Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Русская изба»

Нина Филиппочкина
Конспект занятия в подготовительной группе «Русская изба»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Русская изба».

(с фотографиями)

Познавательное развитие.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Русская изба“» размещена в разделах

-познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);

-познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;

-развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Оборудование :предметы-экспонаты мини -музея (прялка,люлька,самовар, ухват,кочерга, горшок,рушники,утюг и др.)

Предварительная работа :сбор старинных предметов-экспонатов по теме среди родителей детей (коромысло,глиняный чугунок,рушники-2,серп,рассматривание иллюстраций,картин,чтение пословиц,поговорок.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях!

(приглашение в мини-музей)

Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)

-Как мы себя чувствуем дома?

-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? (ответы детей)

Воспитатель: Да, строили дома деревянные. А из какого дерева? (высказывания детей)

Воспитатель: Из сосны, ели, лиственницы.

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ,вы сегодня гости в такой избе мини-музеи.

Воспитатель :посмотрите,как я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд (сарафан).Это старинная русская одежда,так одевалась раньше женщина.

Воспитатель: В избу входили кланяясь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.

Воспитатель :лучшая комната в избе называлась горница! В ней принимали гостей. Проходите гости дорогие,мы нахидимся в музее нашего детского сада,который называется «Русская изба» .Предметы,которые в музее вы видите-музейные экспонаты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным (ответы детей). Отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит.

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь).

Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?

Воспитатель: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Воспитатель: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Щи да каша-пища наша (так говорит народная пословица).

Загадка: Что хозяйка в печку ставит,кто из вас ребята знает (чугунок).

Воспитатель: Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем варили суп, кашу, второе.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? (ответы детей) Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт… (ухват).

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Следующая загадка:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А это что?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая…. (ложка)

Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Динамическая пауза: дети под народную музыку играют на ложках.

Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках.

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?. (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников слайд, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

Воспитатель: В старые времена семьи были большие, много детей. Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель. Отсюда и название песен – колыбельные (звучит колыбельная песня).

Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили.

Хоровод «Во пеле береза стояла», «Карусель».

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (ложки).

8) Украшает пол в избе (коврик, половица).

9) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Макет «Русская изба» в средней группеМакет «Русская изба» в средней группе Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. именно с этой целью мной был подготовлен.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Музыкально-спортивное развлечение «Посиделки» для детей подготовительной группы в рамках проекта «Русская изба»Музыкально-спортивное развлечение «Посиделки» для детей подготовительной группы в рамках проекта «Русская изба» (Итоговое мероприятие долгосрочного проекта «Русская изба») Цель: познание культуры своего народа (через игры, танцы, песни, пословицы,.

Обзорная экскурсия с детьми подготовительной к школе группы «Русская изба»Обзорная экскурсия с детьми подготовительной к школе группы «Русская изба» Этнографический музей «Русская горница» основан 2 сентября 2009 года Руководитель музея Ремигайло Надежда Владимировна, воспитатель Помощник.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Русская изба»
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 14:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД