МААМ-картинки

Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей»

Лариса Семенчик
Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушения в развитии психомоторных функций у детей

НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПСИХОМОТОРНЫХ

ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ.

Моторика (от лат. motor-приводящий в движение) - двигательная активность организма, отдельных его органов и их частей. Психомоторика - совокупность сознательно управляемых действий. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Нарушения в развитии психомоторных функций у детей“» размещена в разделах

Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется как в отношении нормы, так и патологии (М. И. Лохов).

Движения ребенка и восприятие им различных ощущений

(зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических

ощущений и др.) на начальных этапах развития являются средством

познания окружающего мира, на более элементарном уровне, чем

интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного

развития осуществляется неполный или неправильный анализ

ощущений различных модальностей. Ребенок, нормально развиваю-

щийся в психомоторном отношении проходит несколько этапов.

Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции

с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности,

которая понимается как целенаправленое и планируемое восприятие и

преобразование действительности с помощью действий.

В сознательную деятельность включается вторая сигнальная

система, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка.

У большинства детей дошкольного возраста, специальными

исследованиями, выявлена недостаточная сформированность моторных

функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой пато-

логией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого

раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двига-

тельной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже

возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть,

стоять и т. д., у них с запозданием формируются локомоторные функции

(лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку

у них формирования манипулятивных действий с игрушками, труд-

ности в овладении навыками самообслуживания и др.

Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией

к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не

проявляется в двигательном поведении ребенка.

В большинстве же случаев, что показательно, отставание в развитии

двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте,

но и на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Более того,

недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы

закрепляются и остаются на всю жизнь.

Результаты исследований двигательной сферы детей показы-

вают, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается

во всех компонентах моторики: в общей (крупной, в лицевой и

артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук,-

на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности

в регуляции и контроле произвольных движений.

Несформированность крупной (грубой) моторики (движения

рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела

при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной

точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физи-

ческих (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу,

так и по словесной инструкции.

Несовершенство тонкой (мелкой) моторики, недостаточная

координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или

плохой сформированности навыков самообслуживания, например:

когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают

пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь,

завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми

приборами и т. д.

Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики про-

является в бедности, невыразительности мимических движений, в

нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности,

невнятности речи.

Выявлено различное состояние моторной функции. У части

детей наблюдается опережение моторного развития, у других –

отставание в развитии моторных функций. По состоянию моторики

можно выделить четыре группы детей дошкольного возраста

(Г. А. Волкова):

первая группа - нарушения темпа, ритма, мимического тонуса,

ориентировки и коллективного взаимодействия, при этом

внимание и активность не нарушены, недочеты моторики

быстро корректируются.

. вторая группа - отсутствие ловкости, быстроты, точности, темп

замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепенно,

инициативы почти нет, усвоение знаний требует дополнительной

переработки, работа над растормаживанием мышечного

напряжения и улучшением координации движений не дает хороших

результатов, могут иметь место случаи легкой моторной отсталости.

. третья группа - сильная мышечная заторможенность, вытянутое

палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулак

пальцы, отсутствие сгибания при движении рук и минимальное

сгибание одной руки или качание вытянутых рук, особенно

сильна заторможенность шеи и плеч, работа с этими детьми требуется

и коллективная и индивидуальная, дети часто отказываются от кол-

лективных игр, предпочитают играть в одиночку, играют с серьезным

лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных

ролей, сроки работы длительные.

. четвертая группа - моторно-возбудимые, с изобилием бесцельных

движений, производимых в быстром темпе, спокойное положение

для них трудновыполнимо, в коллективной игре не ждут своей

очереди, стремятся к беспрерывным движениям, мышечный тонус

сильно напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отно-

шение к игре, подвижные игры действуют крайне возбуждающе,

активность чрезвычайно повышена, готовы все сделать за других,

вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивность, стремятся

получить руководящую роль, работа требуется длительная, резуль-

таты не всегда положительны.

Довольно часто моторные нарушения находятся в прямой

зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недоста-

точная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка

или его заторможенность.

Наличие особеностей в психомоторике большинства детей

свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития рече-

вой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между

речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной

системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка.

Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние

на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной

афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние.

Публикации по теме:

«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым.

Консультация для педагогов и родителей «Театр пластики рук в развитии малыша» Театр пластики рук-понятие уже не новое и всем известное. Но почему заговорили о современном театре рук в детском саду? Дело в общем то.

Консультация для педагогов «Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с расстройствами аутистического спектра» Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Аутизм (расстройство аутистического.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Анастасия Свинухова Консультация для.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Консультация для родителей «Роль настольно-печатных игр в развитии детей» Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей» Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии детей». Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках. (Андерсен.).

Консультация для родителей: «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста.» Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Развитие психомоторных функций у детей с дизартрией. С каждым годом детей с проблемами в развитии становится все больше. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей»
Опубликовано: 24 июля 2017 в 21:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Семенчик (УИ 2835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД