Людмила Князева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Это страшное слово — война»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе «Б» группе
«Это страшное слово – война».
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героических защитниках, о значении праздника Победы для нашего народа.
- Расширять представление детей об армии.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Это страшное слово — война“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
- Закреплять знания детей о том, что живущие помнят о ветеранах – участниках Великой Отечественной войны.
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного о войне.
- Развивать воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
- Развивать память, внимание.
- Развивать фонематический слух, мелкую моторику, речь и поддерживать инициативу детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.
- Воспитывать любовь и уважение к воинам – освободителям, желание заботиться о них.
- Воспитывать чувство гордости за ветеранов.
Словарная работа : фашизм, воин, подвиг, ветераны, погибшие, Отечество, символы победы, гордиться, защищать, героизм.
Оборудование:
- Аудиозапись звуков бомбежки,
- Аудиозапись песен «Священная война», «День Победы».
- Картинки по теме: «Великая Отечественная война», «Блокадный Ленинград».
- Кусочки черного хлеба, картофельные очистки.
- Листы бумаги черного цвета, зубные щетки, краски, разведенные в блюдцах с водой.
- Георгиевские ленты.
Предварительная работа:
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций о Великой Отечественной войне.
- Чтение рассказов о Великой Отечественной войне.
- Разучивание стихов о войне.
- Прослушивание песен военных лет.
- Совместная работа детей и родителей в оформлении выставки детского рисунка «Война глазами детей».
- Беседы на темы «Помощь товарищу в трудную минуту», «О хороших поступках».
- Сюжетно – ролевые игры детей «Разведчики», «Следопыты».
Ход занятия:
1. Дидактическое упражнение «Какие бывают слова?»
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало? (ответ детей).
Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова» (конфеты, сахар, клубника, шоколад и т. д.)
А теперь вспомните и назовите «веселые слова» (праздник, подарки, смех, щекотка и т. д.)
Бывают слова «грустные». Какие грустные слова вы можете назвать? (слезы, болезнь, укол, расставание и т. д.).
А есть слово «страшное» - это слово «война».
Почему же слово «война» такое страшное? Сегодня мы вместе попробуем в этом разобраться.
2. Сравнительная характеристика мирных и военных звуков.
Воспитатель:
Если мы откроем окно. Какие звуки мы услышим с улицы? (поют птицы, ветер листьями на деревьях шуршит, проезжает машина, люди разговаривают). Это хорошие, мирные звуки.
Много лет назад был такой же как сейчас солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги и началась война. Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось. Вот какие звуки раздавались со всех сторон (прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки). Понравились вам звуки войны? Это страшные военные звуки.
- Какие звуки вы хотели бы слышать каждый день? (ответы детей)
- Почему вам не понравились звуки войны? (ответы детей)
3. Беседа с детьми о войне.
Воспитатель: Обратите внимание на иллюстрации. Что вы видите на этих иллюстрациях? Кто узнал, о чем они? (о войне).
Сегодня мы не просто так рассматриваем эти иллюстрации. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне и о празднике, который каждый год в мае отмечает вся страна. Это самый важный и памятный, светлый и скорбный праздник. Кто знает, что это за праздник?
Дети: День Победы!
Воспитатель: Правильно! Это День Победы в Великой Отечественной войне, которая длилась долгих 4 года и закончилась победой нашего народа. Давайте вспомним, что это была за победа, над кем?
Дети: Над фашистами.
Воспитатель: Да, это была страшная и жестокая война. А началась она неожиданно. Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года враг вероломно напал на нашу Родину. Вражеские войска пересекли нашу границу и открыли огонь по мирно спящим городам и селам. Немецкие самолеты бомбили аэродромы, железнодорожные станции, больницы. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Враги не разбирали, где взрослые, где дети – всех убивали на своем пути. Немецкая Германия хотела завоевать и уничтожить нашу страну, потому что она огромная и богатая. По радио объявили о вероломном нападении врага. Страна призвала весь народ на защиту своей Родины. Все: и стар, и млад, будь то белорус или украинец, грузин или татар, люди разных национальностей встали на защиту нашей Родины. И назвали эту войну – Великой отечественной. Песня «Священная война» стала для всех призывом. Она подняла весь народ на защиту нашего Отечества.
(На фоне песни воспитатель продолжает) :
И за честь своей Отчизны
Встали все и стар, и млад
До конца, до Дня Победы –
Только вперед, ни шагу назад!
Горели и рушились дома, погибали люди. На фронт уходили не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
Давайте вспомним и прочитаем стихотворение о войне :
Ребенок: Война! Жестче нет слова!
Война! Печальней нет слова!
Война! Святее нет слова!
В тоске и славе этих лет,
Земли немало кровью оросили,
И вечно будет помнить мир о том,
Как шли сыны и дочери России
Сквозь гром войны
К победе над врагом!
Воспитатель: Во время войны было совершено много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями.
Воспитатель: Кто такой герой?
Дети: Человек, совершивший подвиг.
Воспитатель: А что такое подвиг?
Дети: Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: Мы с вами читали много рассказов о войне и узнали о подвиге не одного человека, а целого города, который больше года был блокирован фашистами. Как называется этот город – герой?
Дети: Ленинград.
Воспитатель: Правильно, посмотрите на иллюстрации (показ картинок). Город Ленинград фашисты окружили со всех сторон. Ворваться в город враги не смогли, но и не пропускали туда никого. Скоро в городе закончилась вся еда и люди начали умирать от голода. Взгляните, что это?
Дети: Картофельные очистки.
Воспитатель: Что мы с ними делаем?
Дети: Выбрасываем.
Воспитатель: А в городе, погибающем от голода, эти очистки варили и съедали.
А вот такие маленькие кусочки хлеба получали на семью (показ картинки). И это была еда на целый день. Возьмите себе по такому кусочку и съешьте. Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком?
Дети: Конечно нет.
Воспитатель: На войне воевали и простые солдаты, и их командиры. Кто командует бойцами?
Дети: Генералы, полководцы, офицеры.
Воспитатель: Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями. Во время Великой Отечественной войны одним из самых талантливых командующих армией был Георгий Константинович Жуков (показ портрета). Там, где он командовал фронтом, наша армия всегда побеждала фашистов. Г. К. Жуков заслужил много боевых наград и медалей, был удостоен почетных званий. На Красной площади в Москве ему установлен памятник, в честь этого героя в столице названа улица и даже в нашем городе есть площадь им. Г. К. Жукова.
- Ребята, а каким должен быть герой?
Дети: Отважным, сильным, смелым, выносливым и т. д.
Воспитатель: Чтобы развить в себе все эти качества, нужно заниматься физкультурой.
Физкультминутка: («Парад»).
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите – ка, на нас.
Мы захлопали в ладошки
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише!
Руки, руки поднимаем
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились!
Воспитатель: Благодаря смелости, отваге и героизму наших воинов – защитников удалось выгнать врага с нашей земли. И гнали его до самого их главного города – Берлина. И в этот самый день объявили о победе над врагом.
Как радовались люди окончанию долгой войны. Все поздравляли друг друга, плакали, вспоминая погибших. В ночном небе вспыхнули огоньки праздничного салюта.
9 мая 1945 года наступил долгожданный День Победы.
Давайте вспомним и прочитаем стихотворения о Дне Победы:
Ребенок: Великой войны победу
Мы не должны забывать!
В боях отстояли деды
Священную Родину – мать!
Она посылала на битву
Лучших своих сыновей
Она помогала молитвой
И праведной верой своей!
В великой войне победу
Мы не должны забывать
Для нас отстояли деды
И жизнь, и Родину – мать!
Ребенок: Пусть не будет войны никогда!
Не коснется нас больше беда!
В День Победы все песни поют,
В честь Победы сверкает салют!
С тех пор прошло более 70 лет. Но до сих пор люди не могут забыть ужаса той войны и со слезами на глазах вспоминают тех, кто погиб на полях сражений. По всей стране им воздвигнуты памятники и каждый год с поклоном люди приносят туда цветы. Ветераны надевают свои ордена и медали, полученные за героическую борьбу с врагом, и выходят на парад Победы. (Звучит песня «День Победы». Показ картинок с изображением парада).
Воспитатель: А какие еще символы победы вы знаете?
Дети: Вечный огонь, георгиевская лента, праздничный салют.
Воспитатель: Что символизирует вечный огонь?
Дети: Вечный огонь – это символ вечной памяти о подвигах наших отважных солдат.
Воспитатель: Несколько лет назад появилась еще одна очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.
Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают (ответ детей).
Воспитатель: Правильно! Черный цвет означает дым, а оранжевый – огонь.
Воспитатель: Чем всегда заканчивается День Победы? (праздничным салютом).
Правильно, сегодня на нашем занятии мы нарисуем символ Победы – праздничный салют.
1. Рисование праздничного салюта техникой «набрызг».
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какого цвета листы бумаги вам приготовили для рисования салюта? (черного цвета).
- Как вы думаете, почему именно черные? (Салют бывает ночью, когда небо темное, черное).
Обмакните зубную щетку кончиком щетины в краску. Направьте щетку на лист бумаги. Указательным пальцем проведите по щетине от себя, вот так-
со щетки брызнут капли краски. Вот и засветилось ночное небо праздничным салютом в честь Дня Победы.
Воспитатель: Молодцы! Память о всех погибших в Великой Отечественной войне будет жить вечно в наших сердцах. Память о прошлом, она не подвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение – переживает века.
Спасибо, ребята! В память о нашем занятии я хочу подарить вам символ Победы – георгиевскую ленточку. С этой ленточкой вы пойдете на парад, будете гордиться нашими ветеранами и помнить о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.
А закончить наше занятие хочется стихотворением:
Ребенок: Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города!
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой!
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!