Елена Шарипова
Конспекты к занятиям интенсивного курса по обучению грамоте. Тема «Гласные и согласные. Твёрдые и мягкие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Гласные и согласные. Твёрдые и мягкие согласные.
Цель: Знать и уметь различать гласные и согласные звуки, обозначать их буквами. Различать твёрдые и мягкие согласные.
Публикация «Конспекты к занятиям интенсивного курса по обучению грамоте, Тема „Гласные и согласные, Твёрдые и мягкие согласные“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Задачи: Закреплять у детей представления о гласных и согласных звуках; умения определять первый звук в слове; различать твёрдые и согласные звуки. Развивать умения подбирать к существительным слова определения; развивать технику чтения; творческое воображение, связную речь. Воспитывать умения работать в команде, вызвать у детей интерес к занятиям.
Оборудование: Демонстрационный: персонаж «Весёлый звонок», посылка, письмо, большая карта А3. Раздаточный: карты на всех детей, тетради, мяч, карандаши.
Ход занятия.
I. Сюрпризный момент.
Педагог:
-Ребята, «Весёлый звонок» услышал, что вы собираетесь в школу и пришёл к нам в гости, принёс с собой посылку. Открывают посылку, достают тетради, карту, письмо. Читают письмо «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам письмо королева «Грамматики». Слышала, что вы собираетесь в школу, посылаю вам волшебную карту и тетрадь, которые помогут вам подготовиться к школе. Дети рассматривают карту. Ребята «Весёлый звонок» поможет нам добраться до школы, но нам надо выполнить все задания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы? Тогда удачи!
Давайте посмотрим, какая первая остановка «Гласные и согласные. Твёрдые и мягкие согласные».
Прежде чем, приступить к заданиям, давайте ответим на вопросы, которые принёс нам «Весёлый звонок».
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)
-Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки мы произносим легко, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград).
Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими).
II. Вхождение в тему. Упражнения на повторение темы.
Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы, а пока мы с вами отвечали на вопросы «Весёлого звонка» к нам приехал ещё один гость, угадайте, кто это:
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
(Клоун.)
Дети рассматривают в тетрадях клоуна задание 1.
- Ребята, просмотрите, клоун просит нас помочь найти шарики с гласными буквами. Давайте возьмём карандаш и соединим гласные буквы с клоуном.
- Молодцы! «Весёлый звонок» хочет узнать, умеем ли мы определять первый звук в слове.
Игра с мячом «Назови первый звук»
Ребята становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч, и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове и бросать мяч обратно.
III. Упражнения на закрепление темы.
А теперь выполните задание № 2 в тетрадях самостоятельно. Определите первый звук в словах, изображённых на картинках, соедините картинку с буквой. Ребята, что вы заметили, какая картинка здесь лишняя? Почему? (Лошадка – у неё первый звук твёрдый согласный, а другие слова начинаются на мягкий согласный)
- Ребята, вы хотите в школу? Катя уже пошла в школу. Учитель попросил детей принести из канцелярских предметов только те, которые начинаются с мягкого согласного звука. Катя затрудняется собрать портфель, давайте поможем ей (дети выполняют задание № 3).
У нашего «Весёлого звонка» есть волшебные карандаши. Волшебным карандашам подарили шарики: синему карандашу – со слогами, которые звучат твёрдо, а зелёному карандашу – шарики со слогами, которые звучат мягко. Они играли с ними и перемешали шарики, помогите им найти свои шары, Закрасьте шары, так, чтоб они без труда узнавали их. Как вы думаете, как надо закрасить шарики?
Карандаш собрался в гости к нашему «Весёлому звонку» и в подарок нарисовал ему гусеницу. Гусеница была красивая, разноцветная. Случилась беда, которая очень расстроила карандаша. По дороге он попал под дождь, который смыл все краски с гусеницы. Давайте поможем восстановить цвет гусеницы. Как вы думаете, каким цветом был каждый кружок? Закрасьте. Дорисуйте ей ножки и усики.
- Молодцы! Думаю, что теперь карандаш грустить не будет и сможет подарить гусеницу нашему другу.
Долго мы с вами шли, устали? Давайте поиграем в разминку.
IV. Физминутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Продолжаем вновь урок!
V. Упражнения на развитие речи и техники чтения.
«Весёлый звонок» зовёт нас поиграть в игру «Опиши предмет»
Дети читаю образец, затем читают следующие слова, описывают прочитанные предметы. Задание выполняют устно. (можно заменить игру на игру «Чудесный мешок», «Волшебная корзинка». Дети достают овощ из мешка или корзинки, описывают его. Для читающих детей положить вместо овощей написанные слова).
У нас осталось ещё одно задание, которое приготовил нам наш гость. Мама зайчиха прислала письмо с фотографией, в котором рассказала про своего зайчика, но кто – то стёр конец письма. «Весёлый звонок» очень хотел узнать, о том, как поживают его друзья зайцы. Давайте прочитаем рассказ и придумаем продолжение рассказа, чтоб наш гость не расстроился.
Дети читают рассказ, отвечают на вопросы, составляют продолжение рассказа.
VI. Рефлексия.