Лилия Шипицына
Викторина «Знатоки родного края» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: подготовительная группа, дети 6 – 7 лет
Образовательная область: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Тема: «Знатоки родного края»
Вид НОД: викторина
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Публикация «Викторина „Знатоки родного края“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
Формы организации: фронтальная
Планируемый результат:
- У детей развито внимание, память, наблюдательность; умения сравнивать, доказывать, рассуждать
- Дети умеют отвечать на вопросы полным ответом.
- Дети проявляют интерес к природе и бережное отношение ко всему живому через познание окружающего мира.
- Дети проявляют доброжелательные отношения в процессе совместной деятельности со взрослым, сверстниками;
- Дети знают природу родного края.
Цель: систематизировать знания детей о природе родного края
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
воспитание через взаимодействие;
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма
Принципы обучения:
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности.
Материал и оборудование: эмблемы для участников команд, картинки с изображение перелетных и зимующих птиц, домашние и дикие животные, шишки, спокойная музыка
Методы воспитания: беседа, эмоциональное стимулирование, поощрение
Последовательность действий Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап.
Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность Беседа - Ребята, наша сегодня викторина – о природе.
- Наша с вами Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок.
Нас окружает великолепная природа Урала, с которой мы познакомились на предыдущих занятиях. И сегодня я хочу проверить ваши знания, вы готовы? Дети внимательно слушают Дети проявляют заинтересованность, любознательность, принимают игровую задачу.
2. Основная часть.
Задача:- Развивать связную речь
- Развивать внимание, память, наблюдательность; умения сравнивать, доказывать, рассуждать
- Воспитывать доброжелательные отношения в процессе совместной деятельности со взрослым, сверстниками
- Продолжать уточнять и обогащать знания детей о природе родного края
- Воспитывать интерес к природе и бережное отношение ко всему живому через познание окружающего мира
- Внимание! Начинаем нашу игру-викторину "Знатоки родного края".
Разделимся на две команды: мальчики «Муравьишки» и девочки «Бабочки». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать шишки. Та команда, у которой окажется большее количество шишек и выиграет.
- Начнем викторину с разминки команд.
Задание 1. Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.
1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный!» (Помидор)
2. Солнце светит, дождик льется
Луч сияет золотой
Через речку брошен мостик
Семицветный расписной. (Радуга)
3. Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает … (Иней)
4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)
5. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик).
6. Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)
7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (Аист)
(ключевое слово получается – ПРИРОДА)
- Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось – ПРИРОДА.
Задания 2. Первая тема, о которой мы сегодня будем говорить это – «Деревья – наши друзья». Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:
- Как вы понимаете, что такое лес?
- Какие деревья растут в наших лесах?
- Зачем люди ходят в лес?
- Как надо относиться к лесным обитателям?
- Почему нельзя в лесу шуметь?
- Сок, какого дерева очень полезен людям?
- Какую пользу приносит лес людям?
- Молодцы, а сейчас мы посмотрим, что вы знаете о деревьях. По описанию догадайтесь, о каком дереве я расскажу:
Команде «Муравьишки»
1) Это – хвойное дерево, солнца не любит. Очищает воздух. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. Ель
2) Красавица русского леса. Этому дереву посвящено много песен, стихов. С белой кроной и тонкими ветвями. Птиц привлекает «сережками» с семенами. (береза)
3) С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Команде «Бабочки»
1) Это – высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток нет. Оно очищает воздух от микробов. Смола очень полезна. Сосна
2) Дерево имеет резные листочки. Осенью ветви обсыпаны гроздьями ярких ягод. В зимнее время любят это дерево посещать птицы. (Рябина)
3) Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
- Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже справились на отлично.
Задание 4. «Отберите зимующих и перелетных птиц»
На картинках, зимующие и перелетные птицы, одна команда отбирает зимующих птиц, другая – перелетных.
Задание 5. «Смотри не зевай и загадку отгадай» Ребята в наших лесах живут не только птицы, а кто еще отгадайте:
1. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы (заяц)
2. Сама легковата, а хвост богатый,
С ветки на ветку скок-скок,
Орешек за орешком щелк-щелк (белка)
3. Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвистоногий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге
Коль такого встретить довелось,
Знайте, это… (лось)
4. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был… (кабан)
5. Водяные мастера,
Строят дом без топора. (Бобры)
6. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь (Рысь)
- Молодцы, справились с этим заданием, приступаем к следующему.
Задание 6.
- Сейчас ребята одной команды покажет лесных животных с помощью мимики и движения, а другая команда должна угадать, затем меняется заданием.
Задания 7. «Назови лишнее слово»
Команда «Муравьишки»
1. Белка, медвежонок, лиса, волчица.
2. Карась, комар, сом, щука, плотва.
3. Клен, липа, ромашка, тополь.
Команда «Бабочки»
1. Сом, окунь, муха, плотва.
2. Лиса, корова, еж, заяц, волк.
3. Рябина, сосна, черемуха, тюльпан.
- Молодцы ребята, хорошо знаете природу своего края.
Задание 8. Конкурс капитанов.
- А теперь я предлагаю двум участникам защитить честь своих команд. Перед вами лежат животные, один капитан выбирает домашние животные, другой - диких животных, кто быстрей справиться тот и выиграл.
Задание 9. «Рыбы наших водоемов»
- Из каждой команды нужно два человека, но они должны уметь читать. Посмотрите перед вами лист бумаги, где изображены рабы наших водоемов, ваша задача сопоставить рисунок с названием рыбы. Приступаем к выполнению.
- Молодцы, справились и с таким сложным заданием.
Задание 10. Вопросы
- Какие водоемы Урала вы знаете?
- Название скал, гор нашего края.
- Какие название минералов вы знаете?
Задание 11. Кто из команд больше назовет «Правила поведения в лесу».
- Но вот, ребята, и подошла к концу наша викторина, какие вы сегодня были молодцы, показали, как много вы знаете о природе. Я, надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных, и будете радовать нас только хорошими поступками.
3. Заключительный этап
Задача: самооценка результатов деятельности Беседа
Поощрение - А сейчас, командиры подсчитают, сколько заработала его команда шишек, у кого больше та команда и победила.
- Ребята, вы такие молодцы, заработали по равному количеству шишек, значит, победила – дружба.
- Вы сегодня показали все свои знания о природе нашего родного края и я думаю, они вам пригодятся. Дети отвечают на вопросы, активно участвуют в обсуждении, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями. Дети проявляют уважительное отношение к друг другу и взрослым
4. Рефлексия
Задача: подвести итоги занятия. Беседа
Поощрение - Что вам понравилось?
- Что вы узнали нового?
- Кому расскажите?