Папки-передвижки

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми на основе сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

Ирина Шулепова
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми на основе сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми седьмого года жизни на основе сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

Актуальность, поговорка «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» точно отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. Дошкольный возраст – это период развития маленького человека, когда закладываются нравственные установки, ценностные ориентации. Одной из важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. В связи с этим я большое внимание уделяю проблеме формирования ценностных ориентации у детей дошкольного возраста, поскольку система ценностных ориентаций, присвоенная ребенком, станет важнейшей характеристикой его личности, определит её содержательную сторону и составит основу ее мировоззрения и жизненной позиции.

Публикация «Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми на основе сказки В, П, Катаева „Цветик-семицветик“» размещена в разделах

Цель: Совершенствовать умение анализировать текст, с целью глубокого проникновения в его смысл.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям.

- Способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Обучающие:

- Учить анализировать произведение.

- Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки.

- Совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту.

Развивающие:

- Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

Знакомить с литературным произведением, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям произведения; помочь детям с выбором центров активности.

Форма организации: групповая. НОД проводится с детьми седьмого года жизни, в количестве 20 человек.

Планируемый результат: Дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию, проявляют сочувствие и любознательность, владеют устной связной речью

Структура НОД:

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

3. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

4. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

5. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор, в том числе в специально онструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Конструкт НОД разработан на основе технологии развития ценностных ориентаций.

Ценность : сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» заключается в том, что нужно быть добрее к людям и помогать тем, кому это нужно. Сказка учит детей добру, сопереживанию, чуткости, взаимовыручке, помогать друг другу.

Ход организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми.

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Организация на совместную деятельность «Круг»

Приглашаю детей на стульчики.

- У каждого человека есть свои желания и у вас они тоже есть.

- Представьте, если бы у вас была волшебная палочка, то какие бы желания вы загадали?

- Можно мне тоже загадать желание?

- Я хочу, чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, самыми дружными, честными, заботливыми, самыми любящими.

- Сегодня утром почтальон доставил в нашу группу конверт.

- Хотите посмотреть, что там внутри? (воспитатель открывает конверт, а там цветик-семицветик)

Актуализация знаний детей ( работа с моделью трех вопросов: что мы знаем)

- Ребята, вы узнали этот цветок?

- Как вы думаете, из какой сказки этот цветок?

- Кто написал эту сказку?

- Это Валентин Петрович Катаев (воспитатель показывает портрет писателя, автор детских книг.

- Сегодня мы с вами прочтем его сказку «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя с помощью волшебного цветка выполнила семь своих желаний.

- В сказке вам встретятся новые выражения:

Женя любила «считать ворон». (Показ иллюстрации - рисунка).

- Как вы это поняли?

- Значит, проявлять невнимательность, либо просто бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться.

- Увидав медведей на Северном полюсе, Женя закричала «что есть мочи». (Показ иллюстрации - рисунка).

- Что означает это выражение?

- Закричала очень громко.

- Помните, когда Женя заблудилась, то уже собиралась заплакать. Вдруг «откуда ни возьмись…»

- Как сказать по-другому?

- Значит неожиданно.

Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Какая это сказка?

- Почему вы так думаете?

- Кто главный герой этой сказки?

- Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок?

- Как вы поняли, что старушка была доброй феей?

- Давайте вспомним, на какое желание Женя потратила первый лепесток своего цветка?

- А как бы вы поступили в этой ситуации, если бы вам нужна была помощь?

- А каким было второе желание Жени?

- Как вы думаете, если бы Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить второй лепесток?

- Если бы вдруг такое произошло с вами, и у вас нет этого цветочка. Цветику – семицветику очень интересно узнать, как бы вы поступили?

Давайте представим - 1 из вас будет «мамой», другой - «ребёнком»

Разыгрывание ситуации «Как сказать маме

- Молодцы, правильно, нужно извиниться перед мамой и честно объяснить, как это произошло, и больше так не делать.

- Каким было третье и четвертое желание?

- Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?

- Хорошо ли она подумала, прежде чем загадать такое желание?

- Каким было пятое и шестое желание?

- Какое чувство заставило Женю загадать для себя все игрушки на свете?

- Как пишет об этом автор, давайте вспомним…

Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.

- А каким было седьмое желание Жени?

- Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили?

- Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете?

- Какой поступок Жени заслуживает восхищения?

- Как вы думаете, а пожалела ли Женя, что потратила последний лепесток?

Воспитатель зачитывает фрагмент из текста: «Девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья»

- Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость, почему его исполнение принесло ей счастье?

- Как бы вы поступили на месте Жени, если бы встретили человека, который нуждается в помощи?

- Как вы думаете, чему учит нас сказка?

(Сказка учит добру, взаимовыручке, показывает нам, как важно, сопереживать, сострадать, заботиться и помогать людям)

- Как вы думаете, можно ли про желания Жени сказать пословицами :

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Жизнь дана на добрые дела.

Игровая ситуация

Рассматривание иллюстрации на слайде: девочка Женя с цветиком-семицветиком, загадывает свои желания.

- Как бы вы поступили на месте девочки?

- Что бы вы сделали, если бы попали в такую жизненную ситуацию?

Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

- Обязательно ли и иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

- Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство?

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?» Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности ( типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое/ индивидуальное обсуждение

- Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

- Ребята, а вы хотите помочь больным детям? Ведь не все дети умеют ходить, бегать, некоторые плохо видят, слышат.

-А давайте и мы с вами попробуем сделать своими руками цветик-семицветик в подарок этим детям и отправим им в реабилитационный центр.

-А сейчас проходите в нашу мастерскую. Мы с вами попробуем смастерить волшебные цветы.

- Показ, объяснение и выполнение работы.

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Центр познания Развивать словесно-логическое мышление.

Ориентировать детей на составление небольшого рассказа по мнемотаблице. В центре познания придумайте рассказ по мнемотаблице «Волшебный цветок» Мнемотаблица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, ручки. Рассказ «Волшебный цветок»

Центр художественного творчества Развивать умение детей рисовать иллюстрации к сказкам. Отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа.

Продолжать работу по усвоению нравственных норм. В центре художественного творчества можно встретиться с любимыми героями сказки. Проиллюстрируйте сказку «Цветик-семицветик» Иллюстрации к сказке В. П. Катаева, листы бумаги, карандаши, гуашь, восковые мелки, кисти,

баночки с водой, салфетки, палитры. Выставка «Любимая сказка»

Центр кулинарии Учить детей раскатывать тесто прямыми движениями между ладонями, соединять концы колбаски, передавать круглую форму. Формировать интерес детей к работе с соленым тестом. Воспитывать у детей отзывчивость и доброту, желание помочь. В центре кулинарии из соленого теста помогите Жене испечь баранки, которые у нее съела собака. Комплект технологических карт по лепке (карточка «Баранки»).

Доски, тесто, влажные салфетки. Готовые угощения

Центр мастерская Закреплять навыки самостоятельного изготовления игрушек на основе цилиндра, конуса и куба по образцу. Воспитывать

любовь к труду.

Воспитывать у детей отзывчивость и доброту, желание помочь. Хорошая и добрая девочка Женя, но ее желание по поводу игрушек мне совсем не понравилось, жадное какое-то желание. Подумайте, как его можно было бы изменить, чтобы оно стало добрым?

Изготовление игрушек. Образцы игрушек.

Цветная бумага, белый картон, клей, ножницы, клеёнки, салфетки, кисти, подставки по кисти, простой карандаш. Выставка «Игрушки»

Центр театра Развивать у детей интерес к театрально - игровой деятельности. Вызывать у детей радостное настроение, понимать и ценить добро, находить правильный выход в непредвиденных ситуациях. Ребята, в центре театра, я предлагаю разыграть фрагмент из сказки - последнее желание Жени. Цветик-семицветик с одним лепестком, палочка для мальчика, скамейка, костюм голубого лепестка, музыкальное сопровождение. Диалог Жени и Вити. Постановка сказки «Цветик-семицветик»

Центр книги Научить детей делать книжки - самоделки своими руками, совершенствовать умение работать по подгруппам, воспитывать бережное отношение к книге. В центре книги вы можете снова встретиться с героями сказки. Предлагаю выполнить творческое задание, изготовить книжку – самоделку «Цветик-семицветик», которая поможет рассказать самостоятельно сказку родителям, друзьям. Образец изготовления книжки - самоделки «Цветик-семицветик», картон, листы бумаги для дополнительного украшения – картинки, иллюстрации, клей, ножницы, карандаши, фломастеры. Книжка – самоделка «Цветик-семицветик»

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Рефлексивная ситуация

- Как называется сказка, которую мы прочитали?

- Кто ее написал?

- Чему учит нас сказка?

- Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство?

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать)

- Расскажите, что вы делали сегодня в центрах.

- Для чего?

- Для кого вы сделали?

- Где будем использовать

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор, в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

- А для других ребят вы сможете рассказать сказку «Цветик-семицветик»?

- А кому еще вы ее сможете рассказать?

Публикации по теме:

«Цветик-семицветик» подарок для мамы«Цветик-семицветик» подарок для мамы Мы долго думали о подарке для своей мамы, который подарим на праздник "День матери". Наконец решили, что прекраснее цветов не найти подарка.

Цветик-семицветик методом торцеванияЦветик-семицветик методом торцевания "Что за прелесть эти сказки!" -так назывался проект в старшей разновозрастной группе. В ходе его реализации мы вспомнили давно знакомые.

Презентация «Дидактическая игра по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» с использованием ИКТ 13 июля - День цветика-семицветика на МААМЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня день цветика-семицветика на нашем сайте. Я тоже решила.

Квест-игра по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» для детей старшего дошкольного возраста Мы готовы к игре. Наше первое испытание. Мы отправляемся на помощь девочке Жене. Вот мы и в магазине. Находим баранки с гласными и согласными.

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Программное содержание: Упражнять в количественном и порядковом счете до 10. Закреплять знание цифр и числового ряда. Закреплять умение.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Конспект занятия «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути нас ждут разные приключения, поэтому надо знать свои ориентиры, чтобы вернуться.

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе произведения Нины Павловой «Земляничка» Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми третьего года жизни на основе произведения Нины Павловой «Земляничка».

Мастер-класс по оригами к Дню дошкольного работника «Цветик-семицветик» с детьми 5–6 летМастер-класс по оригами к Дню дошкольного работника «Цветик-семицветик» с детьми 5–6 лет 27 сентября отмечается профессиональный праздник – День дошкольного работника. В нашем учреждении сложилась традиция в этот день поздравлять.

Автор публикации:
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми на основе сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик»
Опубликовано: 29 июня 2020 в 21:10
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД