Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Удивительные свойства воды, льда и пара»

Надежда Ларионова
Конспект занятия в старшей группе «Удивительные свойства воды, льда и пара»

Конспект занятия в старшей группе

Ларионова Надежда Ивановна,

воспитатель МБДОУ № 18 «Золушка»,

город Верхний Уфалей

Тема: Удивительные свойства воды, льда и пара.

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

Задачи:

1. Повысить уровень знаний детей о свойствах твёрдых, жидких и газообразных тел, о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Удивительные свойства воды, льда и пара“» размещена в разделах

1. Совершенствовать познавательные способности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

4. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Оборудование:

Для детей: тарелочки с цветным льдом, палочки длинной 13-15 см, баночки, салфетки, трубочки для пускания мыльных пузырей, подносы для каждого ребёнка.

Для воспитателя: банка с водой, электрочайник, кусок стекла, молоточек, лёд толщиной 0,5-1 см, шампунь, матрешки, гвоздик, карточки к игре «Маленькие человечки» (ТРИЗ).

Ход занятия:

(Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с водой, льдом и паром)

В. : Дети, вы находитесь в научной лаборатории. А вы знаете, как называют людей, которые работают в ней? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?

Дети: Да!

В: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воды, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто где будет работать и займите свои места.

(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, садятся).

В: Что у вас на столах?

Д: Подносы, льдинки, банки с водой.

Д: Льдинки цветные.

В: Возьмите их в руки, погрейте.

Дети берут лед в ладони.

В: Что можно сказать про лёд?

Д: Он очень холодный,

- Мокрый, твердый.

- Гладкий, скользкий.

- Он тает.

В: А когда лёд тает, что остаётся на ладони.

Д: Вода. Цветная вода.

В: Почему лёд тает?

Д: Потому что тепло, руки теплые.

В: Бросьте льдинку в банку с водой. Что вы видите?

Д: Они плавают.

В: А почему они плавают?

Д: Они очень легкие.

В: Посмотрите на мою льдинку. Какого она цвета?

Д: Белая.

В: Такая же, как этот лист бумаги?

Д: Нет, не такой белый, лед прозрачный.

В: Как вы думаете, кто прав? Как проверить?

Д: Можно посмотреть – через лед видно руку, а через бумагу – нет.

В: Действительно – вот две матрешки – я одну спрячу за кусочком льда другую – за листом бумаги.

Дети делают вывод, что лёд прозрачный, а не белый.

В: Возьму сейчас молоточек и постучу по льдинке. Какая она?

Д: Твердая.

Воспитатель стучит сильнее. Лед раскалывается.

В: Почему разбилась льдинка?

Д: Она тонкая была.

В: А какой лед не разобьется от моего удара?

Д: Толстый лёд на реке. Он даже человека выдержит.

В: Всегда ли он толстый, этот лёд на реке?

Д: Нет. Весной тает. Он и зимой бывает тонкий. По реке ходить нельзя, когда он тонкий.

В: У вас в баночках с водой, весна или зима?

Дети заглядывают в свои баночки и не видят вообще льда. В банках покрашенная вода.

Д: У нас уже лето – льда вообще нет.

В: Куда делся наш лёд?

Д: Растаял, это же вода замёрзшая была.

В: А в моей банке ручеек, послушайте.

Воспитатель переливает воду из одной банки в другую.

В: Что делает вода?

Д: Переливается, журчит, песни поет, льется, шумит, она у вас разговаривает.

В: Какого цвета вода?

Д: Прозрачная.

В: Как проверить?

Д: Бросить туда что – то надо?

В: Вот у меня есть гвоздик, можно его туда бросить?

Воспитатель бросает гвоздик: Что произошло?

Д: Его хорошо видно. Вода прозрачная.

В: Я предлагаю ещё опыт.

Воспитатель подходит к детям и каждому в баночку наливает немного шампуни.

В: Прошу палочками размешать жидкость

Дети взбалтывают шампунь.

В: Что получается?

Д: Вода пенится, стала мутной, плохо пахнет, пузыри вверху стали плавать.

В: Для чего нам нужна такая жидкость?

Д: Голову мыть, можно мыться, пузыри мыльные пускать.

В: Прекрасная идея, мы оставим эту воду для мыльных пузырей.

В: А как вы думаете, такой водой можно вымыть голову?

Д: Можно. Нельзя. (мнение детей расходится).

В: А давайте проверим. Потрогайте банку.

Д: Она холодная.

В: Холодной водой можно мыть голову? А что нужно сделать, чтобы вода была теплой?

Д. Подогреть её.

В. На чём?

Д. На костре, на плите, влить кипяток.

В. А можно в чайнике?

Воспитатель включает чайник для подогрева воды.

В. Как вы думаете, что происходит с водой?

Д. Она становится теплой.

В. А чтобы она была горячее, что нужно сделать?

Д. Ещё больше подогреть.

В. Что хорошего в том, что вода будет горячее?

Д. Можно голову мыть, посуду, чай пить, согреться.

В. Что опасного в горячей воде?

Д. Можно обжечься.

В. Вот моя вода кипит.

Д. Нет, ещё не кипит, не булькает.

Вода закипела.

Д: Теперь кипит.

В: Что это теперь из банки идёт?

Д: Дым, пар.

Воспитатель наливает кипяток в кружку, над горячей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды.

Дети внимательно смотрят. Вода начала стекать в банку.

В: Что это напоминает это?

Д: Дождь.

В: Да, ведь это был пар, откуда вода взялась?

Д: Вода в паре была.

В: Так что же получается – лед – это вода, пар – это тоже воды?

Д: Да, и лёд и пар – это вода, лед – холодная вода, которая замерзла.

Пар – горячая вода.

В: Забыли мы про пузыри.

Предлагает детям выйти из-за стола, попускать мыльные пузыри. Педагог включает запись веселой песенки Дождя. Затем предлагает потанцевать. Дети садятся на ковер.

В: Вода может быть паром, льдом. Просто водой, я вам сейчас расскажу, почему так происходит: и в паре, и в воде, и во льду, живут маленькие человечки. Живут они только по-разному. Во льду человечки твердо стоят на ногах и крепко держатся за руки. Сейчас мы все человечки льда. Давайте наш лед покажем.

Воспитателя пытается разбить «лед».

В: Нет, у нас твердый зимний лед на реке.

В: А сейчас, как Волк из мультфильма «Ну, погоди», включу «кипятильник», опущу в реку, и весь наш твердый лед растает (имитирует действия включения кипятильника).

В: Ой, наши человечки уже не так твёрдо держаться за руки.

Они опускают руки и становятся человечками воды, которых легко можно перелить куда угодно.

В: А как вы думаете, как выглядят человечки пара?

Д: Они из банки выбегают.

В: Вот вам «человечки пара» – разбегайтесь по всей комнате.

Что происходит в серии «Ну, погоди», когда заяц выключил кипятильник?

Д: Вода стала замерзать.

В: Где наши человечки льда.

Дети берутся за руки и твердо стоят на ногах.

В: Мы с вами были человечками льда, воды и пара. Можно поиграть с изображениями этих человечков.

Воспитатель предлагает строить переходные состояния. Затем задание усложняется:

В воду упал гвоздь.

На лёд упала капелька воды.

Мыльные пузыри.

Дети выполняют задания.

Воспитатель:

- Уважаемые исследователи! Наша работа в лаборатории подошла к завершению.

Понравилось вам? Что нового вы узнали сегодня, работая исследователями? Что показалось для вас наиболее трудным? Что бы вы хотели еще узнать о свойствах воды? Какие бы хотели провести еще опыты?

Кто сможет подвести итог нашей работы и рассказать, что мы узнали сегодня о воде и ее свойствах?

Дети подводят итог.

В: За вашу успешную работу и ваш интерес я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» и вручить медали.

Публикации по теме:

Презентация «Сюжетно-ролевая игра в средней группе»Презентация «Сюжетно-ролевая игра в средней группе» В мае 2013 г. на базе нашего детского сада «Малыш» проходило заседание РМО воспитателей средних групп по теме «Образовательная область.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Удивительные свойства воды, льда и пара»
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 17:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД