Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с народными праздничными обрядами. Рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица»

Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия «Знакомство с народными праздничными обрядами. Рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица»

Цель. Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому народному творчеству.

Задачи:

Образовательные. Учить видеть выразительные средства, которые использовал художник для передачи идеи картины (оттенки цвета неба, снега, композиция, общий колорит картины).

Развивающие. Особое внимание уделить развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, использованию в речи искусствоведческих терминов.

Воспитывающие. Воспитывать у детей интерес и любовь к народному творчеству, желание всматриваться в произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с народными праздничными обрядами, Рассматривание картины Б, М, Кустодиева „Масленица“» размещена в разделах

Словарная работа: репродукция картины, пейзаж, праздник Масленица.

Материал. Репродукции картин Б. В. Кустодиева «Масленица» и К. Ф. Юона «Весенний солнечный день». Грамзаписи музыки П. И. Чайковского («Масленица» и «На тройке» из цикла «Времена года»).

Предварительная работа. Рассматривание картин известных художников: И. Грабаря «Февральская лазурь», И. Шишкина «На севере диком», К. Юона «Волшебница зима», «Весенний солнечный день». и др.

Экскурсия в природу - «Зимний парк в солнечную, морозную погоду». Разучивание песен и стихов о зиме.

Воспитатель. Ребята, в старину наши прадедушки и прабабушки собирались для того, чтобы проводить зиму и встретить долгожданную весну, которая принесёт и первую капель, и первый подснежник, и задорные песни птиц. Они встречали её весёлым праздником Масленицей.

Встречали да приговаривали:

Едет Масленица молодая,

Гостья наша дорогая.

На саночках расписных,

На конях вороных.

Приходите в гости к нам,

К горячим, ко блинам.

Во время масленицы народ веселился целую неделю. Кто может мне подсказать, сколько это дней? Назовите их, пожалуйста.

Дети. Семь дней в недели (дети называют дни недели.)

Воспитатель. Сейчас мы узнаем, что происходило в дни масленичной недели.

Понедельник «встреча». Масленица, погостюй недельку.

Вторник «заигрыш». На горках покататься, да в блинах поваляться.

Среда «лакомка». Блины, сыр и творог, - всё летело под порог.

Четверг «разгуляй». На горах катаемся, блинами объедаемся.

Пятница «тёщин вечерок». Тёща, не скупись, блинами поделись.

Суббота «проводы». Масленая неделя в Ростов полетела.

Воскресенье «прощание». Настаёт великий пост, и дадут нам редьки хвост.

Масленая неделя закончилась, и зима подходит к концу.

Ребята, вы хотите посмотреть, как праздновали на Руси Масленицу? Тогда нам надо пофантазировать?

Дети. Да (соглашаются).

Воспитатель. Представьте себе, что мы находимся в машине времени и сейчас отправимся путешествовать в прошлое. Давайте поедем в царское село, Где птичьих новоселий переклички. Нам в прошлое попасть не тяжело,- Всего лишь полчаса на электричке. Приготовьтесь, возьмитесь за руки, закройте глаза.

Наша машина времени быстро перемешается и мы вместе с ней – наклоняемся вправо, влево, вправо, влево.

Мы мчимся с вами через дни и недели, через месяца года, назад в прошлое.

(В это время на мольберт ставится репродукция картины Б. М. Кустодиева «Масленица».)

Посмотрите внимательно на репродукцию. Как вы думаете, попали мы с вами в прошлое? Давайте отыщем на репродукции приметы старины. Что делают здесь люди?

Дети. Гуляют, катаются на санях, веселятся. Воспитатель. Да, мы попали на праздник проводов русской зимы, который называется Масленица.

В далё ком прошлом люди в конце зимы устраивали гулянье: катались на лошадях и обязательно с бубенцами. Они думали, что звоном могут отогнать злую силу, которая, якобы, собирается в конце зимы навредить людям. Им нравилось мчаться с высоких гор, кувыркаться в снегу! Раньше была такая народная примета : кто делает это, у того богаче урожай. И самое главное – ели вкусные, масленые блины, круглые, румяные, как само весеннее солнышко.

Ели и приговаривали: на горах катаемся, блинами объедаемся! Уходи, зима, ко дну, присылай весну! Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем. Ребята, повторите и вы эти слова.

Дети. На горах катаемся, блинами объедаемся! Уходи, зима, ко дну, присылай весну! Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

Воспитатель. Посмотрите, кто это сидит на завалинке? Дети. Гармонист. Воспитатель. Да, гармонист. На празднике танцевали и пели русские народные песни. Хотите её спеть? Дети (поют). Мы масленицу встречали, На горушке мы бывали, Наши горушки катливы, Наши девушки игривы, Молодушки веселы! Воспитатель. Дети, а вы знаете, кто нам помог заглянуть на праздник с помощью картины «Масленица». Кто пишет картины? Дети. Художник. Воспитатель. Эту картину написал русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Он жил давно, очень любил свою Родину – Россию, интересовался её прошлым и обычаями народа. Трудно, наверное, найти в мировой живописи пример более преданного служения русскому искусству, чем жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева. Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске, испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лёжа под установленным над ним холстом, художник именно в эти годы создал много русского раздолья и удали в картине «Масленица» (1919). Родился Б. М. Кустодиев 7 марта 1878 года в небогатой семье в Астрахани. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Интерес к рисованию у мальчика пробудился рано. Посетив в девятилетнем возрасте выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясён. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казённый счёт). Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости. Он считал, что в представлении народа искусство всегда связано с праздником, с ощущением радости. В 1916 году он завершает серию одна из самых значительных картин – «Масленица». Перед нами репродукция картины. Картина «Масленица» хранится в Русском музее, многие люди приходят на неё полюбоваться. Ребята, чем отличаются подлинные картины от репродукции? Дети. Репродукции печатают в типографии, а подлинные пишет художник. Воспитатель. Посещая выставки и музей, люди очень внимательно рассматривают произведения, ведут себя спокойно, говорят между собой тихо, чтобы дать возможность другим людям любоваться настоящими произведениями искусства. Посмотрите на репродукцию и скажите, как художник передал праздник. Дети. Яркими красками. Видно настроение людей. Воспитатель. Действительно, красный цвет как будто горит огоньками по всей картине. А какие ещё цвета выбрал художник и почему? Дети. Голубой, розовый, сиреневый. Воспитатель. Это краски зимы. Как вы думаете, у Бориса Михайловича зима – волшебница или нет? Дети. Волшебница. Воспитатель. А как вы это увидели в картине? Дети. Спящие, словно заколдованные деревья, которые словно стерегут сказочный городок. Городок как будто выглядывает из-под пушистого снежного одеяла. Воспитатель. А какие краски использовал художник, чтобы нарисовать снег? (Дети называют цвет снега.) Об этом говорится и в стихотворении: Вот солнце блеснуло, и всё засияло, И лёд на реке засверкал. И снег – посмотрите: На солнце он розовый стал! Но солнышко скрылось, И снег вдруг погас… И туча нависла над ним. И мне показалось, Что стал он сейчас Таким голубым – голубым!

А сейчас я прошу вас посмотреть, как нарисовано небо. Какого оно цвета? Дети. Светло-зелёное, чуточку зелёно-голубое, розовое. Воспитатель. Почему же художник взял такой необычный светло-зелёный цвет? Дети. Потому что уже конец зимы. Скоро весна, весной небо светлых тонов. Воспитатель. Подумайте, к какому жанру живописи вы бы отнесли эту картину. (Дети доказывают, что это пейзаж, так как на нём изображена природа, чудное зелёно-розовое небо, деревья пушистые, словно прикрытые меховыми шапками.) По-моему, он необычен. Обратите внимание, чем же он дополнен. Дети. Фигурами людей и тройкой лошадей. Воспитатель. А теперь мы посмотрим, где расположен городок, и ответим на вопрос, почему художник так его нарисовал. Дети. Городок расположен внизу. Воспитатель. Художник нарисовал городок так, чтобы лучше его рассмотреть, показать его красоту, увидеть всех людей. Ребята, а для чего санки и коней он написал в центре? Дети. Это же праздник Масленица. В праздники обязательно катались на лошадях. Мы сразу видим, какие раньше были зимние забавы. Воспитатель. Этот праздник любили многие люди, среди них – художники и композиторы. Пётр Ильич Чайковский сочинил музыкальное произведение и назвал его «Масленица» (дети слушают «Масленицу» П. И. Чайковского). Теперь посмотрите на знакомую репродукцию. (Выставляется репродукция картины К. Ф. Юона «Весенний солнечный день».) Вспомнили её название и автора? (Дети отвечают.) Что общего в этих двух репродукциях? Дети. Передача настроения и чувство радости. Они очень красивые по цвету. Воспитатель. Я загадаю вам музыкальную загадку. К какому из двух пейзажей больше по характеру подойдёт эта мелодия? (Дети слушают «На тройке» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.) Дети. Это произведение подходит к картине «Масленица», потому что слышен звон бубенцов. Воспитатель. Итак, мы рассмотрели с вами две репродукции. Одну знакомую, а другую рассматривали в первый раз. Вы запомнили, как она называется, и кто её нарисовал? Дети. Она называется «Масленица». Её нарисовал Борис Михайлович Кустодиев. Воспитатель делает обобщение по картине (репродукции). Б. М. Кустодиев создаёт яркий, впечатляющий и убедительный образ народной Руси. В этой картине большое место занимает пейзаж, величавое изображение русской природы. Сцена масленичного катанья превращается здесь в необычайно гармоничный образ красоты национального русского праздника. Картина захватывает своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зелёное, с золотыми и розовыми облаками: купола церквей одеты в снежные шубы и шапки. Катят навстречу друг другу сани; разрумянились лица людей, сверкают на солнце медные бляшки сбруй; лоснятся упругие, сильные спины лошадей, бодро, весело и резво бегущих по сугробам. Предметы первого плана написаны плотным, сочным мазком, энергично лепящим форму. Дальние строения и группы второго плана, детально выписанные, не мешают целостному восприятию картины, благодаря тому, что их живопись более сглажена; мазок здесь мелкий. Цвет – яркий, построенный на звучных контрастах, также становится более мягким и разбелённым на дальних планах. Таким образом, сохраняя принцип декоративного панно, художник воссоздаёт целостное впечатление реального зимнего пейзажа. Пейзажный элемент играет в этой картине не меньшую роль, чем жанровый. Дополняя друг друга, они создают целостный образ. Мне очень понравилась эта картина, так как дала возможность побывать на весёлом празднике Масленица, полюбоваться чудесным днём, который подарила нам волшебница-зима!

Ребята, нам надо вернуться обратно в наше время. Приготовьтесь, возьмитесь за руки, закройте глаза.

Наша машина времени быстро перемешается и мы вместе с ней – наклоняемся вправо, влево, вправо, влево.

Мы мчимся с вами через дни и недели, через месяца и года, в настоящее время.

Ребята, в наше время тоже есть праздник масленица, сейчас идёт масленая неделя и все пекут блины. Воспитатель. Дети, давайте с вами тоже повеселимся. Хотите спеть песню «масленица»? Дети водят хоровод и поют песню «Пришла к нам масленица»

1. Как вставала я ранёшенько,

Убиралась быстрёшенько.

Припев. Пришла к нам масленица,

Принесла блины и маслице.

2. Как стояла я у жаркой печи

Выпекала кренделя и калачи.

Припев.

3. Калачи, блины и шанишки,

Для милого друга Ванечки.

Припев.

4. Ой подружки собирайтесь,

В сарафаны наряжайтесь.

Припев.

5. Будем вместе хороводы водить,

Надо нам ещё и зиму проводить.

Припев. Пришла к нам масленица

Принесла блины и маслице.

Воспитатель берёт поднос с блинами. Приходите в гости к нам, Ко горячим, ко блинам. Масленка, масленка, Широкая масленка. Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Воспитатель угощает детей блинами.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Рассматривание картины «Играем с матрешками» Рассматривание картины «Играем с матрешками» Программное содержание: Задачи: 1. Учить детей рассматривать картину путем методических шагов:.

Конспект занятия по ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» Пр. сод. : Учить детей рассматривать пейзажную картину, отвечать на вопросы.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Рассматривание картины «Кошка с котятами» (вторая младшая группа) Конспект НОД, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами». 1. Кто изображен на картинке?.

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста «Рассматривание картины корова с телёнком» Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста Тема «Рассматривание картины корова и телёнком» Конспект занятия для детей младшего.

Конспект занятия по развитию речи на тему: Рассматривание картины «Коза с козлятами». Конспект занятия по развитию речи на тему : Рассматривание картины «Коза с козлятами». Программные задачи: помочь детям понять содержание.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка» Задачи: 1) формировать умение рассматривать сюжетную картину; 2) формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины.

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины В. Серова «Октябрь» Задачи: - формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; - учить детей передавать свои впечатления; -обогащать словарь определениями,.

Конспект занятия по теме Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри». Конспект занятия по теме Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри». Цель: показать роль художественного слова в эстетическом воспитании.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща» Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Занятие Тема: Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща» Авторы (ФИО,.

Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами» Сущность развития личности ребенка, по определению Л. С. Выготского, состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с народными праздничными обрядами. Рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 23:59
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД