Приложение МААМ

Конспект занятия «Экскурсия в музей ДОУ «Русская старина» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Панкова
Конспект занятия «Экскурсия в музей ДОУ «Русская старина» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование духовно - нравственных ценностей у старших дошкольников средствами музейной педагогики.

Задачи:

• Познакомить детей с особенностями жизни русского народа.

• Познакомить детей с предметами русского быта, с ведением хозяйства, домашней утварью, русской кухней;

Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в музей ДОУ „Русская старина“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• Привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

• Воспитывать у детей духовно- нравственные чувства, способные вдохновить на благородные поступки.

Активизация словаря: утварь, прялка, кочерга, ухват, чугунок, крынка, коромысло, люлька, печник.

Предварительная работа: рассматривание альбома с иллюстрациями предметами быта; чтение русских народных сказок, потешек, песенок; знакомство с дидактической игрой «Лото «Предметы народного быта».

Ход экскурсии.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в музей «Русской старины», который находится в нашем детском саду. Скажите, вы знаете, что такое музей? (ответы детей).

Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ различные вещи, предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди : они долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. Чтобы иметь возможность показать их многим людям. Вы хотите его посетить? Ну что ж, тогда отправляемся в музей.

Звучит русская народная музыка, ребят встречает бабушка Дарья

русской народной одежде).

Бабушка: Ой, какие гости-то дорогие пожаловали! Милости просим, заходите скорей! Давайте поздороваемся с вами и познакомимся! Меня зовут, Бабушка Дарья! А вас? (ответы детей) Ой, какие красивые русские имена у Вас! Я приглашаю вас в музей нашего детского сада, а называется он «Русская старина». Проходите скорей и присаживайтесь.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Дети рассматривают общую панораму выставки.

Бабушка: Ребята, правда, здесь хорошо и уютно? Посмотрите сколько здесь незнакомых для вас вещей. Как вы думаете, что является самым главным в избе? (ответы детей). Отгадайте, о чем говорит загадка?

В избе-изба,

На избе-труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит дым народ,

А тушить не идет.

Дети: Это печка.

Бабушка: Правильно, это печь. В старой русской избе была всего лишь одна комната-горница, и почти половину ее занимала русская печка. Без печки изба - не изба. Ребята, а для чего нужна печь?

Дети: (примерные ответы детей) Для тепла. В печи готовили еду.

Бабушка: В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб-всему голова!». Голова – значит самая главная еда. Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно это любили старики и дети.

Русская печь-от нее веет теплом и уютом. По праву исстари она занимает самое важное место. Недаром говорится: «Печь - нам мать родная».

Складывали печь из кирпича, обмазывали глиной, а клал печь мастер, которого звали печник. Печка на Руси согревает, кормит, освещает, моет-парит, сушит, лечит.

Бабушка: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что означает это слово? (ответы детей).

Все, что есть в избе и сделано руками человека, называется утварью. Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. Утварь-это и посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; и различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды, предметов для личной гигиены.

Бабушка: Какие предметы вы видите около печи? (ответы детей).

Для чего они нужны? (ответы детей).

Воспитатель: Многие предметы вы знаете, они встречаются в русских народных сказках, в произведениях К. Чуковского.

Бабушка: Я предлагаю вам рассмотреть все по порядку и отгадать мои загадки:

1. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит-

Всем чай пить велит (Самовар).

Бабушка: Правильно. Раньше говорили: Самовар кипит- уходить не велит. Чай пьешь-до ста лет проживешь.

2. Черный конь скачет в огонь (Кочерга).

Дети рассматривают предмет.

Бабушка: Кочерга или клюка представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

Сам в угол идет (Ухват).

Дети знакомятся с тем, как пользовались в старину ухватом, как подхватывали из печи чугунок, переносили.

Бабушка: Посмотрите на полку, что расположено на ней.

Дети: Посуда. Горшок. Чугунок. Крынка. Чашка. Плошка.

Бабушка: Да, это посуда. Посуду, в которой готовили еду, изготавливали из глины, позднее появилась металлическая посуда. Посуда, из которой ели в основном была деревянная.

Питались крестьяне простой пищей, приготовленной в печи. Есть такая поговорка: «Щи, да каша пища наша», готовили так же картошку, овощи.

Нелегко жилось людям в старину, чтобы приготовить еду, постирать, помыться, нужно наносить воду из колодца. Здесь поможет это приспособление:

4. Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра… (коромысло).

Коромысло - толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками. Предназначалась для носки ведер с водой на плече. Бабушка Дарья показывает, как пользоваться коромыслом. Дети тоже пробуют нести коромысло.

Бабушка: А этот угол печным называли,

Царством женщины считали.

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые, да малые обитали,

Возле печки дети играли,

На полатях в тепле спали.

А здесь располагается прялка. Для чего она нужна? (ответы детей).

Бабушка: Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили веретеном.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтоб красиво соткать полотно.

Каждая женщина в старину умела прясть. Во время работы мастерица садилась на донце, из кудели скручивала нить на веретено. Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Длинными, зимними вечерами женщины занимались рукодельем, покачивая люльку с малышом, тихонько напевали.

Бабушка: А эти предметы вам знакомы? Дети рассматривают доску для стирки, старинный утюг.

Перед вами утюг-

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах.

Утюг был тяжелый, справиться с этой работой было нелегко.

Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома. В свободное время он занимался поделками и мелким ремонтом, плел лапти, лукошки, резал ложки, чинил сети. Мебели в избе было немного-стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот пожалуй и все.

Бабушка: А как вы думаете, в чем раньше хранили вещи? (ответы детей).

5. У бабушки сейф он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной, а дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком (сундук).

Бабушка: Одежду, ткани, украшения крестьяне хранили в сундуках вместо шкафов и тумбочек.

Бабушка: Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы посетили музей нашего садика «Русская старина».

- Вам понравилось? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Я рада, что вам у нас понравилось.

- А теперь Вам пора возвращаться в свой детский сад.

Бабушка: - Ой, забыла про прянички! (вручает угощение детям)

Пряники медовые, мягкие, фруктовые,

Жуй, а не глотай – только брови поднимай.

Угощайтесь, гости дорогие.

Публикации по теме:

Музей часов в ДОУ для детей старшего дошкольного возрастаМузей часов в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста Образовательная среда в подготовительной группе должна быть насыщенной, интересной. Она должна способствовать и стимулировать развитие детей.

Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка», для детей среднего дошкольного возраста Цель занятия. Приобщать детей.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Экскурсия в Зоопарк» Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. Задачи: Образовательные: -Дать представление о зоопарке.

Экскурсия детей старшего дошкольного возраста в музей Боевой славы 628-й гвардейской армииЭкскурсия детей старшего дошкольного возраста в музей Боевой славы 628-й гвардейской армии Цели экскурсии: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества.

Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес»Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес» Цель. Закрепить знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях, происходящих в природе. Задачи: • закрепить представления.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Экскурсия в музей ДОУ «Русская старина» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 09:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Экскурсия в музей ДОУ «Русская старина» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Панкова (УИ 2720309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД