Елена Ивановна Клёсова
Консультация для педагогов «Роль дидактических, сюжетно-ролевых игр, ситуативных разговоров по формированию основ ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ, НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, СИТУАТИВНЫХ РАЗГОВОРОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания (особенно в детском возрасте).
В последнее время остро встаёт проблема снижения уровня показателей здоровья детей. К этому, во многом, приводит неправильное питание.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль дидактических, сюжетно-ролевых игр, ситуативных разговоров по формированию основ ЗОЖ“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас важно!
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков о здоровом питании, о здоровом образе жизни, в том числе осознанную потребность ежедневного применения этих знаний.
Каким же образом привлечь внимание ребенка к вопросу его правильного питания? Как развить интерес и научить детей заботиться о своем здоровье?
Знания формируются в ходе организации совместной образовательной деятельности педагогов и воспитанников, бесед, чтения, рисования, наблюдения, экспериментирования, игр, проектной деятельности детей.
Большое внимание следует уделить игровым приемам с появлением сказочных героев – Айболита, Незнайки, Витаминки и др. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают. Интересно проходят занятия в форме увлекательного путешествия: ««Путешествие по стране здорового питания», «В стране фруктов» или чудесной мастерской «Приготовление полезного завтрака», «За красивым столом и аппетит просыпается». Не лишними будут занятия на исправления ошибок сказочных героев. Такая деятельность, в которой ребенок является экспертом, активизирует мышление и развивает познавательный интерес. На занятиях должны быть затронуты все стороны и принципы правильного питания.
Игра – это наиболее действенный для дошкольника способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Д
Д/и необходимо использовать по формированию основ здорового питания у дошкольников Правила игр должны быть связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания
Дети очень любят играть в настольно - печатные игры:
Д/и «Что лишнее?»
Задача. Определить какой продукт лишний и закрыть его.
Игра - ходилка «Полезно - вредно»
Задача. Помочь герою узнать о вредных и полезных продуктах.
Д/и «Самые полезные продукты»
Тип игры: лото
Задача. Закрепить знания о полезных и менее полезных продуктах.
Д/и «Составь меню»
Тип игры: собрать из частей целое
Задача. Отбирать полезные продукты, готовые блюда и напитки.
Д/и «Что сначала – что потом?»
Тип игры: последовательное выкладывание предметных картинок
Задача. Закрепить представления детей о сложности появления того или иного продукта питания.
Сенсорные дидактические игры :
Д/и «Угадай по запаху». Задача. По запаху или, как вариант, по вкусу отгадать продукт питания.
Д/и «Чудесный мешочек» Задача. Определить на ощупь, какой из продуктов лежит в нем.
Словесные дидактические игры :
Игра «Вредно - полезно» (кубик).
Задача. Назвать полезный или вредный продукт в зависимости от того какая плоскость кубика ему выпадет и объяснить, в чем их польза, а в чем вред.
Игра «Я знаю». Задача. Продолжить цепочку слов по теме.
Игры с мячом:
«Раз, два, три, не зевай, блюдо называй».
В сюжетно-ролевых играх предлагаются различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона: «Встречаем гостей», «Составим меню для сказочного героя», «Вежливый магазин», «Поварята». Как правило в сюжетно-ролевых играх дети отражают свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициях в области питании.
В играх соревновательного характера предполагается взаимодействие всех участников: «Кто быстрее соберёт овощи для супа», «Собираем урожай», «Подбери картошку», «Курочки и петухи», «Разложи продукты на разноцветные столы».
Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору; учит детей быть вежливыми, гостеприимными; воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки. В работе можно использовать следующие произведения, отражающие тему питания:Б. Гримм «Горшок каши»,В. Сутеев «Яблоко»,С. Погореловский «Слава хлебу!»,Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!»,О. Дриз «Ну и каша!»,Э. Мошковская «Маша и каша»,С. Капутикян «Кто скорее допьет?»,А. Прокофьев «Вечером»,И. Токмакова «Ай-да суп!»,Тим Собакин «О пользе овсяной каши»,Р. Сеф «О той, у которой много глаз», «Сахар»,Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде…», «Пирожок»,С. Погореловский «Хлебушко»,Н. Кончаловская «Показал садовод, нам такой огород»,В. Лунин «Кто с чем дружит»,З. Александрова «Вкусная каша», потешки «Ножками потопали», «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Жили были сто ребят», «На столе салфетки», «У нас много ребят», «Пять проворных пальчиков» и др. А также загадки и пословицы о здоровье, овощах и фруктах, продуктах питания.
Можно проводить различные конкурсы, например, «конкурс рисунков» на тему «Плох обед, если хлеба нет», конкурс «Самая вкусная и полезная каша», «Конкурс знатоков фруктов и овощей», где детям предлагается описать не только внешний вид, но и вкусовые качества продукта; «Овощной ресторан», конкурс – викторина «Знатоки молока», «Что за чудо пирожки?» др.
Можно проводить праздник какого-либо особо важного для здоровья продукта. Например, всем известна польза для детей таких продуктов, как молоко и различные каши. В дошкольном учреждении дети едят их каждый день. Однако не каждый ребенок дома приучен к такому рациону и не заинтересован съесть непривычное блюдо. Многие дети даже не задумываются, из чего получаются эти полезные блюда. Поэтому полезно проводить праздники, посвященные таким полезным продуктам, как каши, молоко, их истории, происхождению, путешествию к столу от зёрнышка до процесса приготовления. После таких мероприятий ни один ребенок не откажется съесть предложенное ему блюдо до конца и сделает это с удовольствием и аппетитом.
Для повышения интереса детей хорошо провести экскурсию на пищеблок. Задачи. Познакомить с профессией повара, расширить знания о здоровой пище, заинтересовать приемом пищи в режимные моменты, воспитывать познавательный интерес к данной сфере: как готовится еда, какие продукты полезно использовать, какие культурно- гигиенические нормы соблюдают повара при приготовлении пищи. Воспитывать уважение к труду повара.
Деятельность детей в таких режимных моментах, как выполнение КГН при подготовке к приему пищи, дежурство и прием пищи закрепляют у детей полученные знания и умение применять их на практике.
Очень важно активизировать исследовательскую деятельность, проведение опытов. Этот вид деятельности развивает у детей инициативу, творчество, побуждает использовать полученные впечатления для решения новых ситуаций. Дети проводят опыты и эксперименты и исследуют состав веществ, продуктов питания, знакомятся с влиянием кислоты на эмаль зубов, учатся определять, есть ли у воды вкус.
Опыт: «Волшебная капуста»
Цель: обнаружить кислоту и щелочь в продуктах на кухне.
Опыт: «Есть ли красители»
Цель: помочь закрепить знания о содержании красящихся веществ в лимонаде, конфетах-дражже.
Опыт «Живые дрожжи».
Цель: познакомить детей с полезными микробами, содержащимися в дрожжах.
Опыт: «Разыскивается крахмал»
Цель: определить содержание крахмала в продуктах питания
Работа в уголке природы. «Витаминный огород»
В результате самостоятельного выращивания полезных культур, содержащих множество витаминов и микроэлементов: лука, петрушки, кресс-салата, у детей углубляются знания о здоровую пищу, появляется интерес употреблять эти продукты в пищу.
В художественной деятельности детям будут интересны создание коллажей, выставки совместной продуктивной деятельности детей и их родителей «Мы за здоровое питание». В продуктивной деятельности дети отображают полученные знания по теме. Готовые изделия, созданные дошкольниками, можно использовать в сюжетно – ролевых играх.
Формированию культуры питания располагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями народной кухни. Приобщение ребенка к культуре своего народа обеспечивает прочное усвоение традиций в области питания.
Таким образом, активная позиция педагога в организации работы с детьми по формированию здорового отношения к полезной пище способна не только оптимизировать образовательный процесс, но и развивать познавательный и творческий потенциал детей, что будет способствовать формированию осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих здорового образа жизни.