Елена Каренгина
Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Гнется ли сосулька?»
▼ Скачать + Заказать документы
Гнется ли сосулька?
Программное содержание:
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
учить поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя;
формировать элементарные представления о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и из жидкого – в твердое (вода превращается в лед, снег – в воду и лед, лед – в воду);
учить детей делать простые выводы и обобщения.
Словарная работа: гладкий, скользкий, прозрачный, твердый, холодный,
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста „Гнется ли сосулька?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сосульки
- Сосульки. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционная работа: расширять, уточнять и закреплять словарный запас детей; работать над четким произношением звуков в словах (дифференциация звуков [с], [з], [ж]); корректировать эмоционально-познавательную сферу детей.
Материал: одежда для кота: шапка, валенки, перчатки, шарф; сосулька, гирька на ниточке; цветные льдинки; цветные квадраты, нарисованные на снегу
Предварительная работа: опыты с водой, снегом, льдом.
Ход занятия : занятие проводится на улице. Вместе с детьми воспитатель выходит на улицу, на свой участок. Из-за веранды выходит кот Матроскин в шапке, шарфе, перчатках и валенках. Потирает лапы друг о друга, дышит на них.
В. : Ой, ребята, посмотрите, кот Матроскин из Простоквашино к нам в гости пожаловал. Здравствуй, кот Матроскин! Ребята, поздоровайтесь с Матроскиным! (дети здороваются)
Кот: Здравствуйте, ребятишки!
В. : Что замерз, кот Матроскин, лапы потираешь?
Кот: да, лапы мои замерзли. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (зима) А как вы узнали? (потому что холодно, снег лежит, солнце светит, но не греет и т. д.) Что происходит зимой? (ответы детей) Ребятки, а вы не скажете мне, почему у меня лапы замерзли? (у кота мало шерстки на лапках)
В. : Ребята, скажите пожалуйста, а как нужно одеваться зимой, чтобы не замерзнуть? (Тепло, шапку, шубу надевать) а ты, кот Матроскин, почему без теплого пальто ходишь?
Кот: А у меня к зиме подшерсток вырастает, своя шуба теплая.
В. : Ребята, а давайте мы с котом Матроскиным погреемся. Подойдите вот сюда. (дети подходят к ледяной дорожке). Сейчас мы с вами покатаемся.
Кот: А что это такое? (ледяная дорожка) А из чего она сделана? (изо льда) Откуда же она здесь взялась? (на снег налили воду, она замерзла и получился лед)
В. : Ребята, скажите, лед какой? (гладкий, скользкий, прозрачный, твердый, холодный) Если лед кинуть сильно о землю, что будет? (расколется на кусочки) Ну что ж, давайте теперь покатаемся по ледяной дорожке, пусть у кота Матроскина лапки погреются.
Дети и кот Матроскин катаются. Кот устало отходит в сторону и говорит:
- Ох, согрелся я, устал, пить хочу! Пойду, найду сосульку и съем ее.
В. : Что ты, кот Матроскин, сосульки есть нельзя!
Кот: недоуменно смотрит на детей А это еще почему? (они холодные, горло заболит)
В. : Давай, кот Матроскин, мы лучше тебе фокус покажем с сосулькой. Сейчас мы с вами, ребята, станем волшебниками. Для этого мы возьмем большую сосульку, одни концом мы ее положим на скамейку, где есть солнце (проделываю все и комментирую, а на другой конец подвесим что-нибудь тяжелое, например, гирьку. А потом мы посмотрим, что же будет. Пусть сосулька немного полежит на скамеечке, а мы вместе с котом Матроскиным поиграем в игру «цветные льдинки».
На снегу нарисованы квадраты («домики» для льдинок) разного цвета. Дети стоят спиной к квадратам, им раздаются льдинки такого же цвета, как квадраты. По сигналу дети поворачиваются и находят «домики» для своих льдинок. Чей «домик» занят - тот проиграл, выходит из игры. Игра повторяется 2-3 раза.
В. : Ой, ребята, смотрите, как мы здорово наколдовали. Что же стало с сосулькой? (она согнулась) Правильно, мы с вами видим, что лед можно согнуть, хотя он и твердый.
Кот: А я и не знал, что сосулька гнется.
В. : Ребята, а как вы думаете, лед тает? (да) А что для этого нужно? (тепло) Давайте мы занесем кусочек льда в группу, положим его на блюдце и понаблюдаем, что с ним будет. (заходим в группу, кладем лед на блюдце и дети раздеваются).
Кот: ой, ребятки, а кто налил в блюдце воды?
В. : что ты, кот Матроскин, здесь же льдинка была, в тепле она растаяла и образовалась вода, пока ребята раздевались. Ребята, лед твердый или нет? (твердый) А вода какая? (жидкая) Значит, лед из твердого состояния может перейти в жидкое. А если блюдце с водой вынести зимой на улицу, что будет? (вода замерзнет) Значит, из жидкого состояния вода может перейти в твердое, в лед.
Кот: Да, ребята, вы настоящие волшебники! Спасибо вам большое за все рассказанное и показанное! Я много нового сегодня узнал, ну а теперь мне пора идти. Пойду в свою деревню Простоквашино, тепленькое молочко попью, а сосульку никогда есть не буду. До свидания, ребятки!
Дети прощаются с котом и он уходит.