Приложение МААМ

Конструкт занятия по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций

Минина Ирина Евгеньевна
Конструкт занятия по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ценность : О добре, которое всегда победит зло, а трудолюбие и терпеливость будут вознаграждены

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Публикация «Конструкт занятия по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций» размещена в разделах

Цель: Воспитание интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев.

Образовательные задачи:

Воспитательные : воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Развивающие : развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

Знакомить с литературным произведением, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям произведения; помочь детям с выбором центров активности

Материалы: Книга с иллюстрациями, мультимедийная презентация (1 слайд – обложка книжки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 2 слайд – физ. минутка).

Понятия: странствовать - идти, куда глаза глядят, путешествовать, хлебну я речной водицы – пить, колодец- искусственное сооружение, источник волы. Ласковыми речами – говорит ласково.

Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью.

Технологическая карта

организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,

действий педагога Действия детей Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг» «Становись скорее в круг,

Ты мой друг, и я твой!

Руку другу подавай,

Вместе снами поиграй!»

Предложить ситуацию:

-«Вы любите сказки?

-Хотите встретиться со сказкой?»

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке заходи!

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди!

Предлагаю вспомнить, что такое сказка?

-Знаете ли вы, как «рождается» сказка?

-Для чего сказки нужны?

-Чем отличаются сказки от рассказов и стихов? Дети встают в круг.

Ситуация успеха.

Отвечают на поставленные вопросы,

проявляя устойчивый интерес;

используют полученные ранее знания. Мотивация на прослушивание сказки.

Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность.

Актуализация знаний детей

( работа с моделью трех вопросов: что мы знаем) Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают. А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка.

-Сегодня мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками.

-Какие сказки называются народными?

-А какие виды сказок вы знаете?

-Какие сказки мы с вами уже знаем?

Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собственные мысли

- Сказки, которые сочинил народ, называются народными.

- Волшебные, о животных.

«Хвосты», «Зимовье зверей», «Крылатый, мохнатый да масленый» «Царевна-лягушка» Умеют осознавать то, что уже усвоено;

умеют слушать и понимать речь других

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). -Посмотрите на экран. О ком будет сказка? Побуждать детей к высказыванию.

-Сейчас вы будете слушать сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова».

Проводится словарная работа. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл. Дети смотрят на экран, проявляют интерес. (Слайд1)

Дети слушают сказку

Подбирают слова антонимы С опорой на наглядность выстраивают ответ

Проявляют познавательный интерес в процессе слушания.

Проявляют интерес к познанию новых слов

Игровая ситуация Предлагает детям отдохнуть. На экране показана физ. минутка. (Слайд 2).Дети повторяют движения по видео Дети расслаблены, отдохнули.

Готовы к деятельности.

Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности ( типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение -О чем говорится в сказке?

-Кто ее главные герои?

-Какие «сказочные слова» вы услышали?

-Какая былаАленшка?

-Как жилось Аленушке с братцем?

-Как относится царь к Аленушке?

-Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить?

-Как помог братецАленушке?

– Как заманила злая ведьма девочку к синему морю?

– Какие слова говорила ведьма царю, чтоб зарезать козленочка?

• – Почему царь приказал казнить ведьму?

• — Понравилась вам сказка? Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим родным. Давайте попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

• - Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Она была….

• А злая ведьма….

Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко …

• Узнала об этом ведьма и стала просить мужа …

• Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнё хонько закричал: ….

• За что Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и

А царь с царицей да с братцем Иванушкой стали жить да поживать, … О событиях из жизни

Аленушки;

—Аленушка и братец Иванушка, царь, злая ведьма.

Дети отвечают на вопросы.

-Она была сирота, добрая, трудолюбивая, послушная.

-Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.

-О своих проблемах братец рассказывает сестрице: «Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бёрежек.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,.»

-Потому что он была

злая и завистливая.

Дети досказывают конец предложений

С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами

Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи;

умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Сотрудничают с взрослым и сверстниками.

Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию

Устанавливают причинно- следственные связи.

Проявляют интерес к воспроизведению сказки, досказывают в речи концовки предложений.

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности Центр

активности Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст) Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр познания

Центр искусства

Центр кулинарии Приготовление блюда для Аленушки (на выбор).

Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. В центре кулинарии вы можете попробовать приготовить любое блюдо (на выбор). Проверить, легко ли было Аленушке готовить еду. В помощь вам лежит альбом «Повар» Альбом «Я работаю поваром» с «мнемотаблицами» по приготовлению блюд; муляжи овощей, фруктов; посуда,

кухонные принадлежности, плита, форма для повара Альбом «Я работаю поваром» с «мнемотаблицами» по приготовлению блюд; муляжи овощей, фруктов; посуда,

кухонные принадлежности, плита, форма для повара

Центр мастерская Изготовление книжки-малышки по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Формировать умение создавать из бумаги книжку. Совершенствовать умение самостоятельно работать с бумагой, сгибать листы в четверо. Закреплять умение соблюдать ТБ при работе с ножницами В центре «Мастерская» вы изготовите книжку-малышку, которая поможет рассказать самостоятельно сказку родителям, друзьям Образец изготовления книжки-малышки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», картон, листы бумаги для дополнительного украшения, клей, ножницы. Изготавливают книжки- малышки с иллюстрациями

Центр художественно

го творчества Рисование сюжетов по сказке «СестрицаАленушка и братец Иванушка». Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке персонажи сказок. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами В центре художественного творчества вы нарисуете картинки для иллюстрации книжки Бумага, белая, цветная, краски, карандаши, клей и пр. материал для рисования героев сказки. Созданы сюжетные рисунки для оформления книжки малышки

Центр игры

Центр конструирования

Центр математики Дидактическая игра «Подбери яблоко»

Закрепить состав чисел первого десятка. Эта игра также развивает память, мышление, внимание В центре математики можно помочь Аленушке собрать яблоки для компота Дидактичекая игра «Подбери яблоко» Состоит из деревьев «яблонь», на которых написаны числа от 3 до 10, и яблок, на которых написан состав чисел. Ребенок должен подобрать яблоко, которое «растет» на том или ином дереве.

Центр книги Рассматривание иллюстраций

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать способность наблюдать, всматриваться, определять эмоциональное состояние героев, быт, одежду, природу. Развивать речь, умение пересказывать сказку с опорой на иллюстрации. В центре книги вы можете еще раз встретиться с героями сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рассмотреть внимательно изображение лица Царя, Ведьмы, их одежду, козленочка, море и т. д. Книги со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» иллюстрированные разными художниками Дети рассматривают книги, общаются между собой, делятся впечатлениями об увиденном, определяют по картинкам ведьму, царя отражают в речи.

Центр безопасности и здоровья «Дорисуй лицо»

Формирование навыков контроля собственных эмоций и распознания чувств окружающих людей.

Умение определять эмоциональное состояние по схематическому изображению лица В центре здоровья, вы можете

определить эмоциональное состояние людей, а также поупражняться в изображении эмоций Схемы людей с изображением эмоциональных состояний. Круги бумаги разного диметра, средства изображения Изображают эмоциональное состояние ведьмы, братца. Аленушки

Двигательный центр

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,

действия педагога Действия детей Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация – Хорошо или плохо заканчивается сказка?

– Чем понравилась вам сказка

— Какова основная мысль сказки?

-Есть такая пословица: Как аукнется, так и откликнется. Подходит ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете?

-Есть и другая пословица: Сам себя губит, кто других не любит. О ком в сказке можно так сказать?

-Объясните, как вы понимаете выражения: мастер на все руки, сгореть со стыда, засучив рукава, водой не разольешь. Когда так говорят? Как можно сказать по- другому? Дети отвечают, высказывают свои мнения

Если человек делает добро, то ему люди будут отвечать тем же Объяснение смысла пословиц;

умение делать нравственный выбор.

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать) Активизирует детей на общение, желание рассказать о результатах деятельности. Своевременно, тактично, оказывает помощь, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать ранее игровые умения и действия. Дети делятся впечатлениями друг с другом, демонстрируют продукты деятельности, дарят друзьям книжки и. т. д. Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой, продуктивной деятельности.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

— Как вы думаете, а для других ребят вы сможете рассказать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? А кому еще вы ее сможете рассказать? Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Ориентированы на самостоятельную деятельность

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Комплексное занятие по математике в подготовительной группе детского сада на основе сказочного сюжета «12 месяцев» Комплексное открытое занятие по математике в подготовительной группе по сказке «12 Месяцев». Программное содержание : • Продолжать учить.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Обучение детей первой младшей группы восприятию цвета Цвет оказывает на малышей оказывает огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает у них настроение, желание играть.

Отчёт о занятии. Рисование по мотивам литературного произведения «Золотой петушок».Отчёт о занятии. Рисование по мотивам литературного произведения «Золотой петушок». Добрый день дорогие коллеги, друзья и гости моей страницы. Представляю Вашему вниманию отчёт о занятии: рисование по мотивам литературного.

Рисование предметное по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей» (средняя группа)Рисование предметное по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей» (средняя группа) Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение у детей рисовать образы предметов по мотивам сказок; развивать способность.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт занятия по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций
Опубликовано: 12 мая 2020 в 21:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт занятия по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций» (включая файлы) размещена пользователем Минина Ирина Евгеньевна (УИ 600177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД