МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Обитатели Севера»

Наталья Пупкова
Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Обитатели Севера»

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Обитатели Севера»

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о животных Севера.

Задачи:

образовательные:

- закрепить представления о природных и погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию „Обитатели Севера“» размещена в разделах

- расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме ;

-закрепить сформированные ранее лексико- грамматические категории (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- сформировать и закрепить навыки составления сложных предложений; сравнительного рассказа с помощью мнемотаблицы;

- формировать у детей представления о ЗОЖ (различные виды гимнастик)

развивающие :

- развивать навыки связного высказывания (умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; рассуждать, давать пояснения);

- развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание;

- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

- развивать мелкую и общую моторику; межполушарные связи;

- развивать координацию речи с движением.

воспитательные:

- воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;

- воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

Образовательные области:

Речевое развитие

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

Методы и приё мы: словесные (объяснение, игра, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, игра)

Форма проведения: совместная развивающая деятельность с использованием различных технологий

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация «Обитатели Севера»; глобус, мнемотаблица, экран с подсветкой; силуэтные изображения обитателей Севера.

Предварительная работа:

Просмотр презентации, рассматривание иллюстраций, чтение книг и стихов по теме; разучивание различных гимнастик.

Ход НОД:

Организационный момент.

«Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки беремся,

И гостям мы улыбнемся»

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. А вот куда попробуйте догадаться…. Там всегда царствует холод, снега и морозы….

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно : на Крайний Север, в Арктику. Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала найти Арктику на глобусе.

Ребята, а что такое глобус?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно – это модель земли, нашей с вами планеты.

Дети подходят к глобусу.

Воспитатель: Какие цвета вы видите на глобусе, и что они означают?

Дети: голубой и синий цвета-это вода, зеленый цвет — это ровные участки земли, желтый цвет — это пески, пустыни, коричневый — горы, белый цвет — снег и лед.

Воспитатель: Так, где же мы будем искать Арктику?

Дети: там, где всё белое; это и на самом верху глобуса и внизу …

А кто может рассказать стихотворение про полюса?

Короной снежной с двух сторон.

Наш шар прекрасный окружён!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Воспитатель: А как же нам попасть на северный полюс?

Ответы детей.

Беседа о транспорте (самолёт, ледокол)

Воспитатель: А как вы думаете на чём быстрее мы с вами можем добраться?

Ответы детей.

Воспитатель: -Правильно, на самолете. Давайте, подготовимся к полёту.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд - загудел наш самолет,

Левое крыло вперёд - полетел наш самолет,

Раз, два, три, четыре, пять – нам посадку надо дать!

Воспитатель: - Приземлились. Посмотрите, ребята, мы с вами попали в настоящие зимнее царство Снежной Королевы. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Всё правильно, ребята. Лед в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами.

В Арктике лето очень короткое и холодное. Летом там полярный день. Несколько месяцев – белые ночи, но всё равно очень холодно!

Длинная холодная зима длится почти полгода. Солнце зимой не показывается на небе, длится полярная ночь. Всё время темно.

В бесконечной темноте в ночном небе бывает невероятно сказочное красивое явление - северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями, это очень волшебное завораживающее зрелище. Итак, мы на Крайнем Севере.

Воспитатель: Ребята, а, давайте со снежком поиграем. Ну – ка, дети не зевайте: вы снежок передавайте, на вопросы отвечайте.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный…

МОРОЗ (какой) - трескучий, ледяной, крепкий, сильный…

ВЕТРА (какие) – сильные, порывистые, снежные, морозные, холодные…

СНЕЖИНКА (какая) - искристая, пушистая, холодная…

А вот и снежинки появились, давайте с ними поиграем и гимнастику для глаз сделаем.

Гимнастика для глаз «Снежинка»

Мы снежинки увидали,

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки влево полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снежинку в центр перегнал.

Ветер снежинку вверх поднимал,

Ветер снежинку вниз опускал.

И на землю снег упал….

Мы приляжем на сугроб,

Отдохнем с тобой, дружок.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Глазки открываем,

Глазки наблюдают.

Воспитатель: Ой, что-то я совсем замёрзла. Давайте, погреемся…

Самомассаж :

Руки в кулачки сожмём

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмём,

Сильно на него нажмём.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже

Теплым стать ему поможем.

Щеки надуваются,

Губы улыбаются.

Подбородок разотрем,

Губки дружно пожуем.

Здесь живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

Воспитатель: Согрелись?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, нас кто - то встречает….

а мы его узнаем, когда загадку отгадаем

Загадки:

• С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны —

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода.

Появляется на экране ПЕСЕЦ.

Ребята, а что вы знаете про песца?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что внешне песец напоминает лисицу, но лают эти животные, как собаки. Это неудивительно, если учесть, что они относятся к роду псовых.

Ритмическая игра «Полаем как песец…»

• Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

Появляется на экране ОЛЕНЬ

- Чем покрыто тело оленя? (Шерстью)

-Какая у него шерсть? (Жесткая, густая, теплая).

-Для чего ему такая шерсть? (Она бережет его от холода).

-Для чего ему такие копыта? (Чтобы не проваливаться в снег, раскапывать еду).

-Какую пользу приносит олень людям? (Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы).

Воспитатель: А вы знаете, что, уникальные копыта северных оленей меняются в зависимости от времени года. С приходом тепла они становятся мягче, а зимой мягкие подушечки исчезают. Это помогает животным не скользить на льду и эффективнее раскапывать ногами снег в поисках ягеля. Благодаря жёстким волосам, растущим возле копыт, они не только не проваливаются в снег, но и практически не оставляют на нём следов.

А хотите покататься на оленях?

Подвижная игра с речевым сопровождением «Едем на оленях»

Полярное небо ночи темней,

Струйками пар из оленьих ноздрей

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

Свистят по дороге полозья саней,

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

И ветер с веселою песней моей

Летит над просторами

Снежных полей.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

Воспитатель: Мы с вами оказались перед Северным Ледовитым океаном. Холодная вода, плавают огромные льдины, Айсберги. А на льдине…

• Мех короткий, но густой

Есть клыки и ласты

В складку богатырь такой

Толстый и опасный.

Появляется на экране МОРЖ

- Чем покрыто тело моржа под кожей? (Жиром).

- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).

- Как называются ноги моржа? (ласты).

- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий).

- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки).

- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении - колоть лед).

А вы знаете, что такие большие, массивные моржи питаются маленькими рачками, моллюсками и беспозвоночными, а также рыбой. Охотятся моржи с помощью усов – вибрисс, – прощупывая ими морское дно. …

Воспитатель: Давайте посчитаем моржей….

Дидактическая игра «Сколько моржей?»

• Живет в краю холода, снега и льда,

Ему не страшна ледяная вода,

Не ленится рыбку ловить каждый день,

Зовется животное это… тюлень

- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).

- Что тюлень делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше).

- Как называют детеныша тюленя? (Тюлененок)

Воспитатель: Окраска большинства видов тюленей серая или бурая, некоторые виды имеют крапчатый узор. А маленькие тюленята имеют белую окраску, поэтому их еще называют бельками. Их шерстка мягкая и пушистая, легко намокает, поэтому они не могут сопровождать мать в воде и большую часть времени проводят на берегу или дрейфующей льдине.

Давайте, изобразим тюлененка.

Игра с речевым сопровождением «Тюлень»

Спит на льдине целый день

Толстый маленький тюлень.

У ленивого растяпы превратились

В ласты – лапы!

Воспитатель: -Ребята, а какое самое большое животное Севера?

(Белый медведь).

Правильно, белый медведь — самый крупный сухопутный хищник на Земле. Но он великолепно плавают. В воде белые медведи проводят больше времени, чем на суше. На лапах у него есть перепонки, которые помогают ему плавать. Нередко белого медведя можно увидеть плывущим в открытом море далеко от суши. А еще он часто путешествует на дрейфующих льдинах.

- А каких еще медведей вы знаете? А какой медведь живёт в наших лесах?

- Давайте, составим сравнительный рассказ о буром и белом медведях?

А что нам в этом поможет?

Ответы детей.

Дети составляют сравнительный рассказ про медведей с помощью мнемотаблицы

Воспитатель: есть ещё игра для вас, хотите поиграть с обитателями Севера?

Ответы детей

Подвижная игра с речевым сопровождением «Обитатели Севера»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, (руки с крестно над головой – «рога», бегут)

Им виден путь едва (высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Воспитатель: -Ребята, а какое животное с нами не играло? Ответы детей.

Воспитатель: -А вы помните, сколько длится полярная ночь?

Ответы детей.

Воспитатель: А сможем ли мы узнать в темноте животных Севера? Давайте, проверим.

Дидактическая игра «Кто где находится?»

Воспитатель: Ребята, а какие общие признаки у большинства обитателей Севера?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы всё запомнили о животных севера?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ну тогда, вы не зевайте: что бывает, а чего не бывает называйте….

Дидактическое упражнение "Нелепицы"

Воспитатель: Белый медведь живёт в жарких странах.

Дети. Белый медведь живёт на Севере.

Воспитатель: Тюлень охотится на белого медведя.

Дети. Белый медведь охотится на тюленя.

Воспитатель: Северный олень живёт в воде.

Дети. Северный олень живёт на суше.

Воспитатель: Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.

Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается рыбой.

Воспитатель: Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.

Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.

Воспитатель: Морж клыками ловит рыбу.

Дети. Морж клыками цепляется за льдины.

Итог совместной деятельности

Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. А что это за книга?

Ответы детей.

Воспитатель : правильно – это Красная книга, в которую занесены все редкие исчезающие виды животных. Многие животные Севера – белый медведь, северный олень, морж, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным.

Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителям.

Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель : А наш самолёт отправляется обратно в детский сад.

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре, пять – прилетел наш самолёт.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Посуды» в подготовительной группе Цель: закрепить представление о посуде, ее многообразии и назначении. Задачи: Образовательные: - Закреплять познания детей о посуде (умение.

Конспект НОД «Умники и умницы» по речевому развитию в подготовительной группе Конспект Н. О. Д по речевому развитию в подготовительной группе Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Конспект ОД по речевому развитию «Четыре желания» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Прогулка в лес» Цель: Выявить уровень речевого развития. Программное содержание: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времени года,.

Конспект занятия по речевому развитию «Доктор» в первой младшей группеКонспект занятия по речевому развитию «Доктор» в первой младшей группе Направление: речевое развитие, восприятие художественной литература. Тема: Доктор. Педагогические цели: знакомить с профессией врача,.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Конспект занятия «Школьные принадлежности» по речевому развитию для детей подготовительной группы Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки.

Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Елена Долгих Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сочиняем сказку» Цель: Развитие связной речи и речевого творчества дошкольников. Задачи: Образовательные: Способствовать развитию образности, развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Обитатели Севера»
Опубликовано: 26 января 2021 в 18:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД