Приложение МААМ

Звук [с] и буква С. Конструкт интегрированного логопедического занятия для подготовительной группы (с учетом требований ФГТ)

Светлана Коробейникова
Звук [с] и буква С. Конструкт интегрированного логопедического занятия для подготовительной группы (с учетом требований ФГТ)
▼ Скачать + Заказать документы

Конструкт образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Вид деятельности: коммуникативная

Форма: занятие

Способ организации: активно-деятельностный

Тема: «Звук [с] и буква «С»

Цель: закрепить правильное произношение звука [с] в процессе речевого общения на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)

Публикация «Звук [с] и буква С, Конструкт интегрированного логопедического занятия для подготовительной группы (с учетом требований ФГТ)» размещена в разделах

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:

Обучающие:

• Уметь находить букву С среди других букв.

• Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».

• Упражнять в составлении предложений.

Коррекционно – развивающие:

• Закрепить правильное произношение звука С, познакомиться с буквой С.

• Тренироваться в определении места звука С в словах.

• Совершенствовать общую, мелкую моторики, координировать речь с движением.

• Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию.

• Продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

• Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.

• Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.

Оборудование:

• компьютер с подготовленной для занятия презентацией;

• зеркала (индивидуальные);

• шарик Су-Джок;

• демонстрационная карточка с буквой С;

• индивидуальные карточки для работы с буквой;

• цветные карандаши;

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Включение детей в совместную образовательную деятельность

- Шар передай, что-нибудь снежное называй. Что может быть снежным?

Сегодня на занятии

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Сегодня мы отправляемся в город Красивой и правильной речи (на экране появляется картинка Города, где мы познакомимся с новым звуком, там для нас приготовлены задания. А кто же нас будет с ними знакомить? Это вы узнаете, разгадав загадку

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

- Правильно, это Снеговик (на экране)

- А вот он и сам. Приглашает нас на прогулку. Дети стоят в кругу, передают шар Су-Джок синего цвета друг другу, выражают собственные суждения

Сосредотачивают внимание. Педагог стимулирует к групповой работе, включает детей в деятельность, стоит в центре круга

2. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики - Ребята, в Городе Правильной речи все жители делают гимнастику для органов речи. Какие органы речи вы знаете?

(появляются на экране соответствующие картинки артикуляционных упражнений) :

• улыбка;

• лопаточка;

• чистим зубки;

• лошадка;

• дятел;

• бегемотики.

Выполняют заданные движения, соблюдая их последовательность Уточняет знания детей

3. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ла-

дони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони

левой руки)

Но где же снежинки? (на вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать).

Куда же исчезли снежинки? Куда? (на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Как видно, ладошки мои горячи!

Дети, продолжая стоять, выполняют гимнастику Педагог проговаривает текст и совместно с детьми выполняет соответствующие движения

4. Ситуативная беседа. Планирование совместной деятельности

- Посмотрите на экран, назовем картинки: СОЛНЦЕ, СЛОН, АВТОБУС, ЧАСЫ, АНАНАС

- Какой одинаковый звук встречается во всех этих словах?

- Правильно, звук [с]. Снеговик хочет нас познакомить сегодня с этим звуком.

Дети садятся на свои места.

Выявляют проблему.

Педагог утрированно произносит звук [с в словах], сосредотачивает внимание детей

5. Автоматизация звука [с] изолированно

- А какой первый звук в слове СНЕГОВИК?

- Звук [с]

Дети проговаривают звук [с] сначала все вместе, потом индивидуально Педагог внимательно наблюдает за детьми, слушает и контролирует правильное произношение звука [с]

6. Анализ артикуляции и характеристика звука

- Как мы произносим звук С?

– Губки улыбаются, зубки заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубы, холодная струя воздуха выходит из ротика.

- Какой звук С?

– Согласный, глухой, твердый. Почему?

- Как будет выглядеть Звуковичок звука С?

-Мальчик в синем костюмчике, на шапочке колокольчика не будет Дети по предложенному плану рассказывают о звуке

Дети объясняют свой выбор, в синем костюмчике, потому что он твердый, без колокольчика, потому что он глухой.

Педагог контролирует ответы детей полными предложениями

7. Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук [с]».

- Смотрите, в городе пошел снег, с неба падают снежинки. Попробуем их поймать, но ловить снежинки будем только тогда, когда услышим звук [с].

Со звуком [c] ты поиграй,

Звук [с] ты поймай.

А) из ряда звуков : А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.

Б) из ряда слогов : СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

В) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.

Дети выходят на ковер. Хлопают в ладоши только тогда, когда услышат звук [с] Педагог внимательно следит за выполнением задания и запоминает тех детей, которые делают ошибки для дальнейшей индивидуальной работы с ними в этом направлении

8. Автоматизация звука [с] в слогах - Снега выпало много. Ребята, что можно слепить из снега?

- Слепим с вами снежки, проговаривая:

са-са-са, ос-ос-ос, сы-сы-сы, ус-ус-ус, сэ-сэ-сэ, ыс-ыс-ыс,

аста-аста-аста, аска-аска-аска, оска-оска-оска

Дети стоят на ковре.

Начинают перечислять.

Имитируют лепку снежка руками и одновременно проговаривают слоги вместе и индивидуально

Педагог «ловит» из их ответов слово «снежок»

9. Пальчиковая гимнастика

«Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).

Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).

Два – поймаем (приседают, ловят снежок).

Три – уроним (встают, роняют снежок).

И… сломаем (топают).

- Ой, что-то ручки то совсем замерзли от снежков, погреем наши ручки?

Ручки в кулачок сожмем,

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Выполняют соответствующие движения

Педагог вместе с детьми выполняет упражнения

10. Автоматизация звука [с] в словах

Игра «Запомни и повтори»

• СНЕГ, САНКИ;

• СНЕГ, САНКИ, САПОГИ;

• СНЕГ, САНКИ, САПОГИ, АВТОБУС;

• СНЕГ, САНКИ, САПОГИ, АВТОБУС, НАСОС;

• СНЕГ, САНКИ, САПОГИ, АВТОБУС, НАСОС, СНЕГОВИК;

Первый ребенок повторяет два слова, а последующие повторяют удлиненную цепочку слов:

Педагог контролирует правильное произношение звука [с]

11. Развитие фонематического восприятия

- Посмотрите на экран, и определите, где находится звук [с] в слове? В начале, в середине или конце?

Игра «Что изменилось? Чего не хватает?»

- А теперь запоминаем картинки

- Что изменилось? (слайды меняются)

- Чего не хватает?

- Слушайте стишок про снеговика, запоминайте слова со звуком [с] :

Снеговик, снеговик!

С детства к холоду привык.

Ты надел кастрюлю ловко,

Угольки – твои глаза,

Нос твой – красная морковка,

Твоя гордость и краса!

Дети сидят за столом, рассказывают, объясняют

Дети называют слова и определяют место звука [с] в слове Используются картинки из задания № 4, активизирует деятельность детей

12. Физминутка

- Снеговик предлагает нам отдохнуть и сделать зарядку вместе с елочкой.

Дети встают посвободнее.

Предлагается электронная физминутка «Елочка» на экране

Педагог выполняет зарядку вместе с детьми

13. Соотнесение звука [c] с буквой «С»

- Звук [с] обозначается буквой «С»

Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы С в разрезной азбуке.

Полумесяц в небе темном,

Буквой С повис над домом!

- На что похожа буква С?

Села мышка в уголок,

Откусила бублика кусок.

Шел конь копытами звеня,

Как будто С – следы коня.

Дети повторяют, чем отличается звук от буквы : звук – это то, что мы слышим и произносим, буква – это то, что мы видим и можем написать (по памятке).

Дети отвечают, фантазируют Педагог показывает демонстрационную карточку с изображением буквы «С».

После ответов детей педагог на слайдах показывает изображения того, на что еще может быть похожа буква «С» и читает соответствующие стишки

14. Электронная гимнастика для глаз «Снеговик»

- Ребята, снеговик приготовил нам карточки с заданием отыскать букву «С», но чтобы нам хорошо справиться с этим заданием, он предлагает сделать гимнастику для глаз. Согласны? (на экране появляется изображение)

Дети сидят, держат спинку прямо, голова не поворачивается, только работаю глазки, следят за движущимися элементами Педагог контролирует правильность выполнения

15. Продуктивная деятельность - Снеговик приготовил вам карточки с буквами

Дети вместе с педагогом еще раз находят букву «С» на настенной азбуке, уточняют направление буквы, «куда смотрит буква, прописывают вытянутой рукой в воздухе букву «С», затем каждый прописывает указательным пальцем ведущей руки на своей ладошке букву «С».

16. Индивидуальная работа с карточками

- Ребята, теперь подойдите и выберите себе карточку, которая вам понравится. Сядьте, возьмите синий карандаш и выполните задание

Дети работают с карточкой, Педагог предлагает два вариантов разных карточек

17. Анализ, рефлексия

-С каким звуком работали?

-Какую букву учили?

-Чем отличается звук от буквы?

-Дайте характеристику звуку С.

- Что на занятии вам понравилось?

-Как вы оцениваете свою работу?

Дети отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей работы на занятии

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звук [с] и буква С. Конструкт интегрированного логопедического занятия для подготовительной группы (с учетом требований ФГТ)
Опубликовано: 7 марта 2013 в 17:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звук [с] и буква С. Конструкт интегрированного логопедического занятия для подготовительной группы (с учетом требований ФГТ)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коробейникова (УИ 24613) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД