Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в старшей группе «Солнечная система» к Всемирному Дню Солнца
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе по образовательным областям «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительная деятельность. Лепка» по теме «Солнечная система» к Всемирному дню Солнца
Задачи: закрепить представления детей о планетах Солнечной системы, о науке - астрономия. Развивать интерес к научным знаниям, внимание, память, мышление, речь, воображение.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Солнечная система“ к Всемирному Дню Солнца» размещена в разделах
- День солнца, 3 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Материал: пластилин, дощечки для лепки, силуэт Солнца, мяч, карта Солнечной системы, глобус, настольная лампа, иллюстрации планет Солнечной системы, телескопа, автоматической станции.
Начало занятия:
1. Игра-приветствие «Ходит солнышко по кругу»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, мотивировать на предстоящую деятельность.
Дети стоят в кругу, в руках у одного силуэт солнца. Дети передают солнце друг другу по кругу и произносят слова:
Ходит солнышко по кругу.
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходи
Дружба – солнечный привет.
В конце дети машут руками вверху.
Ход занятия:
1. Словесная игра с мячом «Часть чего?»
Цель: развитие логического мышления, понимания отношений целого и части.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть предмет, а вы мне в ответ будите называть частью чего целого является этот предмет:
Дом – это часть улицы, а улица это часть (города,
Город – это часть (страны,
Страна – это часть (материка,
Материк – часть (планеты Земля. ,
Планета Земля – часть (Солнечной системы,
Солнечная система – часть (Вселенной).
2. Проблемный вопрос «Что такое Вселенная?»
Цель: развивать умение строить развернутые высказывания, рассуждать.
Воспитатель: Что такое Вселенная? (рассуждения детей) Вселенная — это все то, что существует. Земля является частью Вселенной, так же как Солнце и все другие планеты.
3. Карта «Солнечная система»
Цель: формировать представления о строении Вселенной.
Воспитатель показывает карту с изображением Солнечной системы, читает стихотворение:
В пространстве космическом воздуха нет,
И кружат там девять различных планет.
А Солнце - звезда в самом центре системы.
И притяженьем связаны все мы.
Солнце — звезда, преогромнейший шар.
Свет излучает как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают.
Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Воспитатель: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон — это планеты нашей Солнечной системы.
4. Поисковый вопрос «Почему Солнечная система так названа?»
Цель: развивать навыки поисковой деятельности.
Воспитатель: Ребята, почему Солнечная система так названа? (ответы детей)
Оказывается, Солнце — самая большая звезда, которая сияет в самом центре этой системы.
5. Словесная игра «Какое Солнце?»
Цель: активизировать словарь детей, закрепить умение сравнивать предметы, подбирать определения к слову «солнце».
Воспитатель: Какое оно Солнце? (круглое, горячее, большое) Круглое, как что? (ответы детей) Горячее. Как что? (ответы детей) Большое. Как что? (ответы детей)
6. Игра «Что умеет делать солнце»
Цель: активизировать словарь детей, упражнять в подборе слов-действий к предмету.
Воспитатель: Что умеет делать солнце? (ответы детей).
7. Лаборатория Солнца
Цель: познакомить детей с моделью «Вращение Земли вокруг Солнца».
Воспитатель демонстрирует вращение Земли вокруг Солнца с помощью глобуса и зажженной лампочки, символизирующей Солнце. Комментирует.
Воспитатель: Солнце освещает Землю, Земля движется вокруг Солнца. Поэтому происходит смена дня и ночи. Солнце обогревает нашу планету неравномерно, поэтому на полюсах всегда холоднее, чем на экваторе.
8. Рассматривание планет Солнечной системы
Цель: закрепить элементарные представления детей о планетах Солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, планеты одинаковые или разные по размеру?
Дети рассматривают, сравнивают.
Воспитатель: Представьте себе, что Солнце - это огромный арбуз, тогда планета Юпитер будет выглядеть как крупное яблоко, Сатурн — это яблоко поменьше, Уран и Нептун – это вишенки. Земля и Венера — это горошины. Марс, Меркурий, Плутон выглядят просто зернышками по сравнению с другими планетами.
9. Физкультминутка «Солнечная система»
Цель: обеспечить смену видов деятельности, оптимальный двигательный режим.
Воспитатель предлагает детям изобразить модель Солнечной системы.
Считалкой выбирается «Солнце»:
Астроном планетам вел подсчет,
Меркурий — раз, Венера — два,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Вдруг от нас ушел Плутон,
Кто не верит — выйди вон.
Дети надевают эмблемы с изображением планет, звезд, комет (по желанию). «Солнце» находится в центре круга, а на разном расстоянии по кругу движутся планеты, звезды, кометы под «космическую музыку».
10. Беседа «Звездные профессии»
Цель: формировать представления о профессии астроном.
Воспитатель: Как вы думаете, профессия каких людей связана со звездами, планетами? (звездочеты, космонавты) А еще звезды, планеты изучают астрономы. Наука о звездах и планетах называется «астрономия». Для изучения звезд и планет изобрели специальный прибор, позволяющий ближе увидеть звезды - телескоп. Ученые-астрономы использую телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной.
Воспитатель показывает картинку с изображением телескопа и автоматической космической станции.
11. Игра с мячом «Верно — неверно»
Воспитатель поочередно бросает детям мяч и произносит утверждение. На неправильное утверждение ребенок должен дать правильный ответ и вернуть мяч.
- Солнце — это самая большая звезда. (Верно.)
- Луна - это планета. (Неверно, Луна — это спутник Земли.)
- Астрономия — наука о Вселенной. (Верно.)
- Звезды изучают только космонавты. (Неверно, звезды изучают и астрономы.)
- На звезды можно смотреть с помощью телескопа. (Верно.)
- Солнце вращается вокруг Земли. (Неверно, Земля вращается вокруг Солнца)
- Плутон — самая маленькая планета. (Верно.)
- Марс — самая большая планета. (Неверно, самая большая планета Юпитер.)
- Благодаря Солнцу на Земле есть жизнь. (Верно.)
12. Продуктивная коллективная деятельность детей - макет «Планеты Солнечной системы»
Цель: закрепить знания о строении Вселенной.
Воспитатель предлагает детям изобразить планеты Солнечной системы, используя пластилин.
На доске иллюстрации планет.
Окончание занятия:
Дети рассматривают макет.
Итог занятия. Вопросы к детям:
- Почему Солнечную систему так назвали?
- Как называются планеты Солнечной системы?
- Как называется профессия людей, которые изучают звезды, Солнце?