Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Военные памятники и мемориалы города Новосибирска»

лилия ветренко
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Военные памятники и мемориалы города Новосибирска»

Тема: «Военные памятники и мемориалы города Новосибирска»

Цель: формирование знаний о военных памятниках и мемориалах.

Задачи: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.

Расширить знания детей о памятниках защитникам Родины в городе Новосибирске.

Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Возраст: подготовительная к школе группа.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Военные памятники и мемориалы города Новосибирска“» размещена в разделах

Демонстрационный материал: фотографии в рамках, фотографии солдат, фотографии частей некоторых памятников.

Раздаточный материал: разрезные картинки памятников «Катюша», «Мемориальный комплекс «Звезда»», «Мемориал славы труженикам тыла», стела «Штыки», «Они сражались за Родину».

Для рефлексии: памятник и клумба для цветов, сделанные своими руками.

Организационный момент.

Дети протягивают руки вперёд и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Дети садятся полукругом с воспитателем.

Актуализация опорных знаний.

Читает заранее подготовленный ребенок :

Ты знаешь, что была война,

Когда тебя на свете не было;

И сколько помнила страна –

Такой войны на свете не было.

Разрыв снаряда, пули свист,

Казалось, воздух весь наполнили;

И слово страшное “фашист”

Все дети в это время поняли.

Не возвратившихся с войны

В свои дома, в свои селения

Так много, что на три страны

Того хватило б населения.

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим беседовать о Великой Отечественной войне, ведь память о великом подвиге советского народа бережно сохранялась во всех городах и деревнях все послевоенные годы. Свидетельство тому – памятники, мемориалы и стелы, посвященные героям. В каждом городе и поселке есть священное место, куда мы приходим почтить память погибших в Великой Отечественной войне, прикоснуться к своей истории. Она полна не только драматизма, трагедий, но и героизма. Мы с вами много говорили о войне, о том, как тяжело тогда было, ходили в нашем поселке и в Черепаново к памятникам посвященным солдатам, погибшим в этой войне. А сегодня я хотела вас пригласить на фотовыставку. Наша фотовыставка необычная, она называется «Военные памятники и мемориалы города Новосибирска». Как вы думаете, что мы сможем там увидеть? (Ответы детей- фото памятников). Не только фото памятников, но и военных мемориалов, мемориал-это памятное место, памятник или мероприятие в память о чем-то. Мы сегодня будем рассматривать памятники и мемориалы, посвященные Великой Отечественной Войне, которые находятся в городе Новосибирске, ведь в битвах и сражениях Великой Отечественной войны особое место занимают сибиряки. Сибирские дивизии и полки сражались на всех участках фронта.

Дети вместе с воспитателем проходят в музыкальный зал, где на стенах расположены фотографии военных памятников и мемориалов города Новосибирска.

Формирование новых знаний

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, сколько много здесь фотографий. Давайте подойдем к первой и рассмотрим ее. Вам знаком этот памятник? (Ответы детей- нет). Это одно из главных памятных мест в Новосибирске – Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.», который чаще называют Монумент Славы.

-Присмотритесь внимательно и скажите, как можно понять, что это посвящено солдатам? (Ответы детей- мама плачет, вечный огонь, имена солдат на пилонах и т. д)

-Да, памятник посвящен всем новосибирцам, воевавшим во время Великой Отечественной войны. Здесь расположено несколько памятников : монумент скорбящей женщины – она смотрит, как горит вечный огонь, несколько пилонов, на них высечены сцены из боевых действий, а обратная сторона пилонов составлена из имен погибших на фронтах войны новосибирцев.

-Немного позже здесь была сооружена Аллея Оружия, на которой представлены образцы военной техники времен Великой Отечественной войны. Давайте рассмотрим их на фотографиях.

-«Катюша» - боевая машина, которая внесла немалый вклад в победу над врагом. А теперь она является символом, наглядно рассказывающем, напоминающем нам о тех годах, и о мощи нашего народа, и о самой Победе

-Проходим дальше к следующей фотографии. Это Монумент воинам, умершим от ран в госпиталях Новосибирска, он расположен в парке «Березовая роща». Памятник напоминает : в этих местах были солдатские могилы. Здесь увековечены имена воинов, умерших в госпиталях данного района Новосибирска. Памятник представляет собой высокий гранитный монумент с прикрепленной мемориальной табличкой. К монументу ведут ступени.

Сегодня молодое поколение тоже старается не забывать недавнее прошлое, ухаживает за памятником.

-Проходим дальше к следующей фотографии. Это Мемориальный комплекс «Звезда». Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей- там наверху изображена звезда). Звезда на знаке и цифры выполнены в красном цвете.

-Что еще вы видите в этом памятнике? (Ответы детей- черно-белая стела, с Георгиевской лентой).

-Сверху расположен знак гвардейской дивизии, внизу – годы войны «1941-1945» и слова: «Подвиг павших и дела живых едины».

-Обратите внимание, перед стелой расположена клумба. В виде какой фигуры? (Ответы детей-звезда). Текст на стоящей рядом тумбе поясняет: «Эта земля с мест боев 22-й Гвардейской Сибирской добровольческой дивизии. Кровь бойцов, пропитавшая ее, не пролита даром. На этой земле растут цветы — символ нашей победы и неумирающей жизни. Пусть эти цветы будут вечной памятью героям-сибирякам, погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной воины».

-Давайте пройдем дальше и рассмотрим следующую фотографию.

-Это Стела, посвященная трудовому подвигу ленинградцев, эвакуированных в Новосибирск во время войны.

Гранитная стела высотой 9 метров. напоминает Александрийский столп на Дворцовой площади Петербурга. Новосибирская стела – это тоже символ победы, победы ленинградцев над лишениями и страданиями, выпавшими на их долю в Великую Отечественную войну.

Это благодарность Новосибирску, ставшему для многих из них родным домом.

Физкультминутка: «Победа!»

Мы празднуем Победу! Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая

Живут, живут, живут! земной шар.

-Давайте внимательно посмотрим на следующую фотографию. Это стела «Штыки». Ребята, посмотрите, что вы видите в этом памятнике? (Ответы детей-три штыка, на них находятся плиты с рисунками)

-Да, на сером постаменте – три черных трехгранных штыка.

-Наши земляки в боях прославили свою малую родину: все шесть сибирских дивизий награждены высокими боевыми орденами и носят звание гвардейских. Поэтому в верхней части памятника – три квадратных плиты серебристого цвета с чеканкой. На одной – орден Славы, на второй – на серебристом фоне в центре круга красная звезда, во внутреннем круге которой – изображение Кремля и надпись «Победа» (основой послужил орден Славы, на третьей – на серебристом фоне в центре небольшая красная звезда, сверху надпись красным «гвардия» (основой послужил гвардейский знак).

Воспитатель показывает фотографии этих трех плит, чтобы дети видели их близко (на памятнике плохо видно).

-Давайте рассмотрим следующую фотографию – это Мемориал славы труженикам тыла. Скажите, вы где–нибудь встречали такой памятник? (Ответы детей -в Черепаново). Да, ребята, у нас в Черепаново тоже есть памятник, похожий на этот.

-Это Памятник-паровоз, установлен в честь сибиряков, самоотверженно работавших в тылу. Один из них – наш легендарный земляк, машинист Николай Лунин, Герой Труда (воспитатель показывает фотографию). Во время войны его бригада водила составы в прифронтовые города. За ударный труд Н. Лунин был награждён Сталинской премией, а на неё приобрёл эшелон угля для фронта, сам доставив его в только что освобождённый Сталинград.

Паровоз продолжал свою работу и после войны, а позже был установлен в качестве памятника труженикам тыла.

-Проходим дальше, перед вами - Мемориальное кладбище советских воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны

Очень много раненых бойцов приняли госпитали Новосибирска за годы войны, и три четверти из них вернулись в строй. Но без потерь, конечно, не обошлось. С самого начала войны существовало воинское кладбище, сейчас это – мемориал, оформленный ажурной аркой при входе, с главной аллеей и узкими дорожками между ровными рядами солдатских могил.

Здесь лежит много защитников Родины и уже несколько лет существует инициативная группа, успешно разыскивающая информацию о каждом из них.

-Как вы думаете, кто изображен в этой скульптуре? (Ответы детей-раненый воин). Правильно в центре мемориала находится четырёхметровая скульптура «Раненый воин». Неизвестно, какое воинское звание у героя этой скульптуры, но ясно, что он ведёт свой последний бой, с недугом, и умирает непобеждённым.

-Здесь же покоится умерший в Новосибирске уже задолго после войны один из героев песни «На безымянной высоте» Константин Власов. А геройский поступок его был такой: в ночь группе из 18 бойцов 8-й роты была поставлена задача овладеть высотой у деревни Рубеженка, обеспечивающей удобный выход к реке Десна. Группу составляли в основном новосибирцы, 9 работали на заводе «Сибметаллстрой». Под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина бойцы смогли выполнить задачу и овладеть высотой, но были отсечены от основных сил стрелковой дивизии. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев.

К утру из состава группы остались в живых лишь двое — рядовой Герасим Лапин (воспитатель показывает фотографию) был отброшен разрывом снаряда под куст и найден наступающими бойцами своей дивизии живым, а сержант Константин Власов (воспитатель показывает фотографию) был захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал через разобранный пол вагона, воевал в партизанском отряде). Этим героям и была посвящена эта песня. Давайте послушаем ее.

Воспитатель включает песню «На безымянной высоте». Дети слушают стоя.

-Давайте посмотрим на следующую фотографию - памятник «Они сражались за Родину».

-Как вы думаете, чьи фамилии написаны на памятнике? (Ответы детей-солдат). В Новосибирске многие заводы, институты, школы увековечили память о своих коллегах, одноклассниках, не вернувшихся с войны. Памятные доски, обелиски есть на их территориях. А на этом памятнике написаны имена рабочих Новосибирского электровакуумного завода, сразу ушедших из его ворот на фронт, они даже не успели сходить домой.

Завод и сам имеет героическую историю: его создали на основе эвакуированного из Ленинграда завода «Светлана», он уже через четыре месяца после начала эвакуации дал первую продукцию для фронта и незаменимым в те суровые годы войны.

-Проходим дальше к следующей фотографии, посмотрите внимательно и скажите, в честь кого могли воздвигнуть этот памятник? (Ответы детей –в честь солдата). А почему вы так решили? (Ответы детей-у него погоны, ордена и т. д.).

-Да, это памятник военному летчику и Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину. Место выбрано не случайно: Покрышкин в юности жил именно здесь, недалеко от этого памятника.

-Посмотрите, что интересного вы видите на памятнике? (Ответы детей-орел у ног). У ног А. И,Покрышкина -покоренный орёл. По проекту еще хотели провести установку копий двух любимых самолётов маршала (Миг-3 и американского Р-39, но пока еще не установили, возможно, со временем эти планы авторов осуществятся.

-Давайте пройдем и посмотрим следующую фотографию – это памятник Борису Богаткову

-Может кто-нибудь из вас слышал, что в Новосибирске есть улица Бориса Богаткова? (Ответы детей). Это имя, давшее название улице, знакомо каждому новосибирцу. Юный, но много успевший сделать герой и поэт навсегда оставил свой след в истории. Он был известным поэтом, успев повоевать под Москвой и демобилизоваться по ранению, 21-летний Борис Богатков добился возвращения в армию, в знаменитую 22 гвардейскую Сибирскую стрелковую дивизию. Подняв бойцов в последнюю для себя атаку, Борис запел собственную песню о Новосибирске, и вместе с ним пели все шедшие в наступление бойцы.

-Скульптура Бориса Богаткова высечена из белого мрамора, поэт словно отдыхает в перерыве между боями. Перед памятником в прямоугольной урне хранится земля с места его последнего боя.

-И это последняя фотография нашей выставки -памятник «Вальс победы»

-Памятник построен на средства жителей и организаций Советского района города Новосибирска и уже стал знаменит в Академгородке и известен далеко за его пределами.

-Посмотрите внимательно, может вы увидите что-нибудь особенное в этом памятнике? (Ответы детей- парень и девушка танцует на звезде).

-Да, ребята, как-будто из пламени Вечного огня вырастает молодая пара, солдат и девушка, танцующие вальс. Сначала памятник так и назывался «Алёша и Катюша».

-Ребята, подумайте, а чем этот памятник отличается от всех других? (Ответы детей)

Воспитатель подводит детей к тому, что этот памятник не о скорби и потерях, а о победе.

-Его популярность не случайна, монумент действительно особенный: в отличие от большинства памятников, посвящённых войне, этот говорит не о скорби и потерях, а о возрождении жизни, победе, и, конечно, о всепобеждающей несломленной любви.

-Ребята, вот мы с вами и познакомились с некоторыми военными памятниками в городе Новосибирске, но на самом деле памятников, воздвигших в честь солдат, воевавших в Великой Отечественной войне, очень много. Они расположены в парках, в скверах, на площадях, везде, где можно просто прийти и почтить память погибших на войне солдат, которые воевали за мир, за то, чтобы мы с вами жили в этом мире.

Читает заранее подготовленный ребенок :

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат

Под звёздами мирной державы

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.

-Если вы с родителями поедите в Новосибирск и увидите такие памятники, попросите маму с папой сфотографировать вас около этого памятника, а потом мы с вами сделаем свою фотовыставку военных памятников. Согласны? (Ответы детей)

Закрепление полученных знаний

-Давайте разобьемся на подгруппы (2-3ребенка) и возьмем по одному конверту. В нем разрезные картинки, из которых должен получится единый памятник. Вам нужно его собрать и сказать название памятника.

Дети собирают картинки в одно целое и называют название памятника, стелы или мемориала.

Итоговая часть

-Ребята, скажите, а какой памятник вам понравился больше всего? (Ответы детей). А почему, что особенного в нем было (чем отличалось от других? (Ответы детей).

Рефлексия «Посади цветы»

На столе расположен памятник солдату, сделанный своими руками, рядом клумба для цветов.

-Ребята, если вам понравилась фотовыставка, было интересно знакомиться с военными памятниками, то возьмите цветок и посадите в клумбу. А если вам было не интересно, просто возьмите себе цветок на память.

-Ребята, давайте дома с мамой нарисуем понравившейся вам памятник и сделаем свою выставку рисунков. Может быть вы придумаете какой-нибудь интересный памятник и расскажите другим ребятам о нем.

Публикации по теме:

«Евпатория» из цикла «Малые города России глазами туриста» — часть 6 и последняя «Памятники»«Евпатория» из цикла «Малые города России глазами туриста» — часть 6 и последняя «Памятники» Наше пребывание в городе Евпатория подходит к концу. Поэтому и рассказ мой о городе последний. В этой публикации я хочу показать вам, уважаемые.

Коллективная работа «Открытка «Родной, Огромный и Нарядный» к 125 летнему юбилею города Новосибирска (часть I)Коллективная работа «Открытка «Родной, Огромный и Нарядный» к 125 летнему юбилею города Новосибирска (часть I) Новосибирск стал удивительно красив. Витринами сверкают магазины. Кругом потоки современнейших машин Сияя, фыркая, проскальзывают мимо.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Военные профессии»Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Военные профессии» Цель: продолжение ознакомления с миром профессий. Задачи: - рассказать о профессии «военный»; - закрепить знания о профессиональных и личностных.

Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе «Лыжник»Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе «Лыжник» Цель: формирование умения лепить фигуру человека в движении. Задачи: - учить детей лепить фигуру человека,передавая форму тела,строение,.

Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе «Снеговик»Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе «Снеговик» Тема: «Снеговик» Задачи: закреплять навыки работы с пластилином; использовать знакомые приемы лепки; развивать мелкую моторику рук; вызвать.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Подснежники»Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Подснежники» Тема: «Подснежники» в подготовительной к школе группе. Задачи: расширять знания детей о весне и первом весеннем цветке-подснежнике; учить.

Открытка «Мой любимый театр» к юбилею города Новосибирска (часть II) Взаимодействие с родителями.Открытка «Мой любимый театр» к юбилею города Новосибирска (часть II) Взаимодействие с родителями. Наступает день чудесный, Мы увиделись опять, Сказка - это интересно, Будем сказку начинать! Ждет нас опера в театре, Покупаем мы билет,.

Подарок к 125 летнему юбилею города Новосибирска «Взаимодействие с родителями». Часть 3Подарок к 125 летнему юбилею города Новосибирска «Взаимодействие с родителями». Часть 3 Одной из основных целей городского конкурса «Мой Новосибирск – моя Родина», является выстраивание эффективного взаимодействия с родителями.

Прохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классовПрохождение краеведческого веб-квеста «Памятники города Сосногорска». Проект учащихся старших классов Цель нашего веб-квеста - развитие навыков исследовательской работы, воспитание у школьников патриотических чувств и умения работать с информацией.

Спортивное развлечение «Военные сборы» в старшей и подготовительной к школе группеСпортивное развлечение «Военные сборы» в старшей и подготовительной к школе группе Задачи: • Воспитание волевых качеств; • Формирование чувства долга и любви к отечеству, уважения к ветеранам и тем, кто служит, воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Военные памятники и мемориалы города Новосибирска»
Опубликовано: 18 мая 2022 в 12:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД