Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Сокровища земли Донбасской»

Инна Дерезюк
Конспект занятия в старшей группе «Сокровища земли Донбасской»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: Расширять знания детей о профессии шахтёра, к шахте, как месту работы родителей. Формировать представление детей о полезном ископаемом- угле. Пополнить знания детей о том, как и каким способом добывают уголь в нашем городе. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о родном крае и городе.

Развивать у детей умение узнавать полезные ископаемые при помощи тактильных ощущений.

Способствовать развитию умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи.

Пробудить чувство гордости за наш Шахтерский край.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Сокровища земли Донбасской“» размещена в разделах

Формировать социальные навыки, убеждение в необходимости экономно расходовать уголь, представление о правилах поведения человека в природе.

Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их после работы.

Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемотаблицу.

Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

1. Совместная деятельность: беседы о Донбассе и его богатствах, о профессии шахтёра, о природных ископаемых и их роль в жизни человека, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание лепбука по теме: «Черное золото Донбасса».

2. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание природных ископаемых в книгах и лаборатории детского сада.

Материалы для проведения занятия :

- иллюстрации к дидактической игре «Мой город»,

- индивидуальные карточки к дидактической игре «полезные ископаемые»,

- карточки к дидактической игре «Собери рюкзак геологу»,

- презентация «Уголь»,

- 3 мешочка для дидактической игры «Узнай полезное ископаемое при помощи тактильных ощущений»,

- разрезные картинки для игры «Что из чего сделано».

3. Создание газеты «Донбасс – мой край родной».

Ход занятия:

1. Стихотворение о Шахтёрске.

Есть на планете городок,

Шахтерском он зовется,

И нет разницы в нем дождь,

Иль ярко светит солнце.

Ведь это Родина моя,

Ее не выбирают.

Как жаль, прошедшие года

Мгновения в памяти стирают.

Здесь детство, школа, первый класс,

Друзья, улыбка мамы,

Куда не глянь - родной Донбасс,

Красивый, гордый, сильный самый!

- Можно ли сказать, что автор гордится своим краем и если гордится, то чем?

- Как называется наш край?

- А наш город как называется?

- Шахтёрск- это наша малая Родина.

- Почему наш город назвали Шахтёрском?

-

- Мы можем сказать, что мы родились и живём на Донбассе.

- Как называется главный город на Донбассе?

Дидактическая игра «Мой город».

Дети читают название городов Шахтёрск, Донецк и на магнитной доске выставляют соответствующие фото городов.

- Что изображено на фото Шахтёрска?

- Какие места вы узнали?

- А как вы определили, что это Донецк?

Рассматривание карты Донбасса.

Дети рассматривают карту Донбасса с условными обозначениями полезных ископаемых.

- Посмотрите, это карта нашего Донбасса. Здесь находится наш город. Кто знает, что обозначают эти геометрические фигуры?

- Каких обозначений больше? Это залежи угля.

- Нам с вами есть чем гордится. Наш край очень богатый полезными

ископаемыми. Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

- Какие полезные ископаемые вы знаете? (уголь, мел, руда, известняк, песок, соль)

- Кто добывает полезные ископаемые?

- Какой труд у шахтёров?

Дидактическая игра «Полезные ископаемые».

Дети на индивидуальных карточках читают названия полезных ископаемых и соединяют с соответствующим обозначением.

- Чем больше полезных ископаемых, тем наш край будет богаче и краше. Кто находит полезные ископаемые? (геологи)

- Вы хотите оказаться на месте геологов и отправиться на поиски полезных ископаемых на Донбассе?

- Для начала мы должны собраться в дорогу.

Дидактическая игра «Собери рюкзак геологу».

Дети подходят к карточкам, выбирают одну и поочерёдно объясняют. Что для чего нужно.

- Идти надо дружно, помогать будем друг другу во всём. Только тогда мы достигнем цели.

Физминутка.

Мы растём, растём, растём.

Всё о мире узнаём.

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек.

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не замутим.

- Вот мы с вами и дошли. Посмотрите, перед нами гора, а что же за ней. (дети находят три мешочка)

- Здесь находятся полезные ископаемые, которые добываются у нас на Донбассе. Я загадаю загадки, а из разгадок вы узнаете, месторождения каких полезных ископаемых мы нашли.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

Если встретишь на дороге.

То увязнут сразу ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (глина)

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Черный и блестящий,

Помощник настоящий. (уголь)

- А сейчас те же самые ископаемые вы узнаете на ощупь.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

- Ребята, наш город построился за счет того, что здесь найдены залежи угля, которые находятся глубоко под землёй.

- Где добывают уголь?

-Кто добывает уголь, назовите профессию.

-Профессия шахтёра очень важна, почетна и опасна! За хороший труд шахтёрам присваивается звание «Почетный шахтёр», награждают медалями.

Рассмотреть с детьми фото «Почетных шахтёров города» : Телитченко М. И. (1965, Венгер П. Е. (1972, Усманов Л. К. (1988, Антипов А. А. (1998)

Просмотр презентации «Уголь».

- Вы хотите поиграть с угольком?

Проводится игра в кругу «Кто уголёк возьмёт, тот слово назовёт…»

Дети называют качества характера, которыми должен обладать шахтёр. (сильный, смелый, трудолюбивый, усердный, старательный, заботливый, внимательный и т. д.)

- В народе уголь называют черным золотом.

- Почему его так называют? Да потому что нам без него не прожить. (Дети вспоминают сказку «Уголек»)

Сказка «Уголёк».

«В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил – был царь. Однажды он повелел своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в царстве. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подарил царю … простой чёрный уголёк…

«Прочь от сюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»

Обиделся уголёк, да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают- топлива нет, холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа- то нет, а без него ни меча сковать, ни пули отлить). Хотел царь чай с конфетами попить, а они исчезли, потому что сироп для их приготавливается с применением угля. Разболелся у царя живот, взял он таблетку, а она в руках исчезла. И в таблетках оказывается уголь есть. В окнах стёкла разбиваться стали, т. к. самое лучшее стекло из угля делается. Решил царь бежать из дворца, хвать одежду, а на ней нет ни одной пуговицы. И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но и пластмассовые пуговицы с применением угля делаются. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой.»

Дидактическая игра «Что делают из угля»

Дети из предоставленных картинок выбирают предметы, изготовленные с помощью угля и составляют схему «Вещи из угля».

- сегодня на занятии мы много говорили об угле, узнали много полезного о нём. А теперь давайте по схеме дадим ему характеристику.

Дети по мнемотаблице «Полезные ископаемые» дают характеристику углю, песку, глине.

«Это уголь. Его добывают в шахте. Он чёрного цвета. Бывает большого и маленького размера. Разной формы. Пачкает руки. Твёрдый и его нужно разбивать молотком. Уголь горит. Людям приносит тепло в дома. С помощью угля изготавливают разные полезные предметы, лекарства, еду».

«Это песок. Его добывают в карьере. Он желтого цвета. Когда сухой, легче. Если намочить, становится тяжелее. Сыпучий. Приносит людям пользу, используется в строительстве, для игры детей, в изготовлении стекла, можно тушить пожары.»

«Это глина. Её добывают в карьерах. Она коричневого цвета.. Когда сухая, легче. Если намочить, становится тяжелее, мягкая пластичная. Из неё можно лепить. Люди используют в строительстве, медицине, для изготовления посуды, кирпича, плитки»

Итог занятия :

Ребята, мы сегодня говорили об угле. Это клад нашей земли Его надо беречь и охранять?

- Что для этого мы будем делать? (бережно относится, не нужно жечь лишний свет, в зимнее время закрывать двери в дома, утеплят окна)

- Чем мы занимались? (беседовали о Донбассе, труде шахтёров. Изучали полезные ископаемые)

- Вам присвоено звание «Юный исследователь» и вручаются медали.»

Вместе хлопнули в ладоши.

Дружно топнули ногою.

Всё, во что мы здесь играли,

Мы запомнили с тобою.

До свиданья всем сказали

И рукою помахали!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «День Земли» в старшей группе Программное содержание. 1. Учить детей выполнять правила поведения в природе. 2. Учить использовать приобретенный словарный запас в связной.

Конспект интегрированного занятия «Морские сокровища»Конспект интегрированного занятия «Морские сокровища» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «МОРСКИЕ СОКРОВИЩА» (Занятие проведено на базе МАДОУ №16 "Белоснежка") Цель- Введение детей в мир искусства по средствам.

Конспект интегрированной ООД в старшей группе «Богатыри земли родной»Конспект интегрированной ООД в старшей группе «Богатыри земли родной» Авторы: Бойко М. В., Климова Е. С. Цель: познакомить с первыми защитниками Русского государства, воспитывать в мальчиках стремление быть.

Конспект НОД в старшей группе «Подземные богатства Земли» Цель. Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека. Задачи: - познакомить с внешним видом полезных.

Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли» .

Конспект НОД в старшей группе «День рождения Земли!» в рамках реализации экологического проекта «Мы — друзья природы!»Конспект НОД в старшей группе «День рождения Земли!» в рамках реализации экологического проекта «Мы — друзья природы!» Цель: создать условия для формирования у воспитанников интереса к экологическим проблемам планеты Земля и чувства ответственности за все.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Конспект занятия по экологии «Животные Земли» в подготовительной группе Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы). Задачи. Способствовать развитию.

Конспект занятия в средней группе «22 апреля — Международный день Земли»Конспект занятия в средней группе «22 апреля — Международный день Земли» Задачи: Познакомить детей с праздником – Днем Земли; Расширять представление детей об охране природы. Закрепить знание правил поведения.

Конспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группыКонспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группы 21 марта День Земли,приурочили празднование ко дню весеннего равноденствия. Всемирный праздник День Земли не может пройти без внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Сокровища земли Донбасской»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 07:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Сокровища земли Донбасской»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дерезюк (УИ 2292031) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД