Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Мы с тобою казаки»

Татьяна Севрук
Конспект занятия в подготовительной группе «Мы с тобою казаки»

Подготовила воспитатель 1 категории: Севрук Т. Н. образовательная область:

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие.

Цель: Создание условий для пополнения словаря старших дошкольников новыми словами и понятиями с предметами быта.

Задачи:1. Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.

2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Мы с тобою казаки“» размещена в разделах

3. Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта (курень, ухват, скрыня, глэчик, рубель, прялка)

3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю - малой Родине.

Ход занятия:

Воспитатель: Что для нас, ребята, яблонька (компьютер) сегодня приготовила?

- Маршрут путешествия.

Дети рассматривают и уточняют маршрут путешествия.

1. Курень

2. Колодец

3. Река Дон, лес.

4. Подкова

5. Горница

Ребята, вы запомнили маршрут? Молодцы, тогда в путь.

1 маршрут «Курень»Воспитатель: Ребята, чем отличаются курень казаков от домов, в которых живете вы?

Дети: Курень у казаков двухэтажный. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.

- Поэтому про курень говорят

Курень, куренек

Он не низок, он высок…

Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?

Дети: Весной река Дон разливался, и вода затапливала дома, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.

- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.

Воспитатель: Казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне». Полна кладовая запасов, а какие же продукты хранили казаки в низах?

Дети: пшеницу, кукурузу, подсолнух, виноград, овощи и фрукты.

Воспитатель: Вокруг дома шел балкон. Как казаки его называли?

Дети: Балясины

Воспитатель: А для чего казаки строили балясины?

Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.

Воспитатель: Умницы, дети.

2 маршрут «Колодец»Воспитатель: Какой следующий маршрут у нас?

Дети: Колодец.

Воспитатель: А для чего казакам нужен был колодец?

Дети: Из колодца казачки набирали воду в вёдра и носили на корамысле домой, готовили еду, стирали грязную одежду, купались, поили животных.

Воспитатель: Верно, а вода в колодце была какая?

Дети: Холодная, студёная, чистая, прозрачная, вкусная.

Игра «Пронеси воду в вёдрах с коромыслом»

3 маршрут «Рыбы и животные»Воспитатель:Следующий маршрут у нас «Рыбы и животные»

Воспитатель: Почему казаки говорят «Река Дон – река жизни»?

Предполагаемые ответы детей: В Дону круглый год ловили рыбу, пользовались водой для приготовления пищи, купались, стирали, поили животных, поливали огороды, сады, виноградник и т. д.

Воспитатель: Верно, а в лесах водились дикие животные. Но что произошло, кто-то навёл здесь беспорядок. Предлагаю девочкам разместить диких животных в лесу, а мальчикам рыб в реке Дон.

Воспитатель: Ребята, а какая рыба водилась в Дону?

Дети: Речная, донская, в Дону водится селёдка, карп, карась, щука и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а нам пора отправляться по следующему маршруту, это что?

Дети: Подкова.

Воспитатель: Верно, а что такое подкова?

Дети: Подкова – это обувь коней.

4 маршрут «Подкова»Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на заваленку, да поиграем с вами. Знаете пословицы о коне?

Дети:

Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

Казаку конь дороже себя.

Сам погибай, а коня выручай

Казаку конь отец родной и товарищ боевой.

Верный друг казака – конь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А ещё у меня для вас, есть загадки, отгадаете?

1. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается (рушник).

2 Кто в избе рогат? (ухват).

3 Стоит попадья, двумя поясами подпоясана

Стоит толстячок, подбоченивши бочок (кадка).

4 Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

5 Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).

6 Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).

Воспитатель: Остался последний маршрут – это «Горница»

5 маршрут «Горница»Воспитатель: Здравствуйте казак Матвей и казачка Аксинья! Интересно, что сегодня приготовила нам Аксинья?

На столе лежат разрезные картинки: печка, рубель, самовар, сундук, чугун, ухват, глэчик.

Воспитатель: Вот, что приготовила нам Аксинья! Ребята, хотите узнать,что изображено на разрезных картинках? Тогда предлагаю вам их собрать.

Дети собирают картинки, называют изображение. Глэчик для детей новый предмет и предположительно они его назовут кувшином.

Воспитатель: Ребята, на самом деле эту посуду казачки называли глэчик. Глэчик - это глиняный кувшин в котором хранили молоко и в нем оно долго не прокисало.

Воспитатель: А есть ли предметы, которые вы назвали, в горнице и для чего использовали их казачки? Расскажите, пожалуйста.

Предполагаемые ответы детей:

- Белье казачка гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Он ребристый, похож на ребристую дощечку. На каталку наматывали мятое полотенце и силой проводили по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким.

Воспитатель: «Ребята, а на чём казачки готовили еду?»

Предполагаемые ответы детей: В старину печку ласково называли – матушкой, кормилицей, в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу.

Для приготовления еды, у казачки есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь.

- А ставили чугунки в печь ухватом (ребёнок показывает). Казачья еда была очень полезной, вкусной.

- На прялке пряли нитки, из которых вязали тёплые вещи. Щерсть использовали из пуховых коз.

Воспитатель: Ребята, а как в старину называют сундук?

Предполагаемый ответ детей: В старину сундук называли скрыня.

Воспитатель: Как вы думаете, что хранили в нем?

Дети: Нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Одежда казака и казачки самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами, юбки у казачек были длинными, кофточка имела оборочку, которая называлась басочкой. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Казак носил темные штаны с лампасами, рубашка обязательно подпоясывалась ремнем. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс.

- Для приготовления чая использовали самовар. Вся семья собиралась за столом пили горячий чай.

Воспитатель: Молодцы, ребята, казаки были гостеприимными, добрыми людьми и казачка вам приготовила угощение.

Дети угощаются баранками, пьют чай, благодарят.

- Пришло время прощаться с хозяевами - казаками. До свидания!

Публикации по теме:

«Кто такие казаки?» Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет Цель: Приобщение дошкольников к исторически сложившейся традиционной культуре Донского края, знакомство с самобытностью, фольклором, военными.

Сказка «Правильно, вкусно питайся всегда, чтоб не случилась с тобою беда» Авторская сказка. Автор А. В. Митрофанова «Правильно, вкусно питайся всегда, Чтоб не случилась с тобою беда». Звучит музыка Ведущий: У.

Сценарий физкультурного досуга «Мы — Донские казаки» старшая группаСценарий физкультурного досуга «Мы — Донские казаки» старшая группа Цель: Формирование представлений о жизни, культурных ценностях, традициях донских казаков. Задачи: Способствовать развитию физических качеств,.

Конспект творческо-исследовательской деятельности «История возникновения города Краснодара. Казаки»Конспект творческо-исследовательской деятельности «История возникновения города Краснодара. Казаки» ель: систематизировать знания детей об истории возникновения города Краснодара, о казаках, их быте, профессиях, развивать познавательную.

Конспект занятия «Донские казаки и их быт» Цели: Создать условия для формирования реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков. Задачи: Образовательные:.

Презентация по патриотическому воспитанию для детей средней группы «Кто такие казаки» В современном обществе одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это сложное чувство возникает.

Проект по экологическому воспитанию «Пойдём с тобою в огород»Проект по экологическому воспитанию «Пойдём с тобою в огород» 1. Актуальность проекта Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный.

Проект в подготовительной группе «Казаки и Пасха»Проект в подготовительной группе «Казаки и Пасха» Подготовила и провела воспитатель группы: Жестерова Ю. В. Проект: краткосрочный Срок реализации: с 22.04.2019г. по 30.04.2019г. Участники:.

Сценарий театрализованного представления «Кубанские казаки» Сценарий театрализованного представления «Кубанские казаки» Чтец: Дан приказ Екатерины заселять южные края, Охранять Руси границы, засевать.

Сценарий внеклассного занятия «Защитники отечества — Кубанские казаки» Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся.

Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Мы с тобою казаки»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 12:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД