Светлана Попова
Конспект занятия по экспериментированию «Нефть — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Занятия – экспериментирования
Тема: «Нефть – наше богатство»
подготовительная группа
Воспитатель: Попова С. Г.
Г. Нижневартовск 2014г
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета с резким запахом; в воде не растворяется, а расплывется по поверхности воды, хорошо горит); основная функция нефти заключается в том, что из неё изготавливают топливо для различных средств передвижения.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Нефть — наше богатство“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нефть. Знакомство с нефтью
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц и зверей; помочь увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.
Продолжать развивать мыслительную деятельность детей: рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения. Формировать у ребят потребность в бережном отношении к природным богатствам.
Оборудование:
-нефть в пробирках,
-стаканы с водой,
-пипетки,
-птичьи перья, кусочки меха,
-мыло и другие моющие средства,
-4 миски,
-бумажные и тканевые салфетки,
-пластиковые трубочки.
Предварительная работа:
1. Рассматривание слайдов, на компьютере на которых показано, как горит нефть;
2. Знакомство с трудом нефтяников. Показ на карте, глобусе городов нашей страны, где добывают нефть;
3 Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, в двигателях, которых используется топливо, полученное из нефти;
4. Игра «Найди и принеси», в ходе, которой дети находят в группе и приносят на стол воспитателя изделия, полученные из нефти;
5. Рассматривание картин Х. Курмаева Триптих «Тревога»
Словарная работа: лаборатория, пробирки, масляная, не растворяется, полезное ископаемое- нефть.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Слушайте. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил…
Впрочем, вы эту сказку знаете. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня?
Пришёл бы невод обратно с одною тиною морскою, а ещё со ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул бы второй раз, выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину.
в третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка, да непростая, а золотая. И, известное дело, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы она просить: мол, отпусти меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу.
Не хочу, говорит, быть рыбкою нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела в море вернуться? Ведь там её дом.
(высказывания детей)
Воспитатель: А в нашем крае, где живут рыбы?
Дети: в озёрах, реках
Воспитатель: Знаете ли вы, чем знаменит наш край?
Дети: много ягод, грибов.
Воспитатель: а какое самое главное богатство нашей Югорской земли?
Дети: нефть, газ.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нефти, её свойствах. Свойства нефти изучают в лабораториях. А вы, хотите стать лаборантами? (дети и воспитатель одевают шапочки и белые халаты)
(открывается ширма, за которой столы с небольшим оборудованием)
Воспитатель: вот мы с вами и в лаборатории, перед началом нашей работы я хотела бы, чтобы вы вспомнили основные правила:
Дети:- во время проведения опытов необходимо соблюдать тишину, чтобы ни кому не мешать;
-быть внимательным, т. к. работаем с опасными материалами;
-осторожно обращаться с пробирками и содержимым в них.
Воспитатель: Возьмите пробирки с нефтью, рассмотрите её и определите консистенцию. Как вы догадались, что нефть жидкая (переливается в пробирке)
-Теперь определим цвет нефти. Поверните пробирку на свет: прозрачная ли нефть? Какого она цвета?
Дети: нефть коричневого или чёрного цвета.
Воспитатель: интересно, имеет ли нефть запах?
Дети : нюхают нефть в пробирках.
Воспитатель: что можно сказать о запахе?
Дети ; неприятный, резкий
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с бумажной салфеткой, если в неё капнуть нефть? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите пипетку, наберите в неё немного нефти и капните на салфетку. Что произошло?
Дети: нефть расплылась по салфетке.
Воспитатель: попробуйте нефть на ощупь. Каким свойством ещё она обладает?
Дети: маслянистая, жирная.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворится ли нефть в воде7 Например, как сахар и соль? (предположение детей) давайте проверим на опыте: возьмите пробирку с нефтью и вылейте в стакан с водой. что произошло?
Дети: нефть не тонет и не растворяется в воде, а расплывается по ней плёнкой.
Воспитатель: Как вы думаете, горит ли нефть? (предположения)
Сейчас мы это проверим. Я возьму немного нефти, налью её в баночку и попробую её поджечь (поджигает). что произошло с нефтью?
Дети: она хорошо горит.
Воспитатель: что вы сможете сейчас сказать о нефти?
Дети: это густая, маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом, в воде не растворяется, хорошо горит).
Воспитатель: нефть – это богатство нашего края. Добыть нефть нелегко : она находится глубоко под землёй. Её выкачивают буровыми установками нефтяники. Специальными машинами они бурят глубокие отверстия- скважины (показ работы нефтяников на интер доске, по которым нефть поднимается на поверхность земли. Поскольку нефть хорошо горит, из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели автомашин, самолётов, морских и речных судов, трактора.
Из нефти изготавливают пластилин, пластмассу, вазелин, и много других изделий.
Но иногда на нефтепроводах случаются аварии : рвутся трубы, и нефть заливает озёра, реки, леса, землю.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы? (высказывания детей).
Воспитатель: давайте на опыте проверим, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории?
Воспитатель: возьмите пробирку с нефтью и вылейте её в стакан с водой. а теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. Найдите н столе перо, рассмотрите его, какое оно?
Дети: красивое, воздушнее, лёгкое
Воспитатель: подбросьте пёрышко и внимательно проследите за его плавным полётом. Теперь обмакните перо в нефть – избыток нефти можно снять, прижав перо к краям банки, и ещё раз подбросьте вверх.
(Педагог обращает внимание детей на то, как оно быстро, «камнем» падает вниз. Напоминает детям, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (гусь, утка, чайка) садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.
Воспитатель: (предлагает детям отмыть запачканное нефтью перо, разрешает воспользоваться разнообразными моющими средствами.)
Отмылось ли перо? могут ли птицы в природе использовать моющие средства? Что произойдёт с птицами, попавшими в воду, загрязнённую нефтью?
Воспитатель: Ребята, возьмите кусочек меха и обмокните в нефть, давайте сделаем вывод, о том, что произойдёт с животными на загрязнённых нефтью территориях.
Воспитатель: (наливает в заранее подготовленный контейнер воду) :
Это и будет наша речка. Добавим в неё немного нефти, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку из танкера».
Что будет, если аквариум с рыбками плотно закрыть полиэтиленовым пакетом?
Дети: рыбки погибнут.
Воспитатель: Верно, рыбки погибнут, так как полиэтиленовая плёнка не пропускает воздух, и рыбам нечем дышать.
А может ли нефтяная плёнка пропускать воздух? (предположения детей).
Воспитатель: проведём опыт (воспитатель через соломинку продувает воздух в воду – и в тех местах, где нефть есть – она не выходит, образует пузыри, где её нет – свободно выходит.
Нефтяная плёнка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.
Воспитатель: А сейчас с вами очистим воду от нефти, не сливая её через трубочку. (даёт им возможность придумать собственные способы очистки воды пусть попробуют «вычерпать» нефть ложкой, слить её через край и т. п.)
Воспитатель: показывает, как можно это сделать: снимает прищепку с трубочки и сливает воду в подставленную банку. В тот момент, когда у отверстия появится нефтяной слой, быстро зажимает конец трубочки прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а нефть останется в контейнере. Можно ли так же «слит» речку?
Воспитатель: Если даже вам удалось убрать нефть с поверхности воды, не прибегая к сливанию через трубочку, легко ли было это сделать? Сколько вы затратили на это времени? А сколько понадобиться времени и сил, чтобы очистить реку, ведь она во много раз больше контейнера!
Смогут ли рыбы столько времени обходиться без воздуха?
Дети: делают выводы, что разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы.
Воспитатель: Запасы нефти не бесконечны с каждым годом их становится меньше. поэтому необходимо бережное отношение не только при добыче полезного ископаемого, но и в его применении. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться. На местах загрязнённых нефтью ничего не растёт, а птицы, звери обходят их стороной. И называются эти места мёртвыми.
Воспитатель: Рабочий день заканчивается, нужно привести в порядок своё рабочее место. Что нового узнали сегодня о нефти?
Нефть это хорошо или плохо?
Что понравилось в работе? Ч то было трудно?