Получи документы

Конспект занятия «Веселая ярмарка»

Крылова Татьяна
Конспект занятия «Веселая ярмарка»

Конспект занятия

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Хохлома). знакомить дошкольников с игрушкой – матрешкой, историей возникновения, появления ее на Руси; с разными видами матрешек: Семеновской, Загорской матрешкой и Полхов-Майданской матрешкой.

Публикация «Конспект занятия „Веселая ярмарка“» размещена в разделах

Развивающие: вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. воспитывать у детей бережное отношение к игрушке – матрешке, любовь к изделиям народных мастеров и труду. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Предварительная работа: познакомить детей с русскими народными промыслами: «Хохлома», «Дымково» -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, работа с раскрасками; беседы с детьми о русских народных традициях; знакомство детей с русской народной игрой «Карусель», чтение художественного слова о матрешке и народных промыслах России; заучивание стихотворений; организация дидактических игр «Веселые матрешки», «Найди различия».

Оборудование: русский национальный женский наряд (головной убор-платок с красивым рисунком, сарафан) для воспитателя, музыкальный инструмент-бубен, зонт с разноцветными атласными лентами для игры «Карусель», изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, иллюстрации с изображением дымковских игрушек и сами дымковские игрушки, матрешки различной росписи, самовар, различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке; аудиозаписи: хороводная русская народная музыка,

Раздаточный материал: трафареты матрешек из картона; набор пластилина, семена, горох, семечки, зерна кофе; влажные салфетки

Ход ;

Воспитатель, одетый в национальный русский наряд звонит в бубен и обращается к детям со словами:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, детки, тут красиво?

Аж захватывает дух!

- Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте на весёлую ярмарку! С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»?

(Это место где продают разные товары)

- Правильно, ярмарка-это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, покупают и везут домой.

- Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!

- Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

- Как вы понимаете такую пословицу: «Красна птица перьями, а человек уменьем?»

(человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер).

- Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке? Отгадайте-ка загадку!

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

(Это дымковские игрушки)

- Правильно! А скажите, пожалуйста, откуда они к нам приехали? Где их мастерят?

(Из села Дымково)

-Совершенно верно! Поэтому и название у них такое-дымковские игрушки.

- Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал художник в дымковской росписи? Какие используют цвета?

(Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

-Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон. На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики?

(на белом фоне)

.

А давайте прочитаем про село Дымково стихотворение.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

- Молодцы, спасибо, ребята. Действительно, славные мастера живут в селе Дымково. Они и сейчас продолжают нас радовать своими красивыми игрушками.

- Теперь пойдём-ка дальше по базару-посмотреть кой-какого товару! Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью! Кто из вас знает, как эта посуда называется?

(Хохломская)

- Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!

Кричали, зазывали на ярмарке хохломские мастера : «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»

- Почему хохлому называют золотой?

(много желтого цвета)

- Что расписывают этой росписью?

(мебель посуду)

- Из чего сделаны эти изделия?

(из дерева, липы)

-На какой фон мастера наносят свой узор?.

(На жёлтый, красный и чёрный фон).

- Какие цвета использует художник в этой росписи?

(4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный).

-Каждый цвет имеет свое значение. Что означают они?

(Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.)

- Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий.

- Какие элементы присутствуют в этой росписи?

(ягодки, листочки, завиточки)

- Откуда это берется?

(из природы).

- Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что растет в природе.

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Ребё нок читает стихотворение о Хохломе:

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

- Друзья мои, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали? Они не только покупали и продавали товары, но ещё веселились и играли в русские народные игры.

- Давайте и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Русская народная игра «Карусель» (звучит хороводная русская народная музыка)

Дети встают в круг вокруг «Карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

- Ну как? Хорошо поиграли?

(ответы детей)

- А ну, пойдём дальше по ярмарке гулять! Чего здесь только нет: какова товара, и бусы разные, угощения всякие!

- А сейчас я вам загадаю загадку:

Деревянные подружки любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки, называются – матрешки.

Русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Она символизирует дружбу и любовь, пожелания счастья и благополучия.

Презентация матрешек

Слайд 1

Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца, и звали ее Фурукума. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Слайд 2

Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее старинным русским именем – Матреной.

А как будет звучать ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.

Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

-Как, вы, думаете, из чего сделана матрешка?

-Самый подходящий материал для изготовления матрешки - сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом.

- А как вы думаете, почему они такие гладкие? Правильно их обрабатывают шкуркой, а затем расписывают.

-Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе участвовали все члены семьи - хозяин вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали их на ярмарке.

По видам росписи матрешки делятся на Сергиево –посадские, семеновские, полхов-майданские.

Слайд 3

Сергиево - Посадская матрешка (Загорская)

Она похожа на первую матрешку, настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, и платок. Единственное украшение на ней –это нитка красных бус.

Часто в руках она держит какой-нибудь предмет: корзинку, узелок, самовар, чайник, грибок, яблоко ….

Слайд 4

Вятская матрешка (Кировская)

Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрешки вятские, всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши.

Матрёшек украшают узорами из ржаной соломки.

Слайд 5

А это наши матрешки нижегородской области.

Семеновская матрешка

- В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

(Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья)

- Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Я из тихого зеленого

Городка Семенова.

В гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Слайд 6

Полхов – Майданская

- Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри.

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными

-Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе участвовали все члены семьи - хозяин вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали их на ярмарке.

Ребята, а вы хотите стать мастерами по росписи матрешек? Сегодня мы будем украшать наших матрешек необычным способом –

вместо красок возьмем пластилин. Как называется эта техника?

(пластинография)

и украшать будем семенами гороха, скорлупой от орехов, семечками, крупой.

Перед работой давай сделаем гимнастику для рук.

- Вот помощники мои

Левая и правая

Их как хочешь поверни

Хочешь эдак, хочешь так

Не обидятся никак.

(Воспитатель показывает образец украшения матре

А сейчас мастера за работу всем пора.

Мастера скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор

Чтобы радовал он взор.

- Молодцы! Настоящие мастера художники! Очень красивые матрешки получились

Публикации по теме:

«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе«Веселая семейка». Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе Программное содержание: 1. Образовательные задачи: _Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы; создавать узор на «домике».

Фотоотчет «Веселая ярмарка»Фотоотчет «Веселая ярмарка» Цели и задачи:Расширять знания об осени как о времени года. Создавать у детей праздничное настроение и эмоциональный подъём. Закрепить.

Конспект адаптационного занятия в первой младшей группе «Веселая игра с бубном».Конспект адаптационного занятия в первой младшей группе «Веселая игра с бубном». Цель: Создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Задачи: - Создание положительного эмоционального.

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика»Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: "Решение простых арифметических задач" Цель: Формирование начальных математических.

Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада «Овощная ярмарка»Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада «Овощная ярмарка» Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада, тема «Овощная ярмарка» Автор занятия: воспитатель старшей группы Морозова Н. С.

Конспект занятия по рисованию в технике оттиска поролоном «Веселая семейка»Конспект занятия по рисованию в технике оттиска поролоном «Веселая семейка» . Тема: «Веселая семейка». Задачи:-с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изодеятельности. -закрепить.

Конспект занятия в младшей группе «Весёлая ярмарка ждёт гостей»Конспект занятия в младшей группе «Весёлая ярмарка ждёт гостей» Задачи: -дать детям понятие о ярмарке, создать радостное настроение; -учить осознавать собственные мышечные и эмоциональные ощущения; -развивать.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Праздничное развлечение для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Веселая ярмарка» Цель: Создание условий для приобщения детей и родителей к культуре русского народа. Задачи: Привлекать детей и родителей к активному участию.

Снежный мини-музей на участке ДОУ «Веселая ярмарка»Снежный мини-музей на участке ДОУ «Веселая ярмарка» Снежный мини-музей на участке ДОУ «Веселая ярмарка» Выполнили: Стеканова Анна Вячеславовна, воспитатель, Молева Анна Сергеевна, подменный.

Автор публикации:
Конспект занятия «Веселая ярмарка»
Опубликовано: 3 ноября 2020 в 00:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД