Гульнур Галимовна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Всё о нефти»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: Всё о нефти
Программное содержание:
Создавать условия для интеллектуально – познавательной, опытно-экспериментальной деятельности.
Побуждать детей к умозаключениям, самостоятельному овладению представлением различных свойств нефти, о законах жизни природы и необоходимостью их учёта в жизни.
Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность детей.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Всё о нефти“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нефть. Знакомство с нефтью
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Материал и оборудование: картина «Нефтяной промысел», плакат «Нефтепродукты», различные виды колб с нефтью, банка с водой, керосин и керосиновая лампа, машинное масло, вазелин, парафин, краска, лак, стенд о буднях нефтяников, сувениры, плакаты.
Словарная работа: керосин, керосиновая лампа, нефтяной промысел.
Предварительная работа: собрать коллекцию предметов, сделанных из нефти; провести эксукрсию к зданию «Татнефть»; изготовление плакатов; чтение рассказов о жизни нефтяников; заучивание стихотворения И. Винокурова «Альметьевск».
Ход занятия
Ребята, я хочу вам рассказать былину. Давным-давно, в деревне Мортыш – Тамак жил Туймухаммет и были у него сыновья. Одного из них звали Альмухаммет. И вот однажы решил он переселиться в местность, расположенную в 7-8 км, от родной родительской деревни, туда, где было много мелких озёр и холодных родников. Постепенно здесь рождается деревня, и все её называют деревней Альметмуллы, а коротко её назвали Альмети, а её жители стали называться альметьевцы.
Через несколько лет Альмухаммет переселился на берег Зая, с ним переселилось большинство жителей деревни, она стала называться Новое – Альметьево, а прежнюю – Старое Альметьево.
Население села занималось обычным для деревни промыслом: скотоводством, земледелием, рыболовством. А в последествие они научились изготавливать изделие из липового дерева: мочало, лыко, рогожи, вёдра, санки, а потом их продавать. Так они жили 300 с лишним лет.
В 1930 году приехали геологи и начали поисковые работы на нефть. В результате было выявлено большое нефтяное месторождение, а затем и другие. Наряду с нефтью начали добывать и природный газ. (Показ картины «Нефтяной промысел»)
Приехали рабочие нефтяники, образовался посёлок, а в 1953 году рабочий посёлок преобразовался в город, который назвали Альметьевск.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что из себя представляет нефть?
Дети: Нефть – это природная горючая жикость.
Воспитатель: А какого цвета нефть? (Показываю колбу с нефтью)
Дети: Нефть чёрного цвета.
Воспитаттель: А еще, какого цвета может быть нефь. Как вы думаете?
Дети: Нефть может быть красно – коричневого, жёлто – зелёного цвета.
Воспитатель: Молодцы! А ещё нефть может быть бесцветной.
Воспитатель: А теперь, давайте нефть капним в банку с водой. Нефть тонет или нет?
Дети: Нет, нефть не тонет.
Воспитатель: Правильно ребята, она тонокой плёнкой раслылась на повернхности воды, не смешивается с водой, не даёт попадать кислороду.
Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, если нефть попадёт в озёра и реки, это хорошо или плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Почему «плохо»?
Дети: Реки и озёра загрязнятся, пострадает природа, погибнут, задохнутся обитатели водоёмов. В такой воде нельзя купаться.
Воспитатель: Ребята, давайте нальём в банку воды и промокнём пёрышко. Посмотрите, чтор стало с пёрышком?
Дети: С пёрышка стекает вода.
Воспитатель: А сейчас опустим пёрышко в колбу с нефтью. Нефть стекает с пёрышка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Маслянистая, вязкая.
Воспитатель: Правильно! Нефть – это малсянистая, вязкая жидкость. Что случится с птицами, если они испачкают своё оперение нефтью?
Дети: Пёрышки у птиц могут слипнуться и они не сомгогут летать. Даже могут погибнуть.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнём, поиграем в игру «Что сначала, что потом». (Предложить детям показать через игру – экспериментирование рост и развитие культур полевых растений – гороха)
Воспитатель: Мы недавно с вами сажали семена гороха в горшочки с землёй. (Показ) В одном горшке горох не взошёл, почему?
Дети: Потому, что в этот горшок с землёй мы капнули нефть, и семена в такой земле погибли.
Воспитатель: Да, ребята, если нефть попадает в реки и озёра, на поверхность земли, страдает окружающая нас природа, погибают животные, птицы, растения, загрязняется воздух. Но нефть – ценнейший продукт, который используется в народном хозяйстве, и его ещё называют чёрным золотом. Как вы думаете почему? (дети отвечают с опорой на плакат) Что делают из нефти?
Дети: Из нефти делают керосин, бензин, машинное масло, вазелин, парафин, лаки, краски. (Воспитатель показывает)
Воспитатель: Для чего нужны людям эти продукты?
1 ребё нок: Бензин необходим для работы моторов автомобилей, самолётов.
2 ребё нок: Машинное масло употребляют для смазки машин.
3 ребё нок: Вазелин, парафин, лаки, краски употребяляются в быту.
4 ребё нок: Ещё из нефти делают керосин. Керосин горит в лампах, примусах и керосинках.
Воспитатель: Да, правильно ребята. Молодцы! А зачем людям нужна была керосиновая лампа, как выдумаете?
Дети: Её использовали люди, когда не было электричества.
Волспитатель: Давайте мы посмотрим, как это происходило. Осторожно наливаем в ёмкость лампы керосин и зажигаем фитиль. Что мы с вами получили?
Дети: Мы получили свет.
Воспитатель: А нам нужен такой свет сейчас, когда у нас есть электричество?
Дети: Керосиновую лампу можно использовать, когда отключат свет, в местах, где нет электричества.
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы выключим электричество и посмотрим, как горит керосиновая лампа. (Дети наблюдают) Ребята, посмотрите вокруг, вы видете друг друга; видете предметы, которые вас окружают?
Дети: Да, видим.
Воспитатель: Вот так люди обходились без электричества с помощью керосиновой лампы.
Воспитатель: Ребята, сейчас поиграем в игру: «Хорошо – плохо» и посмотрим, что нового, полезного, интересного вы узнали о нефти. (Проводится игра)
Воспитатель: Нефтяники добывают полезнейшее ископаемое, без которого мы сейчас уже не смогли бы жить. Но, чтобы нефть не засоряла окружающую природу, нефтинки проводят мероприятия по сохранению окружающей среды: благоустраивают родники, каскады прудов; стараются обезопасить пруды от возможных нефтяных выбросов; проводят ремонт нефтепроводов; озеленяют наш город.