Приложение МААМ

Консультация для музыкальных руководителей

Галина Грязнова
Консультация для музыкальных руководителей
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция различных видов художественных занятий в образовательной деятельности, а так же в области «Музыка», в соответствии с требованиями

Ф Г Т.

Художественно – эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития, то есть развития средствами искусства.

В художественном развитии ребёнка акцентируется развитие способностей

Публикация «Консультация для музыкальных руководителей» размещена в разделах

к музыкальной, литературной и изобразительной деятельности, а также детское творчество и интеграция различных видов художественных занятий. В соответствии с Федеральными государственными требованиями это направление представлено тремя образовательными областями: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и «Музыка». Использование в работе с детьми высокохудожественных произведений литературы, изобразительного искусства и музыки – является безусловным достоинством творческого процесса педагога.

«Чтение художественной литературы»

Основной задачей является формирование у детей потребности в постоянном чтении книг и их обсуждении со взрослыми и сверстниками, формирование широкого пространства звучания и активного использования литературного языка.

Педагог знакомит детей с литературным произведением, организует эмоционально- насыщенные ситуации его исполнения – пересказ, индивидуальное чтение наизусть и в диалоге со взрослыми. Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофильмов и др.

Отдельные наиболее яркие моменты произведения могут проигрываться, сопровождаться музыкой, движениями, иллюстрироваться рисунками, конструктивными моделями в совместной деятельности детей и педагога.

«Художественное творчество»

Здесь представлено изобразительное искусство и изобразительная деятельность детей.

Что касается художественного творчества, то оно должно быть обязательно составной частью любых занятий искусством.

Основной задачей изобразительной деятельности является создание ребёнком выразительных образов, которые отражают его представления о предметах и явлениях окружающего мира, и отношения к ним. Созданию таких образов детскому изобразительному творчеству способствует восприятие классических произведений изобразительного искусства (подлинников в музеях, репродукций в детском саду).

В соответствии с ФГТ для старших дошкольников рекомендованы новые направления: «Художественный труд», «Детская дизайн – деятельность», «Дети в музее изобразительного искусства».

«Художественный труд» базируется на традициях отечественных ремёсел, народного декоративно – прикладного искусства, что придаёт детским поделкам яркость и особый колорит. Он формирует у детей художественный вкус, эстетическое отношение к результатам своей работы, а также такие жизненно необходимые качества, как терпение, умение доводить дело до конца, «ручную умелость» столь важную для овладения письмом.

Дизайн-деятельность, интегрированная по своей природе, вбирает в себя достижения детей в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде и конструировании. Педагог умело объединяет разные детские работы для создания коллективных дизайн-проектов (макеты, панно, панорамы). Благоустраивая среду детского сада, участвуя в украшении его интерьеров, дети начинают чувствовать себя комфортнее, уютнее. В дизайн-деятельности формируются предпосылки уникальных способностей – пространственного воображения, проектного мышления. Что касается музеев изобразительного искусства, то в детском саду может быть создан маленький музей, где в меняющихся экспозициях будут представлены качественные репродукции произведений изобразительного искусства и результаты детского творчества. Хотя и посещение детьми настоящих музеев играет огромную роль в их художественном развитии. Тем самым взаимосвязь различных видов изобразительной деятельности помогает детям создавать выразительные живописные, графические, пластические, декоративно- силуэтные образы на плоскости и объёме.

Область «Музыка» - одна из её главных задач, это развитие у детей системы музыкальных способностей : эмоциональной отзывчивости на музыку, сенсорных способностей (музыкального слуха и чувства музыкального ритма, музыкального мышления и музыкальной памяти). Логика развития музыкальных способностей детей сочетается с логикой работы музыкального руководителя по пяти основным видам музыкальной деятельности : восприятие музыки, музыкального движения, пения, игры на детских музыкальных инструментах и музыкальной игры – драматизации. Особое внимание при организации всех видов музыкальной деятельности уделяется импровизации.

Все виды музыкальной деятельности направлены на развитие всей системы музыкальных способностей. Но некоторые виды деятельности акцентированы на развитие той или иной из них.

Слушание музыки наиболее прямо и эффективно развивает музыкальное «восприятие и мышление» (термин В. В. Медушевского, заслуженного деятеля РФ, доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского). В этом виде деятельности дети получают возможность пережить огромную гамму чувств, приобретают самый большой объём, разнообразных музыкальных впечатлений и знаний, учатся слушать и анализировать музыку. Педагог усложняет музыкальные произведения по следующим направлениям: от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности; от малых по объёму, простых по форме и музыкальным образам к более сложным; от содержащих одну ведущую тему – к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.

На ранних этапах становления музыкальности, когда музыка ещё не стала для ребёнка носителем самостоятельной информации, слушание проходит с опорой на интересные для него моменты: слушание и игровые приёмы, слушание и восприятие игрушек или соответствующих содержанию картинок.

По мере развития музыкального восприятия – мышления слушание становится всё более самостоятельным и интересным процессом. Дети уже определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут сравнивать пьесы, называть инструменты, на которых они исполняются. Уровень развития речи и мышления у старших дошкольников позволяет музыкальному руководителю вести с ними разговор о музыке в форме диалога, побуждать к её развёрнутой интерпретации. Для решения задач общего и дальнейшего музыкального развития рекомендуется широкое использование интегрированных форм преподнесения материала на занятиях по слушанию музыки.

Использование стихов и художественной прозы, визуального ряда с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры, народно – прикладного искусства не только способствует более глубокому переживанию и пониманию музыки, но и формирует основы художественной культуры в целом.

В музыкальном движении эффективно развивается не только одна из основных музыкальных способностей – чувство музыкального ритма (поскольку он имеет моторную, двигательную природу, но и эмоциональную отзывчивость на музыку, а также музыкальное мышление – творческое и репродуктивное. Так как само движение является уникальным способом анализа музыки, её формы и эмоционального содержания.

В пении, как ни в одном виде деятельности, развивается звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится более понятным и близким детям, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. Осознанности и выразительности исполнения. Хоровое пение формирует также тембровый и динамический слух, учит взаимодействовать со сверстниками в коллективе.

Пение – сложный психофизиологический процесс, который связан не только с работой собственного голосового аппарата, но и с такими жизненно важными системами, как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др. Так же важно, чтобы голосообразование было правильно организованно.

При неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок будет испытывать дискомфорт, напряжение, голос будет уставать и могут возникнуть заболевания голосового аппарата. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, наиболее благоприятном для становления основных певческих навыков. Базируясь на результатах специальных исследований детского певческого голоса был сделан вывод о том, что певческие голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся, как минимум, на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской (главный показатель типа голоса, общим и примерными звуковысотными диапазонами.

При обучении детей пению необходима реализация принципа единства их художественного и вокально – технического развития. Прежде всего, ни в коем случае нельзя допускать фиксированного пения. Громкое, на пределе голосовых возможностей пение – крик, не соответствует ни возрастным анатомо – физиологическим особенностям певческого аппарата дошкольников, ни эталону звучания детского певческого голоса. Дети должны петь звонко, легко, средним по силе звуком, соответствующим возможностям каждого из дошкольных возрастов. Первый синтетический жанр с которым знакомятся дошкольники это – музыкальная игра драматизация. Фактически это переходная форма между ролевой игрой и театрализованным представлением. В ней дети могут продемонстрировать свои достижения в музыкальном движении, пении, игре на детских музыкальных инструментах, выразительной речи, актёрском мастерстве.

В музыкальной игре – драматизации заключё н большой потенциал развития: познавательного, музыкального, коммуникативного и, что особенно важно, творческого. Вся музыкальная игра подготавливается системой музыкально – двигательных этюдов, которые помогают детям найти выразительные пантомимические движения и жесты для характеристики её персонажей. Музыкальный руководитель предлагает решение той или иной мизансцены и ставит перед исполнителями определённые актёрские задачи. Как правило, дети успешно с ними справляются, с удовольствием «играют в сказки» и замечательно импровизируют.

Грязнова Г. Б.

Публикации по теме:

Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания Эстетическое развитие – процесс и результат формирования способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать её. В современной.

Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями во второй младшей группе ЦЕЛЬ ОО «Музыка» • развитие музыкальности детей, • развитие способности эмоционально воспринимать музыку ЗАДАЧИ: • развитие музыкально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей
Опубликовано: 4 марта 2015 в 22:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для музыкальных руководителей» (включая файлы) размещена пользователем Галина Грязнова (УИ 277790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД