Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Ярмарка народов Оренбуржья»

Татьяна Егорова
Конспект занятия в подготовительной группе «Ярмарка народов Оренбуржья»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Ярмарка народов Оренбуржья».

Направление: познавательное развитие

Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.

Задачи интеграции образовательных областей:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Ярмарка народов Оренбуржья“» размещена в разделах

Социально – коммуникативные: продолжать формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе; устанавливая положительные взаимоотношения с педагогом и сверстниками; продолжать формировать толерантное отношение и чувство уважения к другим народам, их традициям и обычаям;

Познавательное развитие: учить детей находить отличительные особенности национальных костюмов;

развивать интерес к истории родного края; учить анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы; закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, решать задачки; называть части суток, дни недели, развивать умение считать в прямом и обратном порядке до 10.

Речевое развитие: продолжать развивать диалогическую речь, отвечать на поставленный вопрос предложением; расширять и активизировать словарный запас; продолжать закреплять знания детей о звуках и буквах;

Художественно - эстетическое развитие: развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности; расширять представления детей о декоративных элементах национальных орнаментов.

Физическое развитие: развивать координацию движений, ловкость; развитие мелкой моторики.

Оборудование: карточки с буквами, нетрадиционная техника рисования трафаретированием на зеркале, гуашь, салфетки, национальные костюмы народов Оренбуржья – русский, татарский, украинский, узбекский, белорусский;

Русский уголок: ваза с колосьями пшеницы, каравай, самовар, сушки, салфетки, матрешка, рушник, пуховый платок, ложки, расписанные хохломской росписью.

Татарский уголок: чайная посуда – пиалы, тюбетейки, паутинка, кистень.

Украинский уголок: рушник вышитый, вышивки гладью, вазочка плетеная, вареники (мулляжи)

Узбекский уголок: арбуз, дыня, сухофрукты, пиалы, чайник, матрешка,

Белорусский уголок: горшки, плетеная корзина, плетеные вазочки из соломки, холст натуральный, вышивки, рушник, картофель (мулляжи).

Словарная работа: национальность, портки, косоворотка,«калфак», тюбетейка, сабантуй, картуз, хата, подворье, «бульба», сарафан, кокошник, карнай.

Приемы руководства деятельностью детей:

Постановка целей и мотивация деятельности детей, активизация деятельности детей в процессе мероприятия, организация практической деятельности детей, поддержание интереса детей к происходящему, приемы оценки и самооценки детей.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, исполнение ТСО. Словесный: беседа, объяснение, пояснение, вопросы, художественное слово

Практический: игровые и творческие упражнения

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Воспитатель (в русском народном костюме) встречает гостей хлебом и солью:

- Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада вас приветствовать на нашей оренбургской земле!

1. Звучит русская народная музыка, в зал входят дети в русских национальных костюмах, здороваются и проходят в русский уголок.

Воспитатель: Проходите к столам и присаживайтесь, пожалуйста!

2. Звучит татарская народная музыка, входят дети в татарских народных костюмах, здороваются на татарском языке: - Исянмэсез! (проходят за татарский стол)

3. Звучит украинская мелодия, входят дети в украинских народных костюмах, здороваются по -украински: - Добридэн (проходят за украинский стол)

4. Звучит народная узбекская музыка, входят дети в национальных узбекских костюмах, здороваются по – узбекски: - АссоломуАлейкум (проходят за узбекский стол)

5. Звучит белорусская народная музыка, входят дети в национальных белорусских костюмах, здороваются по – белорусски: - Дабрыдзень! (проходят за белорусский стол)

Воспитатель: - Ребята, а в какой город вы приехали? (Оренбург) А в какой стране мы живем? (России)

Оренбург – это наша малая… (Родина) А как одним словом можно назвать жителей Оренбурга? (оренбуржцы)

Наш город Оренбург какой….- Огромный, Речной, Единый, Народный, Большой, Уральский, Развитый, Гостеприимный.

- Какой звук, в каждом слове первый?

- Чем отличается звук от буквы? (Дети называют и по буквам составляют слово ОРЕНБУРГ и читают)

- Смотрите, ребята, какие замечательные буквы у меня есть (Р, Н, У,О, Е, Б, Р, Г)

-Ребята, давайте составим слово. (Составляют слово Оренбург) Давайте прочитаем это слово вместе.

II.Основная часть.

Воспитатель: -Оренбург - наша малая Родина. Это центр области, самый главный город Оренбуржья. Ребята, сколько лет исполнилось городу Оренбургу? (275лет) Чем богат наш оренбургский край?

Предполагаемые ответы детей:

В нашей области выращивают пшеницу) (слайд) Добывают нефть и газ (слайд). Наши оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки и паутинки (показывает платок)

Воспитатель: Наш Оренбургский край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей. Послушайте стихотворение (читает ребенок).

«Лучшее богатство»

По-разному люди в стране нашей жили,

Но верой и правдой Отчизне служили.

Дороже любого другого богатства

Ценились всегда у нас скромность и братство.

Есть слово такое хорошее – «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном.

Воспитатель: Назовите, какие вы знаете национальности? (Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей. Ребята, а какие достопримечательности есть в нашем городе?

Предполагаемые ответ детей: В нашем городе много разных достопримечательностей (дети называют)

Воспитатель: А где собираются и отдыхают люди разных национальностей в нашем городе? (правильно, в культурном комплексе «Национальная деревня») Это своеобразный музей – ставший символом дружбы и единения народов Оренбургского края. Представителям почти каждой национальности, проживающих - в Оренбургском крае, отведено подворье, где они имели возможность построить музеи, строения и рестораны в своем национальном стиле. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Национальной деревне». Вы согласны? (Да) Посмотрите на экран, что это за дом? (слайд)

1.(«Русское подворье»)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в гости приехали гости в русских национальных костюмах. Посмотрите, пожалуйста, на русский национальный костюм девочки?

Девочка (в нац. костюме) : Дети к празднику готовы,

Посмотрите на обновы.

Сарафан – то расписной,

Да с рубашечкой льняной

- основной одеждой девочек была сорочка, поверх которой надевали сарафан, а на голову надевали кокошник.

Мальчик (в нац. костюме) : Мужской костюм – это рубаха – косоворотка, которая шилась из белой, синей, красной ткани. Вокруг талии завязывались порты – длинные штаны, а на голову надевали картуз.

Воспитатель: Очень красивые костюмы! А из каких частей состоит женский костюм (Сорочка, сарафан, кокошник) Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, портки, картуз)

Девочка: - Русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними.

Мальчик:-А еще они очень любили и умели веселиться. Пели русские народные песни, играли в русские народные игры.

Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете? (Колечко, краски, ручеёк)

Мальчик: Приглашаем всех поиграть в игру «Ручеёк» (играет русская народная музыка)

Проводится игра «Ручеёк»

Девочка: А мы привезли вам подарок.

Мальчик: Мы привезли вам красивую ложку, украшенную хохломской росписью. (дарят)

2. Воспитатель: - Посмотрите на экран - это «Татарское подворье».(слайд) Посмотрите, ребята, а к нам еще пришли гости. Как вы думаете, люди, какой национальности пришли к нам в гости? (татары)

Мальчик : Татарская земля родная,

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края,

Где б так же почитали их.

Девочка:- девочки носили красивые приталенные платья, а на голову надевали головной убор, который называется «Калфак»

Мальчик:- мальчики надевали верхнюю одежду, котораяназываласьжилет, который надевался на рубаху. Головной убор у мужчин называется «Тюбетейка». И есть татарская народная игра «Тюбетейка». Сыграем?

Игра проводится под татарскую национальную музыку. Татарская народная игра «Тюбетейка»

(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание)

Задания для играющих:

1. Назовите соседей числа 6 и 8

2. Посчитайте в прямом и обратном порядке до 10;

3. Решите задачу:

Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей(6)

4. Назватьсколько в неделе дней?

5. Назовите части суток?

6. Назовите геометрические фигуры?

7. Посчитайте по – порядку?

8. Как называется часть круга, если поделить на 4 части?

9. Назовите времена года?

10. Назовите осенние месяцы?

После игры дарят тюбетейку.

Воспитатель: Ребята у татар, как и у других национальностей есть свои любимые праздники. Самым любимым праздником татар является «Сабантуй». И сейчас Эмилия расскажет нам об этом празднике. Она прочтет про этот праздник стихотворение на родном языке, а Витя прочтет на русском языке:

После сева летним днём Бугенбезде Сабантуй

Мы станцуем и споём Эшперенненбарын куй!

Веселись же и ликуй! Тузрекйегермейданга,

Это праздник Сабантуй! Байрам башланаанда!

Воспитатель: Молодцы, очень интересное стихи! Праздник сабантуй проводится под открытым небом, на него собирается много народа, они играют в народные игры и поют песни, устраивают скачки на лошадях, победитель получает приз – живого барана.

3. Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Посмотрите внимательно на экран. Это «Украинское подворье» (слайд) А еще кто к нам в гости пожаловал? (Украинцы)

Девочка: О, как прекрасна Украина!

Её таврийские поля,

Её леса, луга, пригорки,

И благодатная земля!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые украинские костюмы, какие красивые вышивки!

Девочка: украинский костюм, ребятки - это юбка, белая блузка с очень яркой и красивой вышивкой. Головной убор - украинский венок из искусственных цветов с лентами,а еще девочки надевали вышитый передник.

Мальчик: мужчины носили вышитые рубашки, вот такие штаны-шаровары, а рубаха подпоясывалась кушаком- это длинный пояс.

Воспитатель: Красивые костюмы у украинцев? (да) Скажите гости дорогие, а как называется украинский дом? (Хата) Хата покрыта соломой, беленная, вокруг хаты есть плетень.

Мальчик: У всех народов есть свои национальные блюда, у украинцев –это вареники. (дарят вареники)

А, еще мы хотим подарить вам украинский танец (танцуют).

4. Звучит национальная узбекская музыка, з вучит карнай (слайд с узбекскими видами)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли еще гости, скажите, пожалуйста, из какой страны вы приехали?

Дети:- Из Солнечного Узбекистана.

Мальчик: Мы живем в Узбекистане,

Очень любим край родной,

Он хорош зимой и летом,

И особенно весной!

Девочка: - узбечки одеваются в яркие платья с особым восточным узором, Волосы заплетены в косички, на голове - тюбетейка. Это не только красивый, но и удобный в работе костюм, он защищает от палящего солнца и от прохлады в зимнее время.

Мальчик:мужчины узбеки одеты в полосатый халат из хлопка, и штаны, на голове - тюбетейка, она спасает от палящего солнца.

Воспитатель:- Скажите,пожалуйста, какая погода в Узбекистане?

Мальчик: в Узбекистане очень тепло, летом очень жарко, узбеки очень много трудятся и выращивают фрукты и овощи. Мы привезли вам гостинцы: арбуз, дыню и сухофрукты (дарят)

Девочка: - узбечки очень любят танцевать, я сейчас вам подарю узбекский танец. (танцует)

5. Воспитатель: А у нас есть еще гости, ребята, посмотрите на экран Это Белорусское подворье. (слайд) к нам пожаловали гости из Белоруссии.

Девочка: Нет милее березок, что на белой Руси,

О земле белорусской их возьми, расспроси.

Об озерах святых и березовых рощах,

И как солнце лучи свои в водах полощет!

Мальчик: - Белоруссия - это просторы, засеянные зерновыми культурами, цветущие поля льна, картофельные угодья и знаменитая Беловежская пуща. Любимый праздник белорусов - «Бульба». Так называют в Белоруссии картошку. И весь праздник посвящен картошке, а любимое блюдо из картофеля называется драники.

Девочка: белорусская девочка одевается в юбку с кофточкой, жакет и передник, которые были украшены национальным орнаментом. На голове – повязка –рушник.

Мальчик: у мальчика – это льняная рубашка с вышивкой и поясом, на голове мужчины носили соломенные шляпы.

Воспитатель: белорусский народ любит петь песни, танцевать. Сейчас наши гости споют песню на родном языке.

(поют песню на белорусском языке «Гарни, гарни, бульбу з печы»)

Мальчик: А белорусские мастера – гончары лепили из глины посуду, а также плели из прутьев красивые корзины, а мы вам привезли в подарок красивый горшочек (обращает внимание детей на белорусский стол)

(Дарят горшочек)

III. Заключительная часть.

Воспитатель:- А сейчас мы все вместе сделаем ковер Дружбы Я приготовила вам краски (гуашь) и трафареты из национальных узоров (воспитатель объясняет технику рисования узоров на зеркале)

Полюбоваться красивым Ковром дружбы!

Воспитатель: Ребята, предлагаю нам всем вместе споем песню о дружбе, песня называется «Большой хоровод»

IV. Итог занятия.

Воспитатель : У каждого народа есть свои праздники, у каждого народа есть свои танцы и песни, обычаи и обряды, которые они свято чтят и хранят. Культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру нашего Оренбуржья.

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Осенняя ярмарка» в подготовительной группеФотоотчет о празднике «Осенняя ярмарка» в подготовительной группе Русский народ имеет богатые игровые, плясовые и певческие традиции. Мы стремимся приобщить наших воспитанников к обрядам, традициям общения.

«Ярмарка подвижных игр народов Поволжья». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Дети входят в зал с песней: Тетушка Деленка Вот такая рукоделенка Собирала возле речки ягоды, грибы На корыте выезжала из избы Шила платье.

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы)Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы) Цель: расширить представления детей о международных праздниках разной направленности. Задачи: - обогащать первоначальные представления.

Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево»Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево» .

Конспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Воспитывать у детей любовь и уважение к людям разных национальностей. Расширять знания об их жизни, обычаях. Развивать способность.

Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада «Овощная ярмарка»Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада «Овощная ярмарка» Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада, тема «Овощная ярмарка» Автор занятия: воспитатель старшей группы Морозова Н. С.

Конспект занятия в младшей группе «Весёлая ярмарка ждёт гостей»Конспект занятия в младшей группе «Весёлая ярмарка ждёт гостей» Задачи: -дать детям понятие о ярмарке, создать радостное настроение; -учить осознавать собственные мышечные и эмоциональные ощущения; -развивать.

Проект «Ярмарка» в подготовительной группе детского садаПроект «Ярмарка» в подготовительной группе детского сада Проект «Ярмарка» Актуальность проекта: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ,.

Сценарий праздника «Фестиваль Дружба Народов» в подготовительной группе Сценарий праздника «Фестиваль Дружба Народов» Подготовительная группа. Дети выходят под музыку и поют песню (затем уходят на свои места).

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка» в подготовительной группеСценарий праздника «Осенняя ярмарка» в подготовительной группе Цель: приобщение детей к народному творчеству. Задачи: - способствовать развитию музыкально - эстетического вкуса; - расширять знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Ярмарка народов Оренбуржья»
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 19:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД