Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Фольклор в познавательном развитии детей»

Лидия Климова
Консультация для педагогов «Фольклор в познавательном развитии детей»

«Душа ребёнка-это росток,

Чтобы из семечка вырос цветок-

Много потратится сил и тепла

Нежного слова, улыбок, добра….»

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

Публикация «Консультация для педагогов „Фольклор в познавательном развитии детей“» размещена в разделах

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор - (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Под устным понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора.

К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные формы и большие фольклорные формы.

Малые фольклорные формы :

Потешки

Пословицы

Поговорки

Дразнилки

Прибаутки

Частушки (музыкальный)

Небылицы

Докучные сказки

Небылицы - перевертыши Большие фольклорные формы :

Сказки

Былины

Легенды

Приобщение детей к устному народному творчеству начинается в раннем возрасте и осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста.

Задача педагога при изучении фольклора - прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность. При обучении необходимо опираться на такие принципы работы:

• тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей материал;

• интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей : развитие речи, коммуникативные способности, различные игры;

• активное включение детей в повседневную деятельность;

• максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

В раннем и младшем дошкольном возрасте в воспитании детей преобладают пестушки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные, сказки. Их использование позволяет реализовать идея «воспитания оптимистического мироощущения», традиции «доброжелательного, активизирующего отношения к ребенку как объекту и субъекту совместной жизни», «связи с природой», идеи «самостроительства личности ребенка», «приоритета семейного воспитания»

В среднем возрасте помимо названных жанров фольклора детей знакомят с докучными сказками, небылицами, загадками, пословицами.

В работе старшего дошкольного возраста представлены все жанры фольклора, а также легенды, былины, предания. В старшем дошкольном возрасте помимо русского фольклора детей знакомят с фольклором других народов (татар, башкир).

Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); в процессе образовательной деятельности (НОД; чтение и рассказывание фольклорных произведений, рассматривание картин, дидактические игры на материале фольклора, продуктивная деятельность); в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, театрализованные, хороводные и подвижные игры).

В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и приемы. Особое значение имеют методы, позволяющие вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора : выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы. Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребенка, его соучастие в исполнении произведения (воспроизведение диалога, выполнение действий и др., активное сотворчество ребенка, особенно в исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей (считалки, дразнилки).

Многообразие форм фольклора позволяет использовать их воспитательный потенциал в образовательной деятельности, как с детьми, так и при организации взаимодействия с родителями.

Таким образом, использование малых и больших форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная деятельность в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский: От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей 4–7 лет Государственное бюджетное учреждение Амурской области ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Использование.

Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей» НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ. Моторика (от лат. motor-приводящий в движение) - двигательная активность организма,.

Консультация для педагогов и родителей «Театр пластики рук в развитии малыша» Театр пластики рук-понятие уже не новое и всем известное. Но почему заговорили о современном театре рук в детском саду? Дело в общем то.

Консультация для педагогов «Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с расстройствами аутистического спектра» Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Аутизм (расстройство аутистического.

Консультация для педагогов «Проектные технологии в развитии речи дошкольников» Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной.

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский.

Консультация-презентация для педагогов «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии» «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии». Консультация –презентация для педагогов. 2017. выполнила: Гусева М. А.

Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника. Консультация для педагогов. Вопросы социализации и воспитания подрастающего поколения неразрывно связаны со стратегией национального развития страны. Социальное- это.

Родительское собрание «Фольклор в развитии детей» Родительское Собрание <<Фольклор в развитии детей>> Задачи: - Приобщать родителей к русской народной культуре через малые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Фольклор в познавательном развитии детей»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 23:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД