МААМ-картинки

Конспекты занятий по развитию речи «Перелётные птицы», «Кто поёт в зимнем лесу»

плешингер людмила
Конспекты занятий по развитию речи «Перелётные птицы», «Кто поёт в зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи.

Тема . Перелётные птицы.

Задачи. Расширять представление детей о перелётных птицах.

Знать и называть перелётных птиц (ласточка, стриж, соловей, скворец, журавль, цапля, аист, особенности их внешнего вида и обитания.

Формировать умение составлять полные предложения, используя союзы и предлоги. Учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, образовывать названия птенцов при помощи суффиксов. Активизировать словарь детей глаголами и прилагательными. Формировать правильную дикцию.

Публикация «Конспекты занятий по развитию речи „Перелётные птицы“, „Кто поёт в зимнем лесу“» размещена в разделах

Воспитывать интерес к жизни пернатых, желание заботиться о них.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций о птицах, чтение произведений, наблюдение за птицами на участке детского сада.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей послушать аудиозапись птичьего пения.

- Ребята, что за звуки вы услышали. Понравились ли они вам?

Дети отвечают, что они услышали птичьи голоса.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, чтобы узнать, какие птицы им пели. Загадки

На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его… (скворец).

Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

Дети отгадывают загадки и находят изображения этих птиц на картинках.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Закончи предложение. Расскажи о птицах».

(Воспитатель предлагает начало предложения, а дети его продолжают).

- У птицы есть: клюв, перья, хвост, глаза, лапы и крылья.

- Птицы умеют: летать, ходить, прыгать, клевать, стучать, петь, плавать, находить….

- Птицы бывают: большие и маленькие, зимующие и перелётные, домашние и лесные, певчие и водоплавающие…

- Птицы высиживают…яйца.

- Из яиц появляются … птенчики. У скворца – скворчата, у кукушки – кукушата, у воробья – воробьята, у сороки – сорочата.

Воспитатель приглашает детей на стульчики послушать рассказ о птицах.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края. У нашего окна опустело гнездо ласточек. Не видно скворцов. Но ещё не улетели грачи. По вечерам они собираются в шумные стаи – обучают птенцов полёту. То грачи несутся сомкнутым строем, то разлетаются в разные стороны. Далеко слышен многоголосый крик грачей. Они готовятся в далёкий путь.

По окончании чтения проводит беседу:

- О каких птицах говорится в рассказе?

- Почему этих птиц называют перелётными?

- Почему птицам необходимо улетать в тёплые края?

- Какие птицы улетят от нас?

- Когда птицы вернутся в родные края?

Дети отвечают на вопросы полными предложениями.

- Когда улетят ласточки, мы не увидим кого? (ласточек, стрижей, журавлей, кукушек, соловьёв, лебедей).

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Птичка летает»

(необходимо подобрать нужный по смыслу предлог (ИЗ, В,К, НАД, НА, ПО):

Птица вылетела. гнезда. Птица прилетела. гнездо. Подлетела. гнезду. Птица кружит. гнездом. Птица села. ветку. Птица ходит. пашне.

Дети называют нужный предлог и имитируют движения птиц.

Воспитатель подводит итог занятия и предлагает детям нарисовать птицу, которая очень понравилась.

Тема. Кто поёт в зимнем лесу.

Задачи. Расширять представления детей о зимующих птицах. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением. Учить образовывать глаголы на основе звукоподражательных звуков.

Упражнять в образовании формы родительного падежа существительных.

Закреплять понятие «зимующие птицы». Уточнить представления детей о том, чем питаются птицы зимой;

Развивать речь, внимание, память, мышление;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, чтение рассказа Сладкова «Курорт «Сосулька», стихотворений о зимующих птицах, наблюдения, игры.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей и показывает кормушку, на которую слетаются птички, читает стихотворение:

- Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли

Воробей, снегирь – сосед

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду

А в четверг со всех краев

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу, в воскресенье

Было общее веселье.

Проводит беседу:

- Для кого смастерили кормушку?

- Почему эти птицы не улетели в тёплые края?

- Как называются эти птицы?

- Чем питаются зимующие птицы?

- Чем радуют нас птицы зимой?

Воспитатель предлагает услышать пение зимующих птиц и передать его своими голосами. Дети подражают пению птиц и называют глагол.

Синичка поёт – синь-синь-синь (звенит).

Воробей - чик-чирик-чирик (чирикает).

Ворона - кар – кар – кар (каркает).

Сорока – стр- стр- стр (стрекочет).

Голубь – гру – гру – гру (воркует).

Сова – уух – уух (ухкает).

Дятел – тук –тук – тук (стучит).

Клёст – клё -клёклё –клёклё (клекочет).

Снегирь – фить - фьюить – фьюить (его пение похоже на мелодию флейты).

Воспитатель задаёт вопрос.

- А кто смастерил кормушку?

Дети предлагают свои ответы.

Воспитатель вывешивает на доске сюжетные картинки и вместе с детьми составляет рассказ:

- Мальчик Серёжа и девочка Таня решили сделать кормушку, чтобы накормить птиц зимой. Серёжа взял у папы дощечки и инструменты и начал мастерить. Таня за ним наблюдала. Когда кормушка была готова, дети оделись и вышли на улицу, чтоб её повесить. Ветка была такая высокая, что Серёже пришлось подставить брёвнышко. Таня насыпала корм. Не успела она высыпать все семечки, как тут же прилетел воробей и весело зачирикал:

«Чик-чирик! Спасибо». Дети были рады, что помогли птицам.

Приглашает детей составить рассказы по образцу.

Дети рассказывают. По окончании занятия воспитатель подводит итоги и зовёт всех на улицу, чтоб поскорей насыпать корм в кормушки.

Дидактическая игра «Повтори птичью песенку»

Задачи. Расширять представления детей о птицах, их голосах. Учить детей повторять звуки птиц и на основе звукоподражания образовывать глаголы.

Формировать правильную дикцию.

Описание игры.

Воспитатель называет птицу, а дети сначала пропевают песенку, а потом называют глагол.

Синичка поёт – синь-синь-синь (звенит).

Воробей - чик-чирик-чирик (чирикает).

Ворона - кар – кар – кар (каркает).

Сорока – стр- стр- стр (стрекочет).

Голубь – гру – гру – гру (воркует).

Сова – уух – уух (ухкает).

Дятел – тук –тук – тук (стучит).

Клёст – клё -клёклё –клёклё (клекочет).

Снегирь – фить - фьюить – фьюить (его пение похоже на мелодию флейты).

Свиристель – свир- свир- свир (словно играет на свирели).

Кукушка – ку-ку, ку-ку, ку-ку (кукует).

Гусь – га- га- га (голгочет).

Утка – кря- кря –кря (крякает).

Дидактическая игра «Отвечай быстро».

Задачи. Обогащать и активизировать словарь детей прилагательными и глаголами по заданной теме. Упражнять в классификации. Воспитывать быстроту мышления.

Описание игры.

Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают его. Можно использовать мяч, волшебную палочку или пёрышко.

- У птицы есть: клюв, перья, хвост, глаза, лапы и крылья.

- Птицы умеют: летать, ходить, прыгать, клевать, стучать, петь, плавать, находить, вить, драться, кричать, взлетать.

- Птицы бывают: большие и маленькие, зимующие и перелётные, домашние и лесные, певчие и водоплавающие…

- Птицы высиживают…яйца.

- Из яиц появляются … птенчики. У скворца – скворчата, у кукушки – кукушата, у воробья – воробьята, у сороки – сорочата, журавлята, цаплята, гусята.

Тема. Пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Задачи. Закреплять знания детей об осени и перелётных птицах. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Учить пересказывать содержание произведения близко к тексту. Упражнять в составлении предложений.

Продолжать знакомство с малыми фольклорными формами – познакомить с пословицей «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Воспитывать желание рассказывать сказки, быть добрыми, помогать друг другу в беде. Передавать свои впечатления от прочитанного в рисунках.

Предварительная работа. Беседа о перелётных птицах, чтение сказки, рассматривание картинок по сказке.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Назови приметы осени» и предлагает карточки для моделирования.

- Давайте вспомним и назовём осенние приметы, а начинать своё предложение нужно словом «осенью».

Дети берут карточки и говорят:

- Осенью идут дожди.

- Осенью собирают урожай в садах и огородах.

- Осенью листья желтеют и опадают.

- Осенью птицы улетают в тёплые края.

- Осенью заяц надевает белую шубку.

Воспитатель заканчивает игру стихотворением:

- Улетают птицы разные,

Смолк их звонкий переспев.

А рябина осень празднует

Бусы красные надев.

Воспитатель просит назвать этих разных перелётных птиц.

Дети перечисляют.

- А всегда ли птицы могут улететь в тёплые края.

Дети раздумывают, называют причины. Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Серая шейка» и зачитывает её содержание.

После чтения проводит беседу:

- Куда собралась семья Серой шейки?

- Зачем уточка пришла к зайчику?

- Что произошло на полянке?

- Как поступила уточка?

- Что подумала уточкина мама?

- Как жила Серая шейка зимой?

- Кто ей помогал и как?

- Почему Лиса не поймала зайчат?

- как Серая шейка узнала, что умеет летать?

- Что случилось с лисой?

Вы правильно ответили на все вопросы.

Дидактическая игра «Куда плывет уточка?» Дети проговаривают и показывают движения.

Уточка подплыла к камышам - уточка отплыла от камышей.

Уточка заплыла в камыши - уточка выплыла из камышей.

Уточка подплыла к берегу - уточка отплыла от берега.

Уточка нырнула в воду - уточка вынырнула из воды

А давайте попробуем рассказать эту сказку вместе. А помогут нам картинки из нашей книжки.

Дети выходят и пересказывают текст.

- У вас получилось интересно рассказать сказку.

- А чему учит эта сказка?

Дети отвечают:

- Помогать друг другу в беде.

- Выручать из беды.

- Быть добрыми и смелыми.

Воспитатель предлагает запомнить пословицу «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Дети повторяют пословицу. Воспитатель приглашает детей нарисовать картинки и сделать свою книжку - сказку «Серая шейка».

[]Игра «Знакомство» или «Разрешите представиться. Птица»

Цель игры. Формировать умение детей составлять краткое описание внешнего вида птицы, её повадок и песнопения.

Описание игры. Ребёнок выбирает картинку и от первого лица рассказывает о себе, представляется.

- Здравствуйте. Я – птица. Зовут меня воробей. Я маленький и бойкий, коричневого цвета. Умею летать, чирикать, драться

- Я птичка. Зовут меня синичка. Я очень красивая. У меня яркая жёлтая грудка, блестящие крылышки. Я пою весёлую песенку синь- синь. Зимой я очень люблю сало.

- Я ласточка – красавица. У меня красный воротничок и белая грудка. Хвостик вилочкой. Я строю своё гнёздышко из травы и глины в укромном тихом месте. Очень боюсь холодов, рано улетаю на юг.

Эту игру можно проводить в среднем и старшем возрасте. Представления детей будут отличаться содержанием. Чем старше дети, тем более интересно будет описание.

Подвижная игра "Шел по крыше воробей"

Эта игра может помочь привлечь внимание детей. Первые три строчки не меняются, в четвертой - звучат имена всех детей по очереди. Чтобы повысить интерес детей к игре, можно, когда дети немного запомнят слова, предложить им говорить первые строчки хором. Такие игры устраиваются, чтобы "расшевелить" и по-настоящему развлечь детей.

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей,

Много, много, много нас,

Встанут Танечки (Ванечки и т. п.) сейчас (прыгнут, топнут, кашлянут, хлопнут).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Кто главный в лесу? Красная книга. Заповедники» по развитию речи и основам экологии КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ старшая группа Образовательные области:"Познание","Коммуникация","Социум". Разделы: Развитие речи, основы экологии. Тема:.

Конспект маршрутной игры с детьми второй младшей группы по развитию речи «В зимнем лесу» Конспект маршрутной игры с детьми второй младшей группы по развитию речи на тему «В зимнем лесу» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект ООД по развитию речи в группе компенсирующей направленности ТНР «Перелётные птицы» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности (ТНР) для детей 6-7 лет «Перелётные.

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Кто живет в лесу» Цели: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких животных и их детенышах, живущих в лесах Южного Урала. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «В зимнем лесу» Программные задачи Обучающие: Уточнение и расширение представлений детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка,.

Конспекты игровых занятий по развитию свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Альбицкая Наталья Дмитриевна МБДОУ Детский сад № 20 «Дельфин» МО г. Саяногорск РХ, воспитатель старшей группы детей с ОВЗ Конспекты игровых.

Конспекты интегрированных занятий по развитию речи «Галерея шедевров» Занятие по картине В. Васнецова «Снегурочка». Тема: «Зима в творчестве русских художников». Цель: «Знакомство детей с новой картиной Виктора.

Конспекты занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста Организация: МБДОУ «Детский сад № 363 Камертон Населенный пункт: г. Нижний Новгород Величина БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Цель: Научить ребенка.

Конспекты занятий по познавательному развитию Конспект№1 Тема: «Наша группа». Цель: познакомить детей с групповой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать.

Занятие по развитию речи в первой младшей группе «Встреча в зимнем лесу» Развитие речи Тема: «Встреча в зимнем лесу» Программное содержание: совершенствуем умение ребенка ориентироваться в окружающем мире (кто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий по развитию речи «Перелётные птицы», «Кто поёт в зимнем лесу»
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 21:42
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятий по развитию речи «Перелётные птицы», «Кто поёт в зимнем лесу»» (включая файлы) размещена пользователем плешингер людмила (УИ 1843221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД