Конструктор НОД. Беседа «Времена года». Чтение сказки — загадки В. И. Даля «Старик Годовик». Подготовительная группа

Карпова Елена
Конструктор НОД. Беседа «Времена года». Чтение сказки — загадки В. И. Даля «Старик Годовик». Подготовительная группа

Тема: Беседа «Времена года». Чтение сказки – загадки В. И. Даля «Старик Годовик». Подготовительная группа.

Выполнила: воспитатель Карпова Елена Викторовна

Программное содержание:

Цель:

- Формирование у детей представления о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности,

- умение детей выделять характерные признаки времен года.

- умение детей делать вывод,что символизируют:- три птицы;

- одна птица;

- четыре крыла у каждой птицы;

- каждое крыло с семью перьями;

-каждое перо, одна половина которого белая, а другая — чёрная;

- умение детей называть дни недели и их последовательность.

Задачи:

Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;

Дать знания о названиях месяцев года в древнем Риме, на Руси; развивать познавательный интерес к истории развития человечества;

Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;

Воспитывать желание познавать новое.

Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. И. Даль», разучивание физкультминутки «Весенняя прогулка».

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация; аудиозаписи звуков природы. Календарь природы, разные виды календарей; портрет В. И. Даля.

Ход НОД:

Дети заходят в музыкальный зал. Воспитатель предлагает поздороваться с гостями, улыбнуться друг другу и гостям.

1. Вводная часть

Ребята, отгадайте загадку:Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет

(4 времени года). Показ календаря.

2. Времена года. Год.

Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колеса времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.

У человечества есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь (демонстрация видов календарей и нахождение различий)

Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы.

Воспитатель. Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года, приметы времени года) .Дети: Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. А весенние месяцы вы знаете?

Дети. Весенние месяцы - март, апрель, май.

Воспитатель. А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы.

Дети: Летние месяцы - июнь, июль, август.

Воспитатель. Неужели вы и осенние месяцы знаете?

Дети: Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Ребята, а сколько же в году месяцев?

Дети: В году 12 месяцев.

Воспитатель: Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? Какой сейчас месяц весны?

Дети. Весна. Месяц март. Воспитатель. А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Дети. Тает снег, ярче греет солнышко, капель и т. д.

3. Массаж Су – Джок шарами.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

4. – Ребята, вы хотели бы совершить путешествие в историю названия месяцев года?Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте: - Во многих странах мира месяцы года называют так, как это придумали в древнем городе Риме. Римляне вначале называли месяцы годапо номерам или цифрам: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12, а затем постепенно некоторые месяцы они переименовали в честь своих богов и героев.

ЯНВАРЬ – (латинское:Januarius). Назван в честь бога Януса - в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца (показ слайда).

ФЕВРАЛЬ – (латинское:Februarius). Назван в честь праздника Фебруа - дня очищения от всего плохого, что было в уходящем году;

МАРТ – МАРТУС – в честь бога войны - МАРСА (показ слайда); Все свои походы и завоевания воинственные римляне начинали планировать именно в марте.

АПРЕЛЬ – (латинское слово аprilis) означает «раскрытие», «открывать». В этом месяце раскрываются первые почки на деревьях и появляется первая весенняя зелень.

МАЙ - в римской мифологии была такая богиня весны - Майя, в её честь древние римляне и назвали месяц, в который природа окончательно пробуждается от зимних холодов (показ слайда).ИЮНЬ - первый месяц лета древние римляне также назвали в честь одной из богинь: Юноны, считавшейся покровительницей женщин и домашнего очага (показ слайда). ИЮЛЬ – назван в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря (показ слайда);

АВГУСТ – переименован в честь другого императора – Октавиана Августа (показ слайда, которому очень хотелось быть похожим на Цезаря.

СЕНТЯБРЬ - происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так что сентябрь – просто «седьмой месяц». В то время год начинался с марта.ОКТЯБРЬ - Происходит от латинского: October, «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря.НОЯБРЬ - происходит от латинского: November. «Novem» - девять. «Девятый» месяц в римском календаре.

ДЕКАБРЬ - латинское: December, от слова decem – десять. Потому как наш первый зимний месяц был у древних римлян десятым, за что и получил своё название. Понравилось вам путешествие по месяцам? (Ответы детей).

Постановка задачи

Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад «Старик Годовик». Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Словарная работа

В сказке нам встретятся такие слова как «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».

«Знойно» - горячий

«душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.

5. Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Воспитатель. Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы? - Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика (дети отвечают полным, развернутым ответом)

Дети. Из рукава старика - годовика вылетели месяцы.

Воспитатель: Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Дети: Времена года.

Воспитатель: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

Дети: Это дни недели.

Воспитатель: Ребята, назовите дни недели.

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

Дети: Это день и ночь.

Воспитатель: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.

Воспитатель: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?

Дети: Год.

Воспитатель: Времена года следуют друг за другом и образуют год.

6. ФИЗМИНУТКА «Весенняя прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп!

Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. Подскоки на правой ноге

Подскоки на левой ноге

Бег на месте.

Прыжки на месте на обеих ногах

Присели.

Ходьба на месте.

Воспитатель: Ну, вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.

Определение главной мысли сказки:

Воспитатель: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?

Дети: Потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

Воспитатель: Что сказочного?

Дети: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т. д.

Главная мысль, мораль.

Воспитатель. Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? (Ответы детей)

Воспитатель: Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

7.Итог НОД:

- Что нового и интересного узнали сегодня?

- С каким автором вы сегодня познакомились?

- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?

- С какими новыми словами познакомились?

- Что понравилось?

-Что показалось трудным?

-О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Публикации по теме:

Сценарий сказки к Новому году. Подготовительная к школе группаСценарий сказки к Новому году. Подготовительная к школе группа «Показ сказки под Новый год» подготовительная к школе группа 1 Ведущий (ребенок): Тихо – тихо рядом сядем, Снова сказка входит в дом,.

Беседа «С чего начинается Родина?» Подготовительная к школе группаБеседа «С чего начинается Родина?» Подготовительная к школе группа Беседа "С чего начинается Родина?"Выставка рисунков "Мой город".Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом, расширяя знания о памятных.

Интегрированное занятие-беседа на тему «Альбом пьес для детей Г. В. Свиридова» (подготовительная группа) Интегрированное занятие — беседа на тему: «Альбом пьес для детей Г. В. Свиридова». Вид деятельности: слушание музыки. (подг. гр) Муз. рук:.

Конспект логоритмического занятия «В гостях у сказки» (подготовительная группа детей с ОНР) Задачи: обогащать словарь детей, формировать грамматические категории; совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки;.

Мастер-класс «Петушок — символ Нового года» (подготовительная группа)Мастер-класс «Петушок — символ Нового года» (подготовительная группа) Цели и задачи: Учить детей работать с различными материалами; закреплять умение работать акварельными красками; умение аккуратно работать.

Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница»Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы Чтение сказки В. И. Даля "Лиса - лапотница "ЦЕЛИ:.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конструктор НОД. Беседа «Времена года». Чтение сказки — загадки В. И. Даля «Старик Годовик». Подготовительная группа
Опубликовано: 25 декабря 2020 в 08:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...

Конспект занятия по аппликации в первой-второй младшей группе «Скоро праздник придет»
Барчук А. В. Конспект занятия по аппликации в 1-2-й младшей группе «Скоро праздник придет» Цель: Учить детей составлять самостоятельную композицию из...
Фотоотчет «День здоровья — 7 апреля» в младшей разновозрастной группе
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно, начиная с 1950 года. Этот День призван объяснить людям, насколько важно в жизни поддерживать свое здоровье....
Сценарий игрового развлечения «Ждут нас быстрые ракеты для полёта на планеты!»
Данный сценарий игрового развлечения разработан группой педагогов нашего дошкольного учреждения и печатается с их разрешения! Сценарий игрового развлечения...