Инна Дерезюк
Конспект занятия в старшей группе «Сокровища земли Донбасской»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Расширять знания детей о профессии шахтёра, к шахте, как месту работы родителей. Формировать представление детей о полезном ископаемом- угле. Пополнить знания детей о том, как и каким способом добывают уголь в нашем городе. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о родном крае и городе.
Развивать у детей умение узнавать полезные ископаемые при помощи тактильных ощущений.
Способствовать развитию умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи.
Пробудить чувство гордости за наш Шахтерский край.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Сокровища земли Донбасской“» размещена в разделах
- Донецкая народная республика, ДНР
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формировать социальные навыки, убеждение в необходимости экономно расходовать уголь, представление о правилах поведения человека в природе.
Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их после работы.
Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемотаблицу.
Воспитывать уважение к людям труда.
Предварительная работа:
1. Совместная деятельность: беседы о Донбассе и его богатствах, о профессии шахтёра, о природных ископаемых и их роль в жизни человека, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание лепбука по теме: «Черное золото Донбасса».
2. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание природных ископаемых в книгах и лаборатории детского сада.
Материалы для проведения занятия :
- иллюстрации к дидактической игре «Мой город»,
- индивидуальные карточки к дидактической игре «полезные ископаемые»,
- карточки к дидактической игре «Собери рюкзак геологу»,
- презентация «Уголь»,
- 3 мешочка для дидактической игры «Узнай полезное ископаемое при помощи тактильных ощущений»,
- разрезные картинки для игры «Что из чего сделано».
3. Создание газеты «Донбасс – мой край родной».
Ход занятия:
1. Стихотворение о Шахтёрске.
Есть на планете городок,
Шахтерском он зовется,
И нет разницы в нем дождь,
Иль ярко светит солнце.
Ведь это Родина моя,
Ее не выбирают.
Как жаль, прошедшие года
Мгновения в памяти стирают.
Здесь детство, школа, первый класс,
Друзья, улыбка мамы,
Куда не глянь - родной Донбасс,
Красивый, гордый, сильный самый!
- Можно ли сказать, что автор гордится своим краем и если гордится, то чем?
- Как называется наш край?
- А наш город как называется?
- Шахтёрск- это наша малая Родина.
- Почему наш город назвали Шахтёрском?
-
- Мы можем сказать, что мы родились и живём на Донбассе.
- Как называется главный город на Донбассе?
Дидактическая игра «Мой город».
Дети читают название городов Шахтёрск, Донецк и на магнитной доске выставляют соответствующие фото городов.
- Что изображено на фото Шахтёрска?
- Какие места вы узнали?
- А как вы определили, что это Донецк?
Рассматривание карты Донбасса.
Дети рассматривают карту Донбасса с условными обозначениями полезных ископаемых.
- Посмотрите, это карта нашего Донбасса. Здесь находится наш город. Кто знает, что обозначают эти геометрические фигуры?
- Каких обозначений больше? Это залежи угля.
- Нам с вами есть чем гордится. Наш край очень богатый полезными
ископаемыми. Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?
- Какие полезные ископаемые вы знаете? (уголь, мел, руда, известняк, песок, соль)
- Кто добывает полезные ископаемые?
- Какой труд у шахтёров?
Дидактическая игра «Полезные ископаемые».
Дети на индивидуальных карточках читают названия полезных ископаемых и соединяют с соответствующим обозначением.
- Чем больше полезных ископаемых, тем наш край будет богаче и краше. Кто находит полезные ископаемые? (геологи)
- Вы хотите оказаться на месте геологов и отправиться на поиски полезных ископаемых на Донбассе?
- Для начала мы должны собраться в дорогу.
Дидактическая игра «Собери рюкзак геологу».
Дети подходят к карточкам, выбирают одну и поочерёдно объясняют. Что для чего нужно.
- Идти надо дружно, помогать будем друг другу во всём. Только тогда мы достигнем цели.
Физминутка.
Мы растём, растём, растём.
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек.
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим.
- Вот мы с вами и дошли. Посмотрите, перед нами гора, а что же за ней. (дети находят три мешочка)
- Здесь находятся полезные ископаемые, которые добываются у нас на Донбассе. Я загадаю загадки, а из разгадок вы узнаете, месторождения каких полезных ископаемых мы нашли.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
Если встретишь на дороге.
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (глина)
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (уголь)
- А сейчас те же самые ископаемые вы узнаете на ощупь.
Дидактическая игра «Узнай на ощупь».
- Ребята, наш город построился за счет того, что здесь найдены залежи угля, которые находятся глубоко под землёй.
- Где добывают уголь?
-Кто добывает уголь, назовите профессию.
-Профессия шахтёра очень важна, почетна и опасна! За хороший труд шахтёрам присваивается звание «Почетный шахтёр», награждают медалями.
Рассмотреть с детьми фото «Почетных шахтёров города» : Телитченко М. И. (1965, Венгер П. Е. (1972, Усманов Л. К. (1988, Антипов А. А. (1998)
Просмотр презентации «Уголь».
- Вы хотите поиграть с угольком?
Проводится игра в кругу «Кто уголёк возьмёт, тот слово назовёт…»
Дети называют качества характера, которыми должен обладать шахтёр. (сильный, смелый, трудолюбивый, усердный, старательный, заботливый, внимательный и т. д.)
- В народе уголь называют черным золотом.
- Почему его так называют? Да потому что нам без него не прожить. (Дети вспоминают сказку «Уголек»)
Сказка «Уголёк».
«В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил – был царь. Однажды он повелел своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в царстве. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подарил царю … простой чёрный уголёк…
«Прочь от сюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк, да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают- топлива нет, холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа- то нет, а без него ни меча сковать, ни пули отлить). Хотел царь чай с конфетами попить, а они исчезли, потому что сироп для их приготавливается с применением угля. Разболелся у царя живот, взял он таблетку, а она в руках исчезла. И в таблетках оказывается уголь есть. В окнах стёкла разбиваться стали, т. к. самое лучшее стекло из угля делается. Решил царь бежать из дворца, хвать одежду, а на ней нет ни одной пуговицы. И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но и пластмассовые пуговицы с применением угля делаются. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой.»
Дидактическая игра «Что делают из угля»
Дети из предоставленных картинок выбирают предметы, изготовленные с помощью угля и составляют схему «Вещи из угля».
- сегодня на занятии мы много говорили об угле, узнали много полезного о нём. А теперь давайте по схеме дадим ему характеристику.
Дети по мнемотаблице «Полезные ископаемые» дают характеристику углю, песку, глине.
«Это уголь. Его добывают в шахте. Он чёрного цвета. Бывает большого и маленького размера. Разной формы. Пачкает руки. Твёрдый и его нужно разбивать молотком. Уголь горит. Людям приносит тепло в дома. С помощью угля изготавливают разные полезные предметы, лекарства, еду».
«Это песок. Его добывают в карьере. Он желтого цвета. Когда сухой, легче. Если намочить, становится тяжелее. Сыпучий. Приносит людям пользу, используется в строительстве, для игры детей, в изготовлении стекла, можно тушить пожары.»
«Это глина. Её добывают в карьерах. Она коричневого цвета.. Когда сухая, легче. Если намочить, становится тяжелее, мягкая пластичная. Из неё можно лепить. Люди используют в строительстве, медицине, для изготовления посуды, кирпича, плитки»
Итог занятия :
Ребята, мы сегодня говорили об угле. Это клад нашей земли Его надо беречь и охранять?
- Что для этого мы будем делать? (бережно относится, не нужно жечь лишний свет, в зимнее время закрывать двери в дома, утеплят окна)
- Чем мы занимались? (беседовали о Донбассе, труде шахтёров. Изучали полезные ископаемые)
- Вам присвоено звание «Юный исследователь» и вручаются медали.»
Вместе хлопнули в ладоши.
Дружно топнули ногою.
Всё, во что мы здесь играли,
Мы запомнили с тобою.
До свиданья всем сказали
И рукою помахали!