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет об осеннем утреннике «Теремок в осеннем лесу»Фотоотчет об осеннем утреннике «Теремок в осеннем лесу» Осенний утренник "Теремок в осеннем лесу" В моей группе прошел осенний утренник. Балом правила - Осень. Дети показали представление - русской.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «В осеннем лесу» Занятие в подготовительной группе «В осеннем лесу» Цель: Закрепить и расширить представления об осени. Задачи: Закрепить и активизировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Много грибов в осеннем лесу» (вторая младшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Много грибов в осеннем лесу» (вторая младшая группа) Задачи: Образовательные: - научить изображать грибы способом «примакивание»; - упражнять в умении располагать несколько предметов на.

Конспект НОД с применением нетрадиционной техники торцевания «Ежик в осеннем лесу»Конспект НОД с применением нетрадиционной техники торцевания «Ежик в осеннем лесу» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 184 «Искорка» комбинированного вида» (МКДОУ.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности «В осеннем лесу» Тема: " В осеннем лесу. " Образовательная область: " Познание", " Художественное творчество". Программные задачи. Образовательные: систематизировать.

Конспект НОД по коллективной работе во второй младшей группе «Ёжики в осеннем лесу»Конспект НОД по коллективной работе во второй младшей группе «Ёжики в осеннем лесу» Как же прекрасна осень! Каждый раз это время года представляется в совершенно новом цвете. Несмотря на то, что вся природа снижает свою.

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «В осеннем лесу» Приоритетная образовательная область: • познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: • социально-коммуникативное развитие;.

Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте в средней группе «Приключения в осеннем лесу» Воспитатель Ильина Е. Н. Тема: Приключения в осеннем лесу. Цель: Знакомство с гласными звуками А,О, У, четкое произношение и характеристика.

Конспект занятия «Лесовичок в осеннем лесу» Лесовичок в осенним лесу. Программное содержание: Продолжать учить проговаривать и запомнить за воспитателями потешки; развивать активную.

Прогулка в осеннем лесу!Прогулка в осеннем лесу! Очень приятно прогуляться в прекрасный осенний денек по осеннему лесу. Там очень красиво. Мы наблюдали за деревьями, кустарниками, дышали.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Деревья и листья
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия «В осеннем лесу»
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 14:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 июня. День игр с водой на МААМ

Важному энергетическому ресурсу, без которого жизнь на планете Земля невозможна, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой идей, как провести этот праздник, и...

14 июня. День солнышка на МААМ

Не зря всё-таки Солнышко рисуют чаще всего с добрым и улыбающимся лицом. Всё живое нуждается в нём. Если много дней подряд оно не появляется из-за туч, то мы скучаем по нему и грустим. А когда появится...


Горячие темочки