Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Русский и бурятский национальный костюм как отражение особенностей двух культур»

Дарья Сафина
Конспект занятия в подготовительной группе «Русский и бурятский национальный костюм как отражение особенностей двух культур»

Цель: Расширение представлений о культуре русского и бурятского народов через ознакомление с национальными костюмами в процессе познавательной деятельности

Образовательные задачи:

Уточнить представления о многонациональности народов Прибайкалья.

Сравнить элементы русского и бурятского национальных костюмов.

Выбрать элементы русского и бурятского национальных костюмов в ходе дидактической игры "Собери национальный костюм"

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Русский и бурятский национальный костюм как отражение особенностей двух культур“» размещена в разделах

Выявить связь элементов национальных орнаментов с культурой русского и бурятского народов.

Обобщить представления о традиционных занятиях народов Прибайкалья в ходе дидактической игры "Традиционные занятия народов Прибайкалья" и подвижной игры "Перегони табун"

Выполнить аппликацию "Варежка", с использованием элементов русского и бурятского национального орнамента на выбор.

Обсудить свою деятельность на занятии.

Прививать уважение людям разных национальностей и их обычаям.

Ход занятия:

1. Мотивационный этап.

Педагогическая ситуация "Какие народы проживают в Прибайкалье?

В группу входят персонажи в национальных костюмах. (русский и бурят)

Дети: Здравствуйте.

Маша: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маша.

Гута: Сайн байна! Минии нэрэ Гута.

В-ль: Ребята, вам понятно что сказали нам гости?

(Ответы детей, детям понятно что сказала Маша и непонятно что сказала Гута или молодцы, что догадались, да Гута поздоровалась с нами на бурятском языке)

Гута: Меня зовут Гута и я только что поздоровалась с вами на бурятском языке.

В-ль: Как вы думаете почему Гута поздоровалась на бурятском языке? Какой она национальности?

- А какой национальности Маша?

Маша: Правильно, я русская женщина.

Гута: Хоть я по национальности бурятка, но знаю русский язык и говорю на нем, как и другие народы нашего края и всей нашей страны.

Воспитатель:

- У наших народов много общего, но есть свои особенности.

- Вы хотите узнать больше о жизни и традициях бурятского и русского народов? А у вас получится?

2. Ориентировочный этап.

Беседа. Сравнение русского и бурятского национальных костюмов

Слайд № 1

Воспитатель:

- Посмотрите на доску, вы узнали что это? (Байкал) По берегам этого озера много лет дружно проживают русский и бурятские народы. Они бережно хранят свою культуру и традиции.

Как можно еще понять, что наши гости, представители разных народов?

(по внешнему виду, по костюмам)

Воспитатель:

- Рассмотрите костюмы наших гостей. Бурятская национальная одежда отличается от русской? (.)

- Чем отличается? (по внешнему виду, по форме, по цвету, по украшениям)

Воспитатель:

- Посмотрите на Машу.

- В костюм какой национальности она одета? русский национальный костюм)

- Как называется ее головной убор? (Кокошник)

- Во что еще одета Маша? (Рубаха, сарафан, и кожаные сапожки).

- Молодцы вы хорошо знаете детали русского костюма.

Педагогическая ситуация "Бурятский национальный костюм"

- Рассмотрим костюм Гуты.

- В костюм какой национальности одета Гута? бурятский национальный костюм.)

- Обратить внимание детей на красоту костюма. Украшения, цвет.

- Назовите части бурятского костюма.

- Каждый элемент бурятского национального костюма имеет свое название.

- Вы знаете как называются детали национального бурятского костюма? (нет)

А хотите узнать? (да)

А как мы можем узнать, как называются детали бурятского национального костюма? (спросить у Гуты или, если нет детских вариантов: может мы можем спросить об этом кого нибудь)

-Гута расскажи нам о бурятском костюме.

Гута:

-Мой костюм состоит из шапки - (малгай, верхней одежды - (дэгэл, сапог - (гуталы, и все это украшено красивым бурятским орнаментом.

Сначала одевают гуталы (сапоги).

-Ребята, а как вы думаете, для чего у гуталов носок поднят кверху? (ответы детей). Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке. Затем одевают дэгэл (верхняя одежда, посмотрите, какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэлов.

- Для чего это? (ответы детей). Чтобы было теплее, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот.

- В последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - дэнзэ, оно символизирует солнце, красная кисточка обозначает солнечные лучи.

В-ль: Давайте проверим как внимательно вы слушали гуту. Хотите поиграть в игру?

Сначала нам надо разделиться на команды, по цветам. У кого зеленый цвет, подойдите к зеленому столу, у кого желтый - к желтому столу.

Дидактическая игра «Собери национальный костюм».

(работа в подгруппах)

Цель: Закрепить знания детей о бурятском и русском национальном костюме.

Дети условно делятся на две команды, одни собирают русский национальный костюм, выбрав из множества национальных нарядов – русский. Вторая команда собирает бурятский костюм.

Воспитатель:

- Посмотрим как вы справились с заданием? Проверьте правильно ли вы выполнили задание? Команды проверяют друг друга.

-Какие же вы молодцы, с заданием справились правильно, посмотрим чем заняты наши гости.

3. Исполнительский этап.

Беседа. Выявление связи элементов национальных орнаментов с культурой русского и бурятского народов.

Пока дети проверяют правильность выполнения игрового задания, Маша и Гута садятся за вышивание.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, чем заняты наши гости?

Гости показывают, что они вышили на варежках.

Гута: Правильно, мы вышиваем, украшаем одежду красивым узором, орнаментом, чтобы подарить подарки своим близким на праздник.

Воспитатель: - Как вы думаете, одинаковые ли работы получатся у Маши и Гуты?

Правильно, молодцы. У каждого народа свой орнамент. Маша, покажи, пожалуйста, что у тебя получилось?

Маша показывает свою варежку, на экране появляется русский орнамент.

Слайд № 2

Маша: Люди вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее одежду.

В-ль: Ребята, а что означают все эти символы?

( Ответы детей: цветок - символ трудолюбия, и достатка, лебеди – символ любви и верности, лепесток – символ плодородия)

Маша:

- Символы нашего орнамента говорят о традиционных занятиях и промыслах. Например, лепесток- это символ плодородия. Как вы думаете, что было главным занятием русских людей?

Слайд № 3. Земледелие.

Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие, они выращивали хлеб. Чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. пахать землю, сеять зерно, собирать урожай.

Слайд № 4. Изготовление и роспись игрушек и посуды.

Люди на Руси всегда стремились к красоте, русский человек своими руками создавал красоту для своей семьи, своих детей.

Ими украшались игрушки и посуду, предметы быта. Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные.

Маша: Молодцы, как хорошо вы знаете свой национальный орнамент.

В-ль: Рассмотрим варежку Гуты.

Гута показывает свою варежку и на экране появляется бурятский орнамент.

Слайд № 5 Бурятский орнамент

Подводящий диалог "Бурятский орнамент"

Похож бурятский узор на русский орнамент? Вы знаете что рассказывает нам этот рисунок? А хотели бы узнать? А как нам это узнать? (дети предлагают разные варианты как решить проблему)

А давайте попросим Гуту рассказать, что значат узоры на ее варежке.

Беседа "Значение элементов бурятского орнамента"

Гута: Ну, конечно же, я вам расскажу. Как сказала Маша, орнамент служит для людей оберегом от всего плохого, поэтому люди в первую очередь наносили его на свою национальную одежду.

Какие знаки мы видим на бурятском орнаменте?

Самый яркий и большой знак это – круг. Что он может означать?

Слайд № 6 Круг, примеры его в орнаменте

В украшении изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего Солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты.

-А что еще бывает круглым? Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, и даже национальный танец бурят ёхор – водится по кругу.

В-ль: Ребята, вы хотите научиться танцевать «Ёхор»?

Гута: А по бурятским поверьям, чем больше круг, тем больше счастья. Давайте с вами позовем гостей к нам в круг.

Аудио запись Ехор и Хоровод

Динамическая пауза.

Наш бурятский хоровод взяться за руки зовёт. (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Если ты хороший друг,- становись скорее в круг. (Останавливаются в кругу)

Хорошо – ли, плохо – ли топаешь ногой – (Руки на поясе, притопы ногами)

Безразлично Ёхору – он у нас такой!

Припев: Ё хор наш танцуют так:

Влево шаг, вправо шаг, (Все вместе делают один шаг влево)

Шаг вперёд и шаг назад, (Делают один шаг вперед, шаг назад)

Величальной песни в лад!

Ёхор, ёхор, ёхор, ёхор, (Делают притопы, идут в центр круга)

Ёхор, ёхор – красота! (Делают притопы, возвращаются в исходное положение)

Дети танцуют танец.

Маша: У русского народа есть свой танец, который танцуют также взявшись за руки и образуя большой круг. Как он называется? (хоровод)

Давайте покажем Гуте наш хоровод.

Танцуют «Во поле березка стояла…»

В-ль: Ребята, а на что похож следующий символ?

Гута: Молодцы. Конечно же, он похож на рога животного и означает процветание и плодородие скота. А вы знаете, чем мы, буряты, испокон веков занимаемся? Конечно же, это скотоводство. Посмотрите на слайд.

Слайд № 7. Скотоводство. орнамент

Каких животных разводили буряты?

( Ответы детей: Коров, коз, овец.)

В-ль: Для чего держат этих животных?

( Ответы детей: они дают молоко, мясо. Из шкур и шерсти можно делать одежду, предметы быта.)

Слайд № 8 Коневодство.

Каких еще животных разводили буряты?

(коней)

Гута: На лошади пасли скот, охотились, перевозили добро при кочевке. Лошадь для бурят была не только священным животным, но и другом, помощником.

Слайд № 9 Охота и рыболовство.

- Как вы думаете, чем еще могли заниматься люди, живущие на берегу озера Байкал, окруженного лесом? Правильно, это охота и рыболовство.

Посмотрите на слайд. На кого охотились буряты? Какую рыбу они ловили?

Слайд № 10 Растительный орнамент. Предметы кузнечного ремесла.

Еще буряты занимались земледелием и кузнечным ремеслом. Это отражено в растительном орнаменте, который является символом красоты и жизни.

Дидактическая игра "Традиционные занятия народов Прибайкалья"

Закрепить знания детей о народных промыслах.

Воспитатель:

- Вам понравились рассказы Маши и Гуты?

- Попробуйте сами определить какой народ русский или бурятский изготовил этот предмет. Объясните свой выбор.

Подвижная игра «Перегони табун лошадей»

Воспитатель:

- На что похож этот символ? Верно, своей формой он напоминает молоточек. Молоточный орнамент – называется «Меандр», он выражает идею вечного движения.

- Ребята, может тоже подвигаемся?

Играющие делятся на две команды. Во главе каждой команды стоит наездник. По сигналу они перегоняют по одному коню в новое место. Чья команда окажется на месте первой.

Выполнение аппликации "Варежка", с использованием элементов русского и бурятского национального орнамента на выбор.

Воспитатель:

-Ребята, у Маши и Гуты получились очень красивые варежки. Сейчас на улице зима, и без варежек никак не обойтись. Чтобы и у вас не замерзли руки, предлагаю вам сделать свои собственные варежки и украсить их красивым орнаментом. А каким русским или бурятским вы выберите сами.

Перед детьми лежат заготовки варежек и шаблоны узоров. Ребенок по своему желанию выбирает узор и наклеивает его на варежку.

Дети сидят вместе с воспитателем по ходу работы воспитатель расспрашивает детей какой орнамент они выбрали, почему? Как будите выполнять задание? Оказывает необходимую помощь, по мере готовности обсуждаются результаты работы.

Воспитатель: Молодцы, у вас получились яркие, красивые варежки.

4. Рефлексивный этап.

Беседа. Обсуждение своей деятельности на занятии.

Ребята, с кем мы сегодня познакомились? (кто пришел к нам в гости?)

О чем рассказали нам Маша и Гута? (о костюмах. о культуре, о традиционных занятиях русского и бурятского народов)

В какие игры мы сегодня играли?

Что было самым сложным? А что самым простым? (предполагаем, что дети затронут тему изготовления рукавички, если нет, можно спросить)

Для чего нам пригодились знания о национальном орнаменте? (для изготовления варежки)

Получилось ли у вас узнать больше о русской и бурятской культуре?

5. Перспективный этап.

Гута и Маша: Мы хотим подарить вам свои варежки в знак благодарности за ваше гостеприимство.

Воспитатель и дети: Спасибо вам.

Воспитатель: Ребята, а в каком месте в группе мы можем разместить подарки? Почему? Для чего?

Гута и Маша:

Пожелаем родимой земле,

солнца, мира и счастья навек.

чтоб у всех было все на столе,

и был счастлив любой человек.

А для ребят и наших гостей мы приготовили национальные угощения.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм» Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Интерактивная экскурсия в кабинете педагога-психолога «Карельский национальный костюм»Интерактивная экскурсия в кабинете педагога-психолога «Карельский национальный костюм» Друзья, вчера я рассказала Вам о своем увлечении, а сегодня делюсь тем, как я использую его в своей деятельности с детьми. В этом году.

Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм»Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм» Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Образовательная задача: • Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм» МБДОУ № 45 детский сад "Ручеек" с. Кагальник Азовского района Ростовской области Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с.

Лэпбук «Белорусский национальный костюм»Лэпбук «Белорусский национальный костюм» Лэпбук - "мини-энциклопедия" в которой собрана разнообразная информация на определенную тему. Для знакомства воспитанников с особенностями.

Проект «На стыке двух культур: Сагаалган и Масленица» в группе раннего возрастаПроект «На стыке двух культур: Сагаалган и Масленица» в группе раннего возраста Продолжительность проекта: краткосрочный (с 26 февраля по 28 февраля) Вид проекта: познавательный, творческий. Участники проекта: дети,.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Сценарий развлечения «Слияние двух культур. Жизнь и быт коренных жителей севера Сахалина — нивхов и русских»Сценарий развлечения «Слияние двух культур. Жизнь и быт коренных жителей севера Сахалина — нивхов и русских» Развлечение в подготовительной к школе группе «Слияние 2 культур» Цель: Закрепление знания о жизни и быте коренных жителей севера.

Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группеВыставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Русский и бурятский национальный костюм как отражение особенностей двух культур»
Опубликовано: 10 октября 2021 в 11:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД