Ирина Зверева
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с творчеством художников Ставропольского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 «Уникум» г. Ставрополя
Конспект занятия по региональному компоненту: «Этот удивительный мир искусства» (знакомство с творчеством художников Ставропольского края)
для детей подготовительной группы
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Знакомство с творчеством художников Ставропольского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Ставропольский край, Ставрополь
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Воспитатель: Зверева И. Н.
г. Ставрополь 2022г.
Цель: Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству.
Продолжать учить воспринимать виды и жанры изобразительного искусства. Развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, потребность в восприятии изобразительного искусства.
Продолжать обучать детей высказывать развернутые эмоционально-эстетические суждения, использовать приобретенные знания в собственной творческой деятельности.
Образовательные задачи:
1. Приобщать детей к народной культуре нашего края.
2. Уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства.
Развивающие задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие.
2. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать словарь детей: декоративно-прикладное искусство, оригиналы, подлинники.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к картинам.
2. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них.
Организационный момент: Воспитатель:
Что за чудо - чудеса:
Раз рука и два рука,
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки стоящих рядом с вами друзей и ощутите их тепло.
А сейчас я предлагаю вам познакомиться с художниками Ставропольского края.
- Что же изображают художники?
- К каким жанрам изобразительного искусства они относятся? ( Отвечают: портрет, пейзаж, натюрморт). Почему вы так решили? (Объяснения, рассуждения детей.)
Художественное слово. "О картинах" М. Яснов.
Если видишь: на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это :(натюрморт).
Слайд №1
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется (портрет).
Слайд №2
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется : (пейзаж).
Слайд №3
Это здание Ставропольской художественной галереи. Здесь выставляются работы разных художников.
Слайд Ставропольской художественной галереи.
- Но прежде, чем мы войдём в галерею, давайте вспомним, как нужно себя вести.
Мы на выставку идём, как себя мы там ведём?
Очень тихо, не шумим, шум мешает остальным.
Бегать, прыгать разве можно?
Нет, мы ходим осторожно!
И особое внимание уделим мы созерцанию.
Где картины выставляют? Все ли дети это знают?
Ответы детей.
- Да, художники пишут природу, портреты, натюрморты, животных, сцены из жизни людей.
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством некоторых художников Ставропольского края.
Слайд №4-портрет В. Г. Клёнова
Владимир Григорьевич Клёнов родился 21 июля 1896 в городе Невинномысск. Будущий художник родился в семье сапожника, а в юности работал на обувной фабрике.
С раннего детства в редкие свободные минуты В. Г. Клёнов занимался рисованием. Клёнов решает полностью посвятить себя живописи и рисованию.
В 1914 году Клёнов Владимир Григорьевич переехал в Москву, где начал заниматься в "Училище Фёдора Ивановича Рерберга", но закончить курс обучения он не успевает, - в 1915 году Клёнова призвали на военную службу.
Лишь в 1924 году Владимиру Клёнову удалось поступить в "Ленинградский художественный техникум" и затем в 1928 году окончить его.
В 1928 году Клёнов Владимир Григорьевич переехал в Ставрополь, где занимался активно художественной, преподавательской и общественной деятельностью, направленной на развитие как зрительского интереса к живописи, так и к самому занятию живописью. В собственном творчестве Клёнова Владимира Григорьевича преобладал жанр пейзажа, а изредка художник писал жанровые и бытовые картины. Зачастую Владимир Клёнов работал вживую на открытом воздухе (пленэр).
Слайды №5,6.
Слайд № 7-портрет А. Е. Соколенко
Алексей Егорович Соколенко – известный ставропольский художник, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат всероссийских и региональных премий, живописец, график. Его талант проявился в разных видах и жанрах изобразительного искусства – в области портрета, сюжетной композиции, натюрморта, пейзажа, выполненные маслом и акварелью, реже – темперой и фломастером. Это художник поистине большого лирического дарования. Соколенко великолепно работал в жанре пейзажной живописи, прорисовывая родную природу Ставрополья, страстная влюблённость в которую сквозит в каждом его штрихе. И насколько разнообразна и богата природа Ставропольского края, настолько же разнообразны её воплощения в многочисленных картинах Алексея Егоровича. Сельская тема вошла в творчество Соколенко с первых его набросков и этюдов. Алексей Егорович вырос в селе и с детства испробовал колхозный труд. Через весь свой жизненный путь он пронёс неисчерпаемую любовь к людям, выросшим и работающим на земле, к незатейливым местным пейзажам. Красота сельского Ставрополья прекрасно передана в работах «Дочь чабана», «Семья чабана», «На летнем выпасе», «Чабан А. И. Андрюшенко». Они подкупают простотой и естественностью, в них нет надуманных деталей, всё – как в жизни. В пейзажах художника выражено непреходяще ценное: образ «малой родины» в природе, неотделимой от носителя человеческой жизни.
Слайд №8
В жанре пейзажной живописи Соколенко после поездки по Волге и посещения ряда древних русских городов проявил интерес к архитектуре. Это проявилось в серии его картин, посвящённых Владимиру, Суздалю, Плёсу, Костроме, Ярославлю, и во многих акварелях, в которых запечатлён неповторимый облик Петербурга. В жанре портрета, являющегося для Алексея Егоровича любимым, мастер создал ряд полотен, где свежесть непосредственного восприятия сочетается с обобщённостью видения, с жизнью людей. Таковы «Портрет девушки», «Девочка с ирисом», «Материнство», «Рационализатор» и другие. Портреты кисти Соколенко полны обаяния и искреннего отношения художника к своим героям.
Слайд № 9
И ещё один мотив проходит через всё творчество мастера – это тема материнства, которую он раскрывает с большим разнообразием и огромной теплотой. Через характеристику женских лиц он стремится передать ощущение доброты, извечно светлое материнское отношение к миру, которое так согревает живущих («Мать», «Бабушкина комната», «Наталья Трофимовна Кузнецова с внуком Лёней»)».
Во всех жанрах, в которых работал Алексей Егорович, простыми средствами описано всё то, что его окружало и было близко ему. Он всегда трудился в соответствии со своими впечатлениями от увиденного. Мастер верил жизни, окружающему миру, принимал его таким, какой тот есть. И как сам делился в воспоминаниях: «Писать так, чтобы ощущался сок жизни».
Слайд -портрет П. М. Гречишкина
Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в живописной местности селе Татарке близ города Ставрополя. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Ставрополья. С нею были связаны его детство и юность, с нею накрепко связана и вся его дальнейшая жизнь. Вот почему в отличие от других художников, которые в пору становления не сразу определяют свой творческий профиль, Гречишкин определился как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества.
В пейзажах П. М. Гречишкина привлекает удачно взятый цвет, мелодичное, поразительно чистое звучание тонов и полутонов, тонкие, нежные цветовые отношения, смелые, решительные цветовые и световые контрасты. Художник вглядывается в природу влюбленными глазами, он видит в ней совершенство, несравненную гармонию, источник радости, вдохновения и самопознания.
Слайд «Ставропольский лес»
Это одна из первых больших картин, здесь широко представлено разнообразие природы, непосредственно окрестности Ставрополя. По южному тёплая осень, жёлто-коричневая гамма красок, маленький ручеёк, мокрые серые камни и кусочек голубого неба представляют композицию данного пейзажа. Сочетание прозрачной глубины золотистого ставропольского леса и бездонного неба в его картине создаёт ощущение парящей невесомости. В этом и заключается сила искусства- среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, пережил и сумел создать образ леса, присущий Ставрополью.
Вот и подошла к концу наша экскурсия в художественную галерею ставропольских художников, а сейчас давайте немного отдохнём.
Физминутка под музыку флешмоб.
А сейчас я предлагаю вам тоже стать художниками и нарисовать осенний пейзаж, используя нетрадиционные техники рисования.
Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнё м наши пальчики:
На моей руке пять пальцев,
Пять держальцев, пять хватальцев
Чтобы клеить, рисовать,
Радость людям создавать.
Дети рисуют осенние картины ватными палочками и губкой.
Итог:Ребята, что интересного вы узнали сегодня на занятии?