Хапаева Лариса Борисовна
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для составления детьми описательного рассказа по коллажу «Птицы».
Задачи:
образовательные:
1. Развивать представления детей о жизни птиц.
развивающие:
1. Развивать умение составлять описательный рассказ с использованием коллажа.
2. Развивать навык подбора слов-определений.
3. Развивать навык образования относительных прилагательных.
4. Упражнять в звуковом анализе, синтезе слов.
5. Развивать навык установления логических /ассоциативных/ связей.
воспитательные:
1. Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему „Птицы“» размещена в разделах
- Коллаж
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход ОД
Воспитатель может начать занятие с чтения стихотворения Н. Красильникова "Доброе утро"
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?
Воспитатель демонстрирует коллаж. Дети вместе с педагогом рассматривают рисунки.
В: Посмотрите на коллаж и скажите, кто находится в центре?
Д: Синица, ласточка, пингвин, петух.
В: Верно. А на какие группы можно разделить этих птиц?
Д: На диких и домашних.
В: Молодцы. Как вы догадались?
Д: На коллаже слева от птиц нарисован дом и лес. Возле дома живут домашние птицы, а в лесу, это птицы которые живут на воле.
В: Верно. А какие птицы живут рядом с человеком?
Д: Это петух.
В: Да. А каких вы ещё знаете домашних птиц?
Д: Утка, индюк, курица, гусь.
В: Молодцы. А какие птицы живут на воле?
Р: Синица, ласточка, пингвин.
В: А как этих птиц можно ещё сгруппировать?
Д: На зимующих – к ним относится синичка, на перелётных – это ласточка и на птиц севера – это пингвин.
Если дети не знают помогаем им наводящими вопросами.
В: Молодцы! Вы сгруппировали птиц правильно. Это значит, как мы их поделили, по какому признаку?
Д: По месту зимования.
Если дети затрудняются, помогаем им.
В: Верно, каких вы ещё знаете зимующих птиц?
Д: Ворона, голубь, воробей. Сорока.
В: А каких вы знаете перелётных птиц?
Д: Журавль, кукушка, грач, утка, аист, цапля.
В: Верно. А каких птиц севера?
Д: Гагара, кайра.
В: Умницы. А теперь посмотрите на коллаж и скажите, что вы видите в верхнем левом углу?
Д: Это похоже на пингвина.
В: Да. Это пиктограмма пингвина. А ты знаешь, что такое пиктограмма?
Д: Нет.
В: Это знак, отображающий важнейшие узнаваемы черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает.
Д: Теперь будем знать.
В: А как вы думаете, почему пингвину уделяют большее внимание из всех птиц и его нарисовали ещё раз?
Д: Пингвин единственная птица, которая не умеет летать, но хорошо умеет плавать.
В: Молодцы, более того, это единственная птица, которая ходит стоя.
Д: Очень необычная птица.
В: Да. Воспитатель предлагает превратится в синичек и проводит физкультминутку.
Физкультминутка: «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
В: Посмотрите на коллаж и скажите, что находится над синичкой?
Д: Перо.
В: А как это связано с птицами?
Д: Тело всех птиц покрыто перьями, это их отличительный признак.
В: Верно. А ещё перья каждой птицы имеет свою окраску, так мы её и узнаём.
А как с птицами связана клетка?
Д: Это жильё птиц. Есть птицы, которых люди держат дома.
Если дети затрудняются, помогаем ему наводящими вопросами.
В: Правильно, а каких птичек можно держать в клетке дома?
Д: Попугаи, канарейка.
В: Умницы. Важно! Клетка должна располагаться в хорошо освещаемом месте, но не под прямыми солнечными лучами и не там, где присутствуют сквозняки, а если помещение закрывается, то периодически нужно выпускать пернатого питомца полетать.
Д: Теперь будем знать.
В: А какие ёще картинки на коллаже ещё связаны с жильём птиц?
Д: Это скворечник и гнездо.
В: А чем отличается скворечник от гнезда?
Д: Гнездо птицы строят сами, а скворечник это искусственное гнездо, которое делают для них люди.
В: Верно. А кто живёт в скворечнике?
Д: Скворцы.
В: Да. Скворечник – это гнездовье, которое могут заселить скворцы. Воробьи, мухоловки. Птицы в скворечнике устраивают гнёзда и выводят птенцов. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми вредителями.
Посмотрите на коллаж и скажите, что находится в левом нижнем углу?
Д: Цыплёнок с яйцами.
В: А что это значит, как это связано с птицами? Как вы думаете?
Д: Птицы высиживают яйца, а потом когда приходит время, яйцо трескается и из него вылупляется птенец.
В: Молодцы. А чей это птенец рядом с яйцами и как он называется?
Д: Это цыплёнок, птенец курицы и петуха.
В: Правильно. А как называется птенец ласточки?
Д: Ласточонок.
В: А у пингвина?
Д: Пингвинёнок.
В: А у синички?
Д: Не знаем.
В: У птенца синички нет отдельного названия, его так и называют птенчик синички.
Воспитатель предлагает поиграть в игру "Один-Много"
Игра «ОДИН – МНОГО» с мячом.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грач – грачата.
Аист – аисты.
Гусь – гусята.
В: Посмотрите на коллаж и скажите, что находится справа от клетки?
Д: Червячок.
В: А как связан с птицами червячок?
Д: Это корм птиц.
В: А что ещё на коллаже является едой птиц?
Д: Вишни, рябина.
В: Верно. Среди птиц есть вредные для сада, т. е. птицы-вредители. Прежде всего, те же скворцы и воробьи, которые помогают в гнездовое время бороться с насекомыми, к моменту созревания ягод вишни становятся их кормом.
Рефлексия.
Воспитатель убирает коллаж.
В: Вспомните, что было на коллаже?
Д: Птицы.
В: А каких птиц вы запомнили?
Д: Ласточка, пингвин, синичка, петух.
В: Верно, а на какие группы вы их разделили?
Д: Домашние и дикие.
В: А что ещё было на коллаже?
Д: Клетка, гнездо, скворечник.
В: Да, это жильё птиц. А что является пищей птиц?
Д: Вишни, рябинка и червячки.
В:А чем покрыто тело птиц?
Д: Перьями.
В: Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.
Птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись.