Получи документы

Конспект занятия «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого» в подготовительной группе

ирина чернова
Конспект занятия «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого» в подготовительной группе

Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого». Подготовительная группа.

Подготовил – воспитатель высшей категории Чернова Ирина Александровна

Участники – дети подготовительной группы

Цель: формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Публикация «Конспект занятия „Жизнь и творчество Л, Н, Толстого“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Задачи: Прививать любовь к чтению русской литературы на примере произведений Л. Н. Толстого; развивать интерес к личности писателя. Формировать речевую активность, умение выражать свои мысли, активно участвовать в обсуждении литературных произведений; оценивать поведение людей с позиции нравственных норм. Продолжить воспитывать доброе отношение ко всему живому Развивать речь, долговременную память, внимание.

Материал: портрет Л. Н. Толстого; ПК, проектор, экран, презентация «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого», книги Л. Н. Толстого «Косточка», «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Филипок», «Рассказы о детях», «Басни и сказки»; грамзапись музыки Ф. Шопена и русской народной музыки; доска; ромашка (один из символов России) с наказами Л. Н. Толстого детям; птичка чиж в клетке; лопатка; ведерко, костюм старичка для мальчика, русские народные костюмы для девочек, играющих в инсценировках.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток о жизни Л. Н. Толстого, о Ясной Поляне, чтение произведений Л. Н. Толстого : “Девочка и грибы”, “Косточка”, “Филипок”, “Два товарища” и др. ; просмотр мультфильмов по произведениям Л. Н. Толстого, театрализованная деятельность по произведениям Л. Н. Толстого, разучивание пословиц и поговорок о дружбе и Родине. Предварительная словарная работа: «граф», «фортепиано», «гимназия», «университет», «юридические науки». Форма проведения – беседа с использованием компьютерных технологий.

Ход НОД

Организационный момент.

Дети и воспитатель рассматривают выставку книг Л. Н. Толстого.

Воспитатель. Скажите, ребята, кто написал все эти книги? (Ответы детей). - Правильно, все эти книги написал Л. Н. Толстой, великий русский писатель. Его произведения читают во многих странах мира. Обложка книги передаёт нам какой – то эпизод из произведения. Посмотрите на обложки книг, какие книги вам знакомы? (Ответы детей). - В конце занятия, выполнив все задания, из лепестков собрав ромашку, один из символов России, мы познакомимся с наказами Л. Н. Толстого детям.

Просмотр презентации «Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого». Рассказ воспитателя

Воспитатель. Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза - о проницательности, широкая борода – как у доброго дедушки (слайд 2)

- Давайте познакомимся с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого : Родился писатель в имении Ясная Поляна Тульской губернии (слайд 3) - Какое название интересное! «Ясная» - что вспоминается при этом слове? ( Ответы детей: солнце, тепло, ясный день, яркие краски, прозрачный воздух.) - Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил : «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и моё отношение к ней».

Слайд 4. Отец писателя граф Николай Ильич Толстой, был участником Отечественной войны 1812 г. Матери своей Марии Николаевны Волконской, Лев не помнил, ему было полтора года, когда она умерла. Всё, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина (слайд 5)

- В семье графа Толстого было пятеро детей : четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. слайд 6. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей

- Маленький Лёва любил читать произведения Александра Сергеевича Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью

Вопросы воспитателя

Где родился Толстой?

Расскажите о родителях Толстого.

Сколько братьев и сестёр было у Льва Николаевича?

Кто был любимым поэтом Толстого? (Ответы детей.)

Воспитатель. В семье Толстого любили театр и часто в семейном кругу сами устраивали различные спектакли. А сейчас первое задание и первый лепесток ромашки с наказами Льва Николаевича.

Выходит ребенок одетый как старичок (Максим). Воспитатель: Старик сажал яблони (ребенок выполняет движения). Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочек". Ребенок: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".

Воспитатель. Чему учит нас этот рассказ? ( Дети делают вывод: этот рассказ Л. Н. Толстого учит нас делать добро людям)

- И вы зарабатываете первый лепесток.

Воспитатель: Мы с вами будущие школьники, и сейчас вспомним еще один рассказ Л. Н. Толстого.

Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа. Ребенок (Алена.) : - Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б - Бе. Смотри, помни!

( Дети делают вывод: надо учиться). - Молодцы, ребята и вы зарабатываете второй лепесток ромашки.

Воспитатель. Первоначальное образование Лев Николаевич получил дома, как принято, было тогда в дворянских семьях. Затем вместе с братьями и сестрой переезжает в город Казань и поступает в Казанский университет (слайд 7). - Молодому Льву Толстому (слайд 8) хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война, он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ (слайд 9)., а затем в Крым (слайд 10). Толстой был храбрым и мужественным воином, участвовал в различных боевых действиях. За доблестную службу Лев Николаевич награждён (слайд 11) орденом святой Анны "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя». Свои впечатления, а также подвиги героев, своих товарищей, он отразил в книгах, которые учат нас любить свою Родину, стойко и храбро защищать ее от врагов.

Вопросы воспитателя

Где учился Толстой?

Почему он оставил университет?

Каким воином показал себя Толстой?

Вы получаете третий лепесток

Воспитатель - Уволившись из Армии, он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю свою жизнь. В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей (Слайд 12, где сам вел уроки с несколькими постоянными учителями. Затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях. Учебников для крестьянских детей тогда не было, и Толстой занялся составлением «Азбуки» (слайд 13, по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке». А на уроках Л. Н. Толстой играл в его излюбленную игру «Живые буквы»

Игра «Живые буквы».

Вам необходимо парами загадать любую букву и показать нам. А остальные дети попробуют ее угадать и назвать.

Воспитатель. Лев Николаевич был сильным и крепким, здоровым человеком. Слайд 14, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4, 145, 14.6 Любил прогулки пешком или на велосипеде, был опытным наездником, зимой катался на коньках. Всю свою жизнь он трудился : писал книги, разводил пчёл, сажал деревья в саду и в роще. Он легко поднимал гири, играл в шахматы, в русскую народную игру «Городки». Давайте и мы с вами немного поиграем.

Игра «Городки»

В «городки» выбрать 2 игроков, каждый из которых получает в свои руки биту, или черенок. Еще два таких же черенка следует распилить на 10 одинаковых кусочков, или «рюх», из которых впоследствии будут складываться фигуры, называемые «городки».

Первоначально на игровой площадке мелом или палочкой необходимо начертить 2 города, расположенные рядом друг с другом, но все же на некотором расстоянии. На расстоянии 3 метра от городов следует нарисовать полукон - линию, с которой оба участника будут метать биту, выполняя свой ход.

Правила игры в «городки»

Сначала с помощью жребия определяют, кто из игроков будет начинать игру.

Все «рюхи» выкладываются на игровом поле так, чтобы из них получилась определенная фигура.

Задача каждого игрока – за минимальное количество ударов выбить все «рюхи» из города противника. При этом до тех пор, пока фигура не «распакована», то есть из нее не выбито ни одного элемента, ребята бьют битой с кона. Если же город уже «зажжен», то есть хотя бы одна «рюха» из него уже выбита, ход производится с полукона.

Два игрока метают биту по очереди, вне зависимости от того, чем закончился предыдущий удар каждого из них. Если в игре принимают участие не два игрока, а две команды с одинаковым количеством игроков, все ребята делают ходы по очереди, начиная с капитана.

Воспитатель. На фотографии Слайд 15 мы видим Толстого в просторной крестьянской одежде: свободная, просторная, подпоясанная ремнём рубаха. Ему было в ней удобно работать. Толстой умел косить траву Слайд 16, пахать землю Слайд 16.1. Труд крестьянина был ему знаком, он с удовольствием трудился в поле

Вопросы воспитателя:

Чем он стал заниматься в Ясной Поляне? (Ответы детей).

Как называлась книга, которую написал Л. Толстой для крестьянских детей? (Ответы детей)

Назовите любимую игру Л. Н. Толстого. Вы получаете четвёртый лепесток

Воспитатель. Толстой очень любил народную музыку Слайд 17, особенно игру на балалайке. Давайте прослушаем р. Н песню «Березка», где звучит балалайка, и поводим хоровод. Слайд 17 музыка

Хоровод «Берёзка».

Воспитатель. Писатель любил и другую музыку, играл на фортепьяно, сочинил вальс и слушал Любимого композитора Фридриха Шопена (слайд 18). Давайте послушаем его музыку.

Слушание музыки Шопена

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще рассказы Л. Н. Толстого вы знаете, и отметим чему они учат нас с вами.

Литературная игра “Назови, из какого рассказа отрывок” Слайд 20

1. «…Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу…». («Филипок»)

- И вы зарабатываете пятый лепесток ромашки.

2.«…Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом…» («Котёнок»)

- шестой лепесток.

3.«…Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь…». («Косточка»)

- седьмой лепесток.

4. «… Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге…». («Девочка и грибы»)

восьмой лепесток.

Воспитатель: Много произведений мы вспомнили. А чему учит Лев Николаевич в них? (ответы детей). Правильно, книги Толстого учат нас быть настоящими товарищами, честными, отважными, отзывчивыми на чужую боль и беду, не бросать друга в беде, стараться из любой трудной ситуации найти выход.

После смерти писателя в Ясной Поляне был основан музей в 1921 году (слайд 21).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что получилось: ромашка с наказами Л. Н. Толстого детям. Послушайте, что у нас получилось:

Лев Николаевич …Толстой, Любил детей он всей … душой. Учил он старших … уважать, А малышей … не обижать. Учил живое все … любить И непременно добрым… быть. Чтобы желание … трудиться, Не позволяло нам … лениться. Не нужно жадным … быть, И всегда правду … говорить.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Много нового и интересного узнали мы о жизни и творчестве великого русского писателя – Льва Николаевича Толстого, которого помнят до сих пор.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной театрализованной НОД по лепке в I младшей группе по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя»Конспект интегрированной театрализованной НОД по лепке в I младшей группе по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» Конспект интегрированной НОД по лепке в I младшей группе «Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Лепим миску для медвежонка»Цель:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Жизнь диких животных осенью» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Вторая жизнь ненужных вещей» с проведением мастер-класса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ детский сад №3. Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Растения и жизнь на Земле»Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Растения и жизнь на Земле» Цель: Создать необходимые условия для ознакомления воспитанников ДОУ с растительным миром, а также формировать представления о роли растений.

Конспект занятия «Экономика — жизнь и игра» в старшей группе (5–6 лет) Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение.

Конспект занятия по обучению пересказыванию «Пересказ рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить» .

Конспект занятия по развитию речи «Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» (первая младшая группа) Цель: познакомить со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя"; приучать внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения;.

Конспект занятия «Жизнь леса» в старшей группеКонспект занятия «Жизнь леса» в старшей группе Цель: формировать и закреплять знания у детей о лесе Задачи: • расширять представление детей о разнообразии растительного мира • дать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого» в подготовительной группе
Опубликовано: 16 сентября 2023 в 06:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД