Ольга Мамонова
Конспект занятия «В гости к осени» на тему «Воронежский заповедник» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: развивать у детей познавательные процессы и умственные способности; воспитывать активность и самостоятельность; продолжать обучать умению устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; формировать элементарные представления об изменениях в природе осенью, диких животных, их внешнем виде и жизни; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, экран; атрибуты для подвижных игр «Осенние листья».
Публикация «Конспект занятия „В гости к осени“ на тему „Воронежский заповедник“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Природа Воронежской области
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сотрудник заповедника дает определению понятию «фенология». Предлагает поговорить об изменениях, которые происходят в природе осенью. Но в начале проверяет, как хорошо ребята знают осенние месяца.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем. (сентябрь).
Месяц грязником прозвали,
И поверьте есть за что,
Ведь дожди идут так часто,
Что пройти не так легко! (Октябрь.)
Природа скинула наряды,
Стоят деревья без листвы,
Седые, плотные туманы,
К нам в этом месяце пришли! (Ноябрь.)
2. Основная часть.
Сотрудник заповедника (рассказывает с показом иллюстраций).
Осенью солнце уже не так высоко поднимается над горизонтом, как весной и летом, потому дни становятся, а температура воздуха - ниже.
В неживой природе наблюдаются такие явления, как густые туманы, дожди, заморозки, иней, ледостав, и, наконец, - первый снег.
Иней - это вид атмосферных осадков, представляющий собой тонкий слой ледяных кристаллов. По форме частички инея напоминают снежинки неправильной формы. В ясные, тихие ночи, когда температура падает ниже нуля, иней выделяется вместо росы.
Туман - это скопление у земной поверхности земной поверхности водяных капель (кристаллов, взвешенных в воздухе. Благоприятные условия для возникновения туманов создаются тогда, когда воздух приближается к состоянию насыщения и излишки водяного пара начинают конденсироваться, образуя капли. Избыток водяного пара появляется либо вследствие охлаждения воздуха, либо в результате испарения влаги с относительно теплой подстилающей поверхности в холодный воздух.
Ледостав - это процесс образования льда на реке или озере. Происходит в самом конце ноября.
Все эти процессы, происходящие в неживой природе осенью влияют на растения и животных. Листопад, увядание травянистых растений, отлет перелетных птиц, исчезновение насекомых - это осенние явления, которые происходят в живой природе.
Листопад - это явление, которые происходит в живой природе ранней осенью. Сначала листья деревьев окрашиваются в яркие цвета, а через какое-то время ветер срывает желто-красную листву, создавая великолепный разноцветный дождь!
Так лиственные деревья готовятся к зимним холодам. Первая причина этого явления - нехватка воды в замерзшей земле. Вторая причина листопадов - необходимость защитить деревья от повреждений в зимний период массой прилипающего снега.
Подвижна игра «Раз-два-три! Этот лист бери!»
- Раз-два-три! Этот лист бери!
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Кленовый лист бери!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!
Подвижная игра «Ветер и листья».
По сигналу ветер - дети бегают по залу в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю»).
С осенними похолоданиями исчезают насекомые, становится меньше растительной пищи, потому многие виды птиц покидают родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны.
«Открывают осеннюю миграцию черные стрижи в начале августа, когда погода летняя, а об осени еще мало кто думает,» – рассказал главный научный сотрудник Воронежского заповедника, доктор биологических наук Петр Венгеров. - «Реагируют стрижи не на погоду, а на фотопериод, они четко улавливают сокращение светового дня, и когда оно достигает определенного порога, дружно улетают, путь далекий - в Южную Африку». Проследить отлет птиц осенью гораздо труднее, чем прилет весной. Это связано с тем, что большинство видов улетают незаметно, не извещая об этом песнями или криками, не собираясь в большие стаи. Большая часть птиц покидают места гнездования в сентябре, к середине октября остаются лишь немногие виды, да и то в небольшом числе, которые улетят к концу этого месяца или в ноябре.
Летом звери ходят в легких шубах, но они не спасут их от зимних холодов. Поэтому осенью зверьки линяют. Линька у зверей - это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая - густая, пушистая.
Зайцы-беляк меняют окрас, бобры запасают корм, а барсуки уже впали в спячку. По мере ее приближения млекопитающие приобрели более густой и длинный мех. Ласка, горностай и заяц-беляк меняют окрас на светлый – ради своей безопасности.
Сейчас в заповеднике уже практически не встретить барсука и енотовидную собаку. Нагуляв подкожный жир и подготовив подстилку в норах, звери отправились в спячку.
В сезонную спячку в заповеднике также впадают лесная соня, еж.
Ребята, а медведь впадает в спячку? Как он к ней готовиться? (Ответы детей.) Только вот в Воронежской области медведя не встретить. Ареал бурого медведя в России занимает практически всю лесную и лесотундровую зону северной части страны.
Жители Усманского бора, которые не впадают на зиму в спячку, делают запасы на зиму. Белки прячут в дуплах деревьев желуди, орехи, грибы. А бобры устраивают целые погреба прямо под водой! Эти умные животные огораживают прямо под водой территорию, куда складывают заготовленные ветки.
Мыши-полевки запасают в норках желуди, орехи, зерна.
А некоторые, в основном – хищные жители Воронежского заповедника, не впадают на зиму в спячку, но и запасов на зиму не делают.
Волки собираются в стаи для удачной охоты на также не спящих зимой оленьих: косуль и благородных оленей. Бодрствуют зимой лисица и рысь, охотящиеся по одиночке.
Также не спят в зимнюю пору и агрономы леса - кабаны. После успешной охоты они не прочь отдохнуть в уютном…гнезде! Эти умные животные не ложатся прямо в снег. Они, с помощью массивных пятачков, разрывают снег, стаскивают ветви и сучья, формируя самое настоящее гнездо, а уже в нем спят после сытного обеда.
Дидактическая игра «Дикие животные, которые впадают и не впадают в спячку».
В моем лесу живут зверята,
Такие миле ребята.
Не всех зимой их можно встретить,
Нельзя и следа их приметить.
Вам предстоит решить задачку:
Какие звери впали в спячку? (Барсук, медведь, еж, хомяк.)
Какие звери не впали в спячку? (Бобр, заяц, лиса, волк.)
Дидактическая игра «Проверь себя!»
Сотрудник заповедника называет явления природы, а дети должны разделить их на 2 группы (явления живой или неживой природы).
1. Ледостав.
2. Снегопад, метель буран.
3. Таяние снега.
4. Иней.
5. Затяжные дожди.
6. Заморозки.
7. Созревание грибов и ягод.
8. Исчезновение насекомых.
9. Отлет птиц в теплые края.
10. Изменение окраски шкур животных.
11. Спячка ежа и барсука.
12. Листопад.
3. Рефлексия.
Сотрудник заповедника: Ребята, на сегодняшнем занятии мы узнали много интересного и нового об изменениях в природе в осеннее время года. Наблюдайте за природой, делитесь своими открытиями с друзьями, воспитателями, родителями. Ведь фенологические наблюдения – очень интересное занятие!