МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по картине «Осень золотая»

Анна Бесланеева
Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по картине «Осень золотая»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине, повышение общей осведомлённости о времени года «Осень», Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить описывать картину.

Задачи:

Образовательные: обучать составлению рассказа по сюжетной картине.

Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словаря по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Составление рассказа по картине „Осень золотая“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь к прекрасному, бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Активизация словаря: Осень, осенние месяца; приметы осени : становится холоднее, листва меняет свою окраску, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, и др.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о осени, заучивание стихов, загадывание загадок, проговаривание скороговорок, знакомство с жизнью лесных животных осенью, рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование: Сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для составления описательного рассказа по пейзажной картине, осенние листочки., произведение П. И. Чайковского «Времена года»

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Воспитатель: Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад?

Дети: С хорошим.

Воспитатель: А у вас всегда бывает хорошее настроение?

Дети: Нет не всегда.

Воспитатель: Как можно догадаться, какое у человека настроение?

Дети: По глазам, по мимике, по разговору.

Воспитатель: Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Воспитатель: Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению?

Дети: Да

Воспитатель: Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Воспитатель: О каком времени года рассказал нам поэт А. С. Пушкин?

Дети: Об осени.

Воспитатель: С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение?

Дети: Восхищением, нежностью, грустью, печалью.

Воспитатель: Какими словами он определил свое настроение?

Дети: Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.

(Когда дети отвечают на вопросы, воспитатель вставит картины подходящие к ответу.)

- Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три)

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная)

- А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели)

- Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная)

- Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит)

- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)

- Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем)

- Ребята, какое явление природы мы называем листопадом? (Когда падают много листьев)

- В какую погоду листочков падают больше? (Когда дует сильный ветер)

3.- Молодцы, ребята, вот как много знаете вы про осень. А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет».

(Игра проводится в кругу с мячом)

Осенью растут грибы? (Да)

• Тучки солнце закрывают? (Да)

• Холодный ветер дует? (Да)

• Туманы осенью плывут? (Да)

• Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет)

• А букашки прилетают? (Нет)

• Звери норки закрывают? (Да)

• Урожай все собирают? (Да)

• Птицы улетают? (Да)

• Часто-часто идут дожди? (Да)

• Одеваем ли мы сапоги? (Да)

• Солнце светит очень жарко? (Нет)

• Можно детям загорать? (Нет)

• Ну а что же можно делать?

Куртки, шапки надевать? (Да)

Воспитатель: Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение?

Дети: Да

Воспитатель: Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Воспитатель: А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Дети: Да

- Ребята, представьте, что вы на лугу:

Раз, два, три, оглянись, на лугу очутись.

(воспитатель повторяет описание картины, а дети выполняют действия по ходу рассказа).

- Дети, посмотрите вокруг. (Дети оглядываются) Наступила Осень.

Потрогайте воду в реке. (Дети трогают воображаемую воду). Вода стала в реке холодной и студеной.

Обратите внимание на березки. (Дети смотрят внимательно на березки на картине). Березки нарядились в золотые платья.

А если посмотрим на небо, что же мы там увидим? (Дети разглядывают небо на картине). По голубому небу плывут облака.

Как красиво в нашем лесу! (дети улыбаются).

Воспитатель: И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вся листва желтого цвета похожа на золото.

Воспитатель: Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое : пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня.

Воспитатель: Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Дети: Листва на деревьях поменяла свою окраску.

Воспитатель: Какое небо?

Дети: Яркое, солнечное, голубое, прохладное.

Воспитатель: Какой день изображен на картине : ясный или пасмурный? Дети: Ясный.

Воспитатель: Есть ли на небе облака? Какие они?

Дети: Белое облачко.

Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение у берез?

Дети: Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.

Воспитатель: А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка?

Дети: Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.

Воспитатель: А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину.

Дети: С хорошим, веселым, радостным, светлым, восторженным и немного грустным.

Физ. минутка «Листочки»

Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся на кончиках

пальцев ног, руки – в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся – (приседают,

И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево,

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ, а поможет нам составить рассказ мнемотаблица. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Слушаем рассказы по картине 2-3 детей с опорой на мнемотаблицу; в случае затруднения педагог предлагает детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.

Каждый рассказ анализируется с участием всех детей группы.

Воспитатель: Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Сергей Есенин.

Итог.

Вопросы к детям:

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? О чем говорили, что составляли?

Дети: Мы сегодня составляли рассказы про осень.

Воспитатель: Репродукция какого художника нам помогла это сделать?

Дети: Левитана.

Воспитатель: Вы такие молодцы! Спасибо Вам за интересные рассказы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна»Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна» ДОброго времени суток. Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи по теме: "Составление рассказа по картине "Весна"" Цель - продролжать.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Составление рассказа по картине «Дети кормят птиц в парке». НОД в старшей группеСоставление рассказа по картине «Дети кормят птиц в парке». НОД в старшей группе КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема: Составление рассказа по картине «ДЕТИ КОРМЯТ ПТИЦ В ПАРКЕ" НОД в старшей группе Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по картине «Осень золотая»
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 12:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД