Ирина Штефан
Консультация для педагогов «Ознакомление детей с календарем Рихтермана»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему : «Ознакомление детей с календарем Рихтермана».
Цель консультации – формирование у педагогов представлений и знаний о знакомстве дошкольников с календарем.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы использования календаря Рихтермана в детском саду.
2. Дать знания и представления о календаре.
3. Изучить методики ознакомления детей с календарём.
Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление детей с календарем Рихтермана“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
4. Познакомить с вариантами дидактических игр.
Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. Для этого рекомендуется использовать отрывной календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день; чтобы положить следующий листок, надо ждать целые сутки.
Такое пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени.
Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течение полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.
Наблюдение
Беседы
Дидактические игры
Рассматривание иллюстраций, моделей
При создании календаря как наглядного пособия, мы используем листки календаря. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число, название дня недели и месяца. Но так как не все дети умеют читать, каждый листок календаря мы отметили полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Мы выбрали цвета радуги.
Для лучшего усвоения детьми соответствия дня недели определенному цвету нами изготовлена модель «Дни недели». Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету полоски на листке календаря дети могли определить («прочитать») каждый день недели.
Для листков календаря была изготовлена коробка с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда дети складывают последовательно листки – дни недели, по 7 листков в каждое отделение, 7 листков – 7 дней недели в каждом отделении создают у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца было подсчитано количество недель, дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, стопкой укладываем в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так постепенно заполнится 6 отделений верхнего ряда, а затем и 6 отделений второго ряда. По окончании года подсчитывается количество месяцев в году, определяется их порядок.
Всю эту работу в течение года дети будут выполнять как самостоятельно, так и под руководством педагога. Дети в любой момент смогут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло от начала недели, сколько недель прошло с начало месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам – сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно смогут постигать и осознавать сложные количественные взаимоотношения между отдельными мерами времени.
Для закрепления знаний детей о порядке следования дней недели можно использовать различные дидактические игры с карточками. Такие игры можно проводить как в помещении, так и на прогулке.
«Найди пару»
«Чья неделька быстрее соберется»
«Собери неделю»
«Найди соседей» Данные игры необходимо проводить, основываясь на соответствии цветов.