Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Пустыня»

Наталья Пупкова
Конспект занятия в подготовительной группе «Пустыня»

«Пустыня»

Задачи. Познакомить детей с природной зоной «пустыня», с разнообразием пустынь (песчаные, каменистые, глинистые); с некоторыми представителями пустынных растений и животных, приспособленностью их к обитанию в таких условиях.

Предварительная работа. Проведение наблюдений и опытов с песком и глиной, с растениями в уголке природы (см. раздел «Планирование»).

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Пустыня“» размещена в разделах

Материалы, инструменты, оборудование. Глобус, географические карты мира и России; песок, глина, мелкие камни; фотографии (рисунки) пустыни, животных, растений песчаных пустынь; мелкие игрушки пустынных животных, макет пустыни, настольная лампа, большая емкость (таз, ящик) с песком.

Содержание занятия. Воспитатель читает и обсуждает с детьми отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Желтая страница», начиная со слов «Садовая дорожка усыпана песком» и до конца («Идет песок летучий на приступ, как войска»).

Дети рассматривают глобус и с помощью воспитателя находят места, обозначенные желтым цветом. Воспитатель напоминает, что синим цветом обозначают водоемы, белым — снег, коричневым — горы. А что может означать желтый цвет? Какого цвета песок в песочнице? (Желтого.) Поэтому на глобусе, на картах желтым цветом обозначены пустыни, в которых много песка. Они есть во многих местах. ( Воспитатель показывает на глобусе или на карте мира: в Африке, Азии, Америке.) В нашей стране пустынь немного. Они есть на юге, например, в Волгоградской области, Калмыкии. Много пустынь к югу от нашей страны — в Средней Азии, Казахстане. (Воспитатель показывает эти места на карте.)

Воспитатель разрезает три полиэтиленовые бутылки пополам, переворачивает верхнюю часть каждой из них горлышком вниз и вставляет в нижнюю половину. В отверстие горлышка помешается кусочек не очень плотного поролона или ваты. Первая емкость на-полняется песком, вторая глиной, третья — мелкими и средними камешками. Дети обсуждают, чем отличаются эти материалы и чем они похожи? Затем в каждую емкость наливается одинаковое количество воды. Дети наблюдают, через какой материал (песок, глину или камешки) вода просочится быстрее всего.

Воспитатель объясняет, что пустыни бывают не только песчаными, но и каменистыми, и глинистыми. Через какой материал вода просачивалась быстро, а через какой — почти не просачивалась? (Через песок вода прошла быстро, через мелкие камешки чуть медленнее, а через глину проходила с большим трудом.) Значит, если в песчаной или каменистой пустыне выпадет дождь, вода может так быстро просочиться под землю, что растения не успеют напиться. А вот в глинистой пустыне вода долго будет стоять на поверхности земли. Зато когда она высыхает, на месте луж образуются земляные корочки, покрытые солью. (Дети рассматривают высохшую глину с добавлением соли.)

Воспитатель подчеркивает, что хотя слово «пустыня» и произошло от слова «пусто», в ней тоже растут растения, даже деревья и кустарники, и обитают разные животные.

Воспитатель рассказывает о сухопутной черепахе (дети рассматривают либо живую черепаху, либо ее изображение) :

— Какие черепахи живут в степях и песчаных пустынях. В нашей стране их можно встретить на юге, например, в Волгоградской области. (Можно найти эти места на географической карте.) Воспитатель просит детей вспомнить, чем они кормят черепаху, и как часто Дают ей воду. Любят ли черепахи погреться, например, у батареи, на солнечном свету? Черепахи любят тепло, потому что привыкли к теплым условиям на своей родине. Летом, осенью и зимой черепахи спят в норках, а весной вылезают на поверхность, едят зеленую траву и откладывают в ямки яйца, из которых к осени появляются маленькие черепашки. Они остаются в песке до следующей весны

и впервые смогут увидеть мир только в следующем году. В своем пустынном доме черепахи почти не пьют. Им достаточно той воды, которая есть весной в сочной зеленой траве. Воспитатель обсуждает с детьми, зачем черепахе такой прочный панцирь. (Дети могут его потрогать.) Это защита от врагов, например гиен. Воспитатель под-черкивает, что пустыня — это самый лучший дом для многих черепах. Они к нему привыкли и замечательно в нем себя чувствуют, гораздо лучше, чем в квартире человека. (В процессе рассказа воспитатель вспоминает с детьми соответствующие темы о приспособленности животных к условиям их местообитаний, об «одежде» животных, которые изучались в прошлом году.)

Воспитатель рассказывает, что живущие в пустыне ящерицы, змеи и другие животные спасаются от врагов, быстро зарываясь в песок. Они как бы плавают в нем, ведь песок сыпучий. Воспитатель предлагает детям показать с помощью руки или палочки, как ящерица зарывается в песок. Можно ли так же зарыться в глину? (Воспитатель напоминает об опытах, которые дети проводили, изучая свойства песка и глины.)

Дети представляют, что их пальчики — это лапки, ноги животных, и повторяют движения обитателей пустыни по песку в емкости с песком. Легко ли передвигаться по такой поверхности? Нет, пальцы проваливаются, увязают в песке. Затем дети кладут на песок ладошку. Проваливается ли она так же, как пальчик? Нет, ладошка больше, шире, она лежит на поверхности песка. Воспитатель спрашивает, на чем удобнее ходить по рыхлому снегу — на лыжах или пешком? Какими должны быть лапы пустынных животных — узкими или широкими? Им ведь нужно уметь не просто ходить, но и быстро бегать по рыхлому, сыпучему песку! Воспитатель рассказывает, что у обитателей песчаных пустынь есть свои, особенные, песчаные «лыжи». У одних из них на лапах перепонки или их конечности (например, у ящерицы, насекомых) похожи на веер, у других — широкие копыта (антилопа). У некоторых зверей на лапах много шерсти и пуха (тушканчики, барханные кошки, пустынные лисички по имени фенек). Это помогает им защититься и от сильно нагретого песка.

В настоящей же пустыне, где солнце просто раскаляет поверхность, в летний день передвигаться совершенно невозможно, даже в обуви. Поэтому многие животные стараются не вылезать на поверхность днем. А у многих из них есть специальная защитная «одежда» — лапы некоторых зверей покрыты густой шерстью, у верблюда на коленях имеются особые мозоли, которые защищают от горячего песка.

Затем воспитатель рассказывает детям о самом известном представителе пустыни — верблюде. Дети рассматривают фотографии верблюда, воспитатель показывает места на карте, где он обитает (Средняя Азия, Монголия, Северная Африка, Ближний Восток) и рассказывает о его жизни в пустыне :

Верблюды бывают разными: есть верблюды- с одним горбом, а есть с двумя. Одногорбые верблюды давно уже стали домашними, они перевозят людей и их поклажу. Верблюд — очень сильное животное. Поскольку он все время что-нибудь жует, его называют жвачным. Это большое животное, выше самого высокого человека. У него очень длинная шея и короткая голова. Нос и рот устроены так, что пыль никогда не мешает верблюду дышать. В горбу верблюд запасает жир на тот случай, когда нечем будет питаться. Чем больше он ест, тем больше горб, и наоборот. Благодаря горбу, это животное может прожить без пищи целых десять дней. Во время пути верблюд сильно худеет, теряя воду. Но как только он снова пьет, его вид становится прежним. У верблюда очень густая, волнистая, мягкая шерсть. На груди, коленях и передних ногах у верблюда образовались мозоли. Эти мозоли, а также длинные ноги защищают от горячего песка, на котором верблюд вынужден отдыхать. А широкие ступни помогают передвигаться по сыпучему песку. Чтобы выжить в пустыне, верблюду приходится питаться сухими и жесткими растениями, даже если на них много колючек и шипов.

Физминутка:

Верблюд по пустыне

отважно шагает (шаги на месте)

Все тайные тропы

В пустыне он знает.

Он знает, что там (приставить ладонь ко лбу, как бы вглядываясь вдаль)

За барханом вода!

И держит он путь свой

Прямо туда (шаги на месте)

А там, за барханом (протянуть руки вперед)

Оазис, прохлада,

Напиться воды там

Верблюду так надо (наклоны вперед)

И снова в дорогу (шаги на месте)

Спешит караван.

И все там реально,

Мираж лишь- обман. (развести руки в стороны, как бы недоумевая)

А. Тесленко

Воспитатель объясняет, что все пустыни похожи друг на друга тем, что там летом очень жарко, и не хватает воды. А вот зимой в некоторых пустынях бывает очень холодно. Весной в пустынях идут дожди. В это время там не очень жарко. Весной пустыня становится совсем непохожей на пустыню, к которой мы привыкли: в ней много животных, зеленых и цветущих растений. В некоторых пустынях цветут красные, желтые тюльпаны, красные маки. (Дети рассматривают иллюстрации.)

В песчаных пустынях растет даже невысокое дерево. Оно называется саксаул. Его листья похожи на тоненькие палочки, поэтому в тени саксаула нельзя укрыться от палящего солнца, дерево почти не отбрасывает тень. Воспитатель напоминает детям опыт с полиэтиленовым пакетом, надетым на листья разных растений. В пакетах, которые помещали на растения с узкими листиками, воды оказалось меньше, чем в тех, которыми накрывали большие, сочные листья. С тонких листиков-палочек испаряется немного воды, а вода в пустыне очень ценится. В пустыне есть интересное растение с названием, «верблюжья колючка». Как дети думают, почему оно так называемся? Оно колючее, и его действительно едят верблюды. У этого растения такие длинные корни, что с их помощью оно достает воду, которая находится глубоко под землей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить кактус и любое другое комнатное растение с большими листьями, например, бегонию. Чем они похожи и чем отличаются? Какое из них нужно поливать часто? Почему кактус прекрасно обходится без воды? (Потому что его родина — пустыня.) Дети высказывают свои предположения о том, почему кактусы такие «толстые», для чего им колючки.

Воспитатель объясняет, что внутри кактуса находятся запасы воды, поэтому растения могут долго обходиться без нее. Многие животные хотели бы полакомиться сочным стеблем кактуса, но им мешают острые колючки. Колючки кактуса — это особые листочки. Кактусы растут не во всяких пустынях. Воспитатель показывает на глобусе или на карте мира американские пустыни, где растет много разных кактусов, и объясняет, что верблюды и кактусы в природе вместе «не встречаются», как думают многие, потому что они находятся в разных пустынях.

В конце занятия воспитатель обсуждает с детьми, чем пустыня отличается от леса, тундры, луга. Делает с детьми вывод, что многие животные и растения приспособились к обитанию в пустыне, им там неплохо живется. Если бы мы переселили их в наши леса (или в тундру, они не смогли бы там жить и погибли. У них свой дом — песчаная пустыня, к жизни в которой они приспособились.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Матрёшка» в подготовительной группеКонспект занятия «Матрёшка» в подготовительной группе ель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о матрешках.

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе План-конспект открытого показа НОД в образовательной области «Физическое развитие» инструктором по физкультуре Волковой О. В. в подготовительной.

Конспект занятия по умыванию в подготовительной группе Конспект умывания Группа: подготовительная Цель: совершенствовать культурно-гигиенические навыки умывания Задачи: совершенствовать навыки.

Конспект занятия «Радуга» в подготовительной группе Конспект занятия № 3 по познавательному развитию в подготовительной группе. Учебное пособие Плешакова А. А. «Зелёная тропинка» стр. 8. Программа.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Тема: «Целое и части» Цель: Ввести понятие целое и части..

Конспект занятия в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию «В нашей группе все дружны» Цель: Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности; Задачи: - Развитие дружеских отношений; - Формирование бережного.

Конспект занятия в подготовительной группе «Семья»Конспект занятия в подготовительной группе «Семья» Задачи: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих.

Конспект занятия «Путешествие в разные климатические зоны. Север, пустыня, море» (старшая группа) Тема «Путешествие в разные климатические зоны (север, пустыня, море)». Цель: Знакомство с различными климатическими зонами и обитателями.

Занятие для дошкольников «Пустыня» Пустыня Цель: Формировать экологические представления детей, интерес к различным природным зонам. Задачи: • Познакомить детей с особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Пустыня»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 20:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД