Елена Хабибулина
Конспекты занятий по аппликации в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты занятий по аппликации в старшей группе
Занятие № 1
«Веселые портреты»
Цель: научить детей составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска); формировать интерес к данному виду деятельности.
Публикация «Конспекты занятий по аппликации в старшей группе» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветное восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).
Материалы: Цветная бумага для причёсок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеёнки.
Ход занятия
Для начала нужно выбрать фон – основу для будущего портрета. Для этого лучше всего взять цветной картон или плотную бумагу (показывает подготовленный материал). Если у человека светлые волосы, его портрет лучше будет смотреться на ярком фоне. Если волосы тёмные, можно выбрать светлый фон, но подойдёт и яркий.
Вырезаем овал. Берем лист бумаги розового цвета, он меньше фона по размеру. Складываем лист вдоль пополам, рисуем полуовал – будто радуга поднимается над линией сгиба – и вырезаем. Раскрываем–получился овал. Это лицо. Приклеиваем лицо на фон, чтобы вверху осталось место для причёски. Затем выбираем бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, причёску можно сделать из бумажных полосок –Если волосы кудрявые, можно вырезать волнистые полоски или использовать готовый серпантин, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки.
Физкультминутка
Лица и причёску наклеть, а всё остальное дорисовать. После работы устроить выставку.
Занятие № 2
«Дома на нашей улице» (Коллективная работа)
Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.
Материалы. Половина большого листа бумаги (разрезанного по горизонтали, бумага цветная мягких тонов для домов, серая бумага для окон, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Вспомнить с детьми, какие дома они видели на улице.
Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши, балконы). Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице. Затем предложить каждому ребенку выбрать прямоугольник для стены дома, наклеить крышу, окна, двери. Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции (в верхней половине листа, предложить внести соответствующие дополнения.
Физкультминутка
Занятие № 3
«Фрукты и овощи»
(Цветная бумага. Объемная аппликация)
Программное содержание. Закреплять умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги. Учить детей более точно передавать форму предметов и создавать объемный предмет, складывая детали пополам и частично склеивая между собой. С помощью загадок развивать образное мышление.
Демонстрационный материал. Муляжи овощей и фруктов.
Раздаточный материал. Полоски цветной бумаги 18x6 см, простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
Загадайте детям несколько загадок об овощах, фруктах и ягодах.
Предложите детям рассмотреть муляжи овощей и фруктов и спросите их, какой овощ или фрукт они хотели бы сделать. Каждому ребенку нужно будет взять полоску бумаги цвета выбранного овоща или фрукта и сложить ее втрое гармошкой. Затем наметить карандашом контур и вырезать фрукт или овощ по линии. Получится три одинаковых силуэта. Каждую деталь нужно сложить пополам, нанести клей на одну из половинок. Нужно склеить две половинки разных деталей так, чтобы вторые половинки остались свободными. Потом нужно нанести клей на половинки, оставшиеся свободными, и так же вклеить третий силуэт. Получится объемный овощ или фрукт.
Физкультминутка
Занятие № 4
«Деревья»
Программное содержание. Учить детей вырезать сложные симметричные силуэты по самостоятельно намеченным контурам из сложенной пополам бумаги. Продолжать учить составлять красивую композицию на листе бумаги из вырезанных силуэтов. Продолжать расширять знания о разных видах деревьев и их характерных особенностях.
Демонстрационный материал. Предметные картинки деревьев: березы, дуба, клена, тополя, ели, сосны, рябины.
Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, прямоугольники цветной бумаги 12x6 см оранжевого, красного, желтого и зеленого цветов; простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход занятия
На прогулке обратите внимание детей на строение деревьев, формы крон и окраску листьев. Можно поиграть в игру «Подбеги к дереву, которое я назову».
На занятии еще раз рассмотрите с детьми и назовите деревья по картинкам. Раздайте детям по два прямоугольника любого из четырех цветов и предложите сложить каждый прямоугольник пополам по вертикали. На одной из половин нужно нарисовать силуэт половинки дерева так, чтобы линия сгиба оказалась по центру ствола, а затем вырезать. Когда дети развернут заготовленные детали, у них получатся деревья. Затем силуэты деревьев нужно приклеить на половинки альбомных листов. Можно сделать эту работу коллективной и тогда наклеить силуэты деревьев на лист ватмана.
Занятие № 5
«Кошки на окошке»
Программное содержание: Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приё мы вырезания ножницами: кошку - из бумаги, сложенной пополам, по нарисованному контуру; а занавески - по прямой, по косой или закругляя уголки; украшать занавески узором по своему замыслу, подбирать красивые цветосочетания.
Материалы: Бумажные квадраты разного цвета -«окошки», бумажные квадраты меньшего размера для вырезания силуэтов кошек (чёрного, серого, коричневого, оранжевого и др. цвета, ножницы, клей, клеевые кисточки, фломастеры и цветные карандаши; салфетки бумажные.
Ход занятия
Прочитать детям рассказ К. Д. Ушинского «Васька».
Показать детям основу будущей композиции - один или два листа бумаги (большого формата, это дом (или два-три разных дома). Приложить к бумажной основе несколько квадратов разного цвета и пояснить, что это окошки, на которых будут сидеть кошки. Показать, как можно создать образ кошки из бумаги, сложенной пополам.
Берем квадрат оранжевого цвета, складываем его пополам и от сгиба рисуем половинку кошки: голова - полукруг, туловище- полуовал, дорисуем на голове одно треугольное ушко (это половинка кошки). Вырезаем, раскрываем - вот и кошечка.
Физкультминутка
Выбираем квадратики для своей кошки на окошке. Положить маленький квадратик на большой и проверить, красиво ли сочетаются цвета (чёрный на жёлтом, розовом или голубом, рыжий на зелёном, голубом, салатном, серый – на розовом, синем, красном и пр.). Дети вырезают кошечку и приклеивают её на окошко, а потом сделают занавески - вырезают и украшают узором (фломастерами или карандашами) по своему желанию.
В конце занятия дети переносят свои окошки с кошками на «дом», передвигают в поисках наиболее удачного размещения и аккуратно приклеивают.
Занятие № 6
«Весёлые портреты»
Задачи: познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое, развивать цветное восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз); развивать воображение, активность, творчество, зрительный контроль действия рук; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: цветная бумага для причёсок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, ножницы, клеёнки.
Ход работы:
Воспитатель: сначала нужно выбрать фон – основу для будущего портрета. Для этого лучше всего взять цветной картон или плотную бумагу (показывает подготовленный материал). Если у человека светлые волосы, его портрет лучше будет смотреться на ярком фоне. Если волосы тёмные, можно выбрать светлый фон, но подойдёт и яркий. Как лучше расположить лист? Посмотрите друг на друга. Какой формы лицо? Как можно вырезать овал? Посмотрите: я беру лист бумаги розового цвета, он меньше фона по размеру. Складываю лист вдоль пополам, рисую полуовал – будто радуга поднимается над линией сгиба – и вырезаю. Раскрываю – (пауза! Какая форма получилась? Овал. Это лицо. Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху осталось место для причёски. Затем выбираю бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, причёску можно сделать из бумажных полосок. Если волосы кудрявые, можно вырезать волнистые полоски, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки. Ещё интереснее всю причёску сделать из разорванных кусочков бумаги.
Физкультминутка
Воспитатель: возьмите прямоугольники розового цвета, сложите вдоль пополам. Разгладте линию сгиба и нарисуйте над ней полуовал, как радугу. Аккуратно вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы - это лица. Продолжайте делать портреты: лица и причёску наклейте, а всё остальное дорисуйте. После работы мы устроим выставку.
Занятие № 7 (аппликация)
«Русский народный сарафан»
Цель: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках.
Оборудование: Платок белый с бахромой, но без рисунка, подносы, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки, кусочки накрахмаленной ткани с изображением цветов и листьев, кукла Галя, оформление павлово - посадскими платками.
Ход занятия
В: А у меня для вас сюрприз. Я принесла вам куклу, посмотрите, что в ней необычного. (Ответы детей).
В: Да, эта кукла одета в сарафан. Сарафан – это русская народная одежда. Сарафаны разделялись на праздничные и повседневные. В повседневном сарафане делали всю работу, а праздничный сарафан одевали только на праздник. Праздничные сарафаны расшивали богато: дорогими нитками, тесьмой и бисером. Сарафаны берегли и передавали по наследству.
В: А под сарафан обычно одевали рубаху, которая тоже была украшена узорами или вышита. И конечно, же девушки и женщины надевали на голову убор, который назывался девичья повязка или кокошник (показывает на кукле). Посмотрите, какая повязка у нашей гостьи, а это кокошник. Вот в такие наряды наряжались девушки и водили хороводы.
Физкультминутка
А теперь я предлагаю вам украсить ваши сарафанчики.
Занятие № 8
«Снежинка»
Задачи: Учить детей работать в новой технике выполнения аппликации-из скрученных жгутиков (техника торцевания); учить создавать композицию, гармонично размещать детали аппликации; развивать творческие способности детей; развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, воспитывать интерес к художественному творчеству.
Материал: для основы: лист картона синего цвета, с предварительно нарисованным детьми деревом; для выполнения работы: небольшие квадраты из гофрированной бумаги 1х1 см, клей (прозрачный или ПВА, емкость для хранения бумажных заготовок, стержни от шариковой ручки.
Ход занятия
Ребята сегодня мне хочется рассказать вам одну из сказок. О чем она- вы узнаете из загадки:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).
В одном большом, пушистом и мягком облаке жила была снежинка. (На доске выкладывается изображение облака, снежинки). Она очень любила танцевать в медленном вальсе. Однажды решила снежинка отправится в путешествие. Спрыгнула с облака и полетела. Летит, летит она и видит.
Что видит снежинка (ответы детей-лес, деревья в серебре)
А что есть в лесу (деревья)
Ребята, скажите пожалуйста, что деревья делают зимой? (спят)
Как вы думаете, тепло ли им сейчас? (нет)
Так зачем же снежинка полетела в лес (спасите деревья от холода).
Сейчас, ребята, я предлагаю сделать наших снежинок из бумаги и спасти деревья от холода.
Физкультминутка
Выполнение работы.
Занятие № 9
«Блюдце»
(Тонкая белая бумага. Папье-маше)
Программное содержание. Познакомить детей с Техникой папье-маше (наклеивание небольших кусочков бумаги слоями) при изготовлении блюдца. Продолжать приучать их работать аккуратно, выполнять задание в точной последовательности.
Раздаточный материал. Фарфоровые блюдца, тонкая белая бумага, мисочки с водой и клеем.
Ход занятия
Предложите детям сделать блюдце необычным способом – из папье-маше, а затем на занятии по рисованию расписать его под гжель. Нужно разорвать бумагу на небольшие кусочки и перевернуть блюдце вверх дном. Затем смачивать кусочки бумаги в воде и выкладывать их на поверхность блюдца – так получится первый слой. Для последующих слоев кусочки бумаги нужно обмакивать в клей. Таким образом нужно сделать 4–5 слоев. Подготовленные бумажные блюдца сушат, не снимая с фарфоровых, 1–2 дня при комнатной температуре. Когда блюдца просохнут, нужно отделить бумажные блюдца от фарфоровых и дать детям обрезать неровные края. На занятии по рисованию можно расписать блюдца и покрыть их лаком.
Физкультминутка
Занятие № 10
«Закладка для букваря»
Задачи: Познакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий - прорезным декором. Учить вырезать геометрические и растительные элементы на полосе бумаги, сложенной вдвое. Раскрыть символику отдельных элементов и мотивов (круг и его вариации - солнце, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода, зигзаг - молния, ромб – поле и т. д.)
Материалы: Полоски цветной бумаги, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые и бумажные.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям несколько книг, страницы которых переложены разными закладками - бумажными, тканевыми, кожаными, деревянными и пр. Показав закладки, спрашивает детей, знают ли они, что это такое и для чего предназначено.
Предлагает самим сделать красивые ажурные закладки из бумаги для книг в книжном уголке. Показывает 2-3 закладки с прорезным декором, подготовленные заранее. Просит внимательно рассмотреть, догадаться, как эти закладки сделаны, и показывает способ изготовления. Беру полоску бумаги, складываю её пополам по длине и вырезаю на сгибе узор: сначала треугольник, потом полукруг, опять треугольник и опять полукруг чередую эти элементы до конца закладки. Раскрываю и получаю ажурную закладку.
Физкультминутка
Воспитатель выставляет на доске или мольберте схему с элементами прорезного декора (см. рисунок) и предлагает детям вырезать свои закладки
Занятие № 11
«Закладка для букваря»
Задачи: Познакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий - прорезным декором. Учить вырезать геометрические и растительные элементы на полосе бумаги, сложенной вдвое. Раскрыть символику отдельных элементов и мотивов (круг и его вариации - солнце, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода, зигзаг - молния, ромб – поле и т. д.)
Материалы: Полоски цветной бумаги, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые и бумажные.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям несколько книг, страницы которых переложены разными закладками - бумажными, тканевыми, кожаными, деревянными и пр. Показав закладки, спрашивает детей, знают ли они, что это такое и для чего предназначено.
Предлагает самим сделать красивые ажурные закладки из бумаги для книг в книжном уголке. Показывает 2-3 закладки с прорезным декором, подготовленные заранее. Просит внимательно рассмотреть, догадаться, как эти закладки сделаны, и показывает способ изготовления. Беру полоску бумаги, складываю её пополам по длине и вырезаю на сгибе узор: сначала треугольник, потом полукруг, опять треугольник и опять полукруг чередую эти элементы до конца закладки. Раскрываю и получаю ажурную закладку.
Физкультминутка
Воспитатель выставляет на доске или мольберте схему с элементами прорезного декора (см. рисунок) и предлагает детям вырезать свои закладки
Занятие № 12
«Банка варенья для Карлсона»
Задачи: Учить детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Показать рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки организации и планирования работы
Материал: Бумага белая и цветная, ножницы, клей ПВА, кисти.
Ход занятия
Спрашивает, кто из детей какое варенье любит (или какое варенье бывает - из каких ягод и фруктов). Интересуется, кто из литературных героев любил сладкое, вкусное, душистое варенье и предлагает детям сделать аппликации «Банка варенья для Карлсона»
Педагог напоминает детям рациональный способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или пополам дважды-четырежды (в зависимости от мягкости бумаги).
Посмотрите. Я беру полоску бумаги, складываю пополам, ещё раз пополам, рисую какую-нибудь ягодку или фрукт, например, вишенку, чтобы не перерезать по бокам, где ягодка попадает на сгиб. Вырезаю, стараясь оставить не разрезанными румяные бока. Ягодки будто бы цепляются. А если перерезать рисунок на сгибах бумаги, ягодки разъединятся и хоровод не получится.
Физкультминутка
Дети определяются со своими замыслами и сначала вырезают банку, а затем много ягодок или фруктов, чтобы наполнить ими банку. Вырезанные ягоды накладывают на банку, чтобы увидеть степень её заполнения. Готовя варенье, дети складывают полоски бумаги гармошкой или дважды пополам, рисуют простым карандашом один элемент (к примеру, конфету, мячик, птичку, зонтик., выводя некоторые элементы рисунка на сгибы, и показывают педагогу.
Воспитатель проверяет, чтобы были зафиксированы детали на сгибах, напоминает, что на этом месте нельзя разрезать.