Папки-передвижки

Конспкт занятия «Мордовская народная сказка «Пусточейка»

Татьяна Воронина
Конспкт занятия «Мордовская народная сказка «Пусточейка»

Цель: приобщить детей к миру мордовской художественной литературы.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с мордовской народной сказкой «Пусточейка»;

- познакомить детей с национальной сказкой;

- совершенствовать умение у детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.

Развивающие:

- развивать умение слушать сказки;

-развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки;

Публикация «Конспкт занятия „Мордовская народная сказка „Пусточейка“» размещена в разделах

- развивать связную речь.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Материалы и оборудование: текст сказки, кукла мордовка, плетеная корзинка, маски «ворона», «лиса», «синица», книжка – малышка «Мордовская народная сказка «Пусточейка», аудиозапись мордовской народной песни «Не найдешь».

Предварительная работа: чтение мордовских народных сказок.

Методы и приемы: словесные (беседа о Мордовии, мордовском народном творчестве, практические (театрализация отдельных эпизодов сказки «Пусточейка»; подвижная игра «В ключи»); слушание аудиозаписи мордовской народной песни «Не найдешь».

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла - мордовочка.

Кукла: Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости из мордовского села. И принесла с собой волшебную корзиночку, в которой находятся мордовские сказки. Эти сказки создал мордовский народ.

Воспитатель: Дети, а ведь мордовочка пришла к нам не просто так. Как называется республика, в которой мы живем.

Дети: Мы живем в республике Мордовия.

Воспитатель: А какой зверь изображен на гербе нашей республики Мордовия?

Дети: Лиса.

Кукла: Ребята, а вы хотите послушать мордовскую сказку, в которой тоже упоминается хитрая лиса? (Ответы детей). Тогда я вам расскажу мордовскую сказку "Пусточейка".

Жила была синица. Звали ее Пусточейка. Вывела Пусточейка птенчиков, пищат они – есть просят. Услыхала лисица писк, побежала к дереву, на котором синица свела гнездо, и говорит:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

Испугалась синица, бросила вниз птенчика. Лиса тут же его съела и ушла. Но на другой день снова приходит:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

Пусточейка сбросила лисице второго птенчика. А сама плачет горькими слезами заливается…

Летела мимо тетушка Ворона и спрашивает:

- Отчего, Пусточейка, слезы льешь? Кто тебя обидел?

- Как же мне не плакать. Тетя Ворона, - отвечает синица. – Повадилась лисица к моему гнезду, каждый день птенца требует. А не то, говорит, я тебя съем.

- Ты сделай так, - посоветовала Ворона,- Как придет в следующий раз лиса и станет птенца требовать, а ты ей в ответ:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!

Вот опять приходит лиса и заводит песенку:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

А синичка отвечает:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!

- Кто тебя, Пусточейка, научил таким словам?

- Тетя Ворона.

- Ах, так! – рассердилась лиса. – Ну хорошо же.

Побежала лиса искать ворону, нашла ее на опушке леса и говорит:

Ты, ворона, научила Пусточейку, как тот меня отделаться – за это я тебя съем!

- Ладно, говорит Ворона. – Только ты меня сначала повкуснее сделай. Дай мне горшок каши и горшок масла, я наемся каши с маслом и такая вкусная стану – ничего на свете нет вкуснее.

- А где я кашу с маслом возьму?

- В деревне у мордвы укради.

Согласилась лисица. Украла в деревне горшок каши и горшок масла. Принесла Вороне.

- Я буду кашу с маслом есть на горе, - говорит Ворона. – А ты ложись под горой. Рот пошире раскрой и жди. Как всю кашу и масло съем, прямо в рот к тебе и залечу.

Легла под горой лиса, раскрыла пасть и ждет. А тетушка Ворона наелась в свое удовольствие и полетела в лес спать на высоком дереве. Когда пролетала над лисой, крикнула:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

до Пусточейки не добралась –

а до меня и подавно не доберешься!

Лиса туда – сюда, а Вороны и след простыл.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? Эту сказку сочинил мордовский народ. Кто вам больше запомнился? Какая была Пусточейка? Кто еще был в сказке? Кто обманул лису? Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Кукла – мордовочка, а наши дети могут не только рассказывать, но и показывать сказки.

(Показ детьми в масках «синицы», «вороны» и «лисы» одного из эпизодов сказки).

Кукла: Ребята, какие вы молодцы! Так хорошо показали и рассказали сказку. А сейчас я предлагаю вам поиграть в мордовскую народную игру «В ключи».

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Правила игры: играют все дети. Они садятся по периметру ковра на стульчики. Один игрок стоит посередине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

- Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

- Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех. Последний ему советует:

- Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, кто-то из играющих опять остаётся без места. Игра повторяется сначала. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

Кукла: Но сначала с помощью считалки мы выберем ведущего

Считалка

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошел,

Лисий хвост нашел.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Рыжий хвост отдать просила.

(Звучит мордовская народная песня «Не найдешь»).

Кукла: Как мне у вас понравилось, но пора в свое село возвращаться (прощается с детьми).

Воспитатель: Дети, кто к нам в гости приходил? С какой сказкой нас познакомила кукла – мордовочка? Кто главные герои сказки? А в какую игру научила нас играть кукла? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Фотоотчет о театрализованной деятельности по русской народной сказке «Теремок»Фотоотчет о театрализованной деятельности по русской народной сказке «Теремок» Полезным увлечением для любого ребёнка является театрализованная деятельность. Она способствуют общему развитию; проявлению любознательности,.

Конспект НОД «Русская народная сказка «Маша и медведь» Испoльзуемые сoвременные oбрaзoвaтельные технoлoгии: игрoвaя. Цель: прoдoлжение изучения скaзки «Мaшa и медведь». Зaдaчи: • рaзвивaть.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Русская народная сказка «Хаврошечка» Конспект открытого занятия по развитию речи. Русская народная сказка «Хаврошечка» Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки.

Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь»Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь» Конспект занятия НОД Ознакомление дошкольников с литературой и фольклором, вторая младшая группа. Русская народная сказка «Маша и медведь».

Конспект занятия по формированию устной речи у детей группы раннего возраста. Тема: Русская народная сказка «Курочка Ряба» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию устной речи и навыков речевого общения на основе владения литературного языка своего народа у детей группы.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери» Программное содержание. Познакомить детей с татарским народным творчеством. Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и лапоть» Развитие речи. (Средняя группа). Знакомство со сказкам. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и лапоть». Цель: Обучающая: совершенствовать.

Русская народная сказка «Колобок» (средняя группа) Автор: Жили-были старик со старухой. (Выходят садятся на лавочку) Дед: Бабка, испеки, ты нам, колобок. Бабка: Из чего я испеку, муки-то.

Русская народная сказка «Теремок» (показ кукольного спектакля) Примерная технологическая карта образовательной деятельности по сказке «Теремок» Вид образовательной деятельности: Познавательно – коммуникативная.

Русская народная сказка в стихотворном переложении «Снегурушка и лиса» Старик со старухою жили да были, Внучку Снегурушку вместе растили. Летом в деревне одна благодать - Ягоды стали в лесу поспевать. Прутики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспкт занятия «Мордовская народная сказка «Пусточейка»
Опубликовано: 9 марта 2017 в 09:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД