Консультация для педагогов ДОУ «Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования»

Максакова Елена
Консультация для педагогов ДОУ «Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ «Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования»

В современной системе образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования, создание условий для обучающихся с ОВЗ является одним из главных ресурсов «развития человеческого капитала». Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. Во ФГОС ДО определяется в качестве основной задача «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования 

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов также – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п.  16). Таким образом, исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП.

При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой – отражать специфику ее реализации в ДОО для детей с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.

Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом ПрАООП дошкольного образования и разных вариантов её реализации. При этом каждая АОП должна быть нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ выступает Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (ст. 79, п. 1);

«Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по АООП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии» (ст.  55, п.  3);

«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,

«программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст. 2, п. 28);

«образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ст. 79, п. 4);

«инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2, п. 27);

Основанием к разработке АОП является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей). В рекомендациях ПМПК определяются конкретные проблемы в развитии ребенка и указывается на необходимость работы по АОП, разработанной на основе ПрАООП определенной нозологической группы.

Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для различных нозологических групп http://fgosreestr.ru/

Если в группе один ребенок с ОВЗ, то группа (комбинированная), как и все ДОУ работает по ООП ДО, а для этого ребенка составляется АОП. Если в саду группа со схожими нарушениями (компенсирующей направленности, то для всех детей этой группы составляется одна АООП на весь период обучения детей.

При разработке и реализации АОП ДОО необходимо учитывать информацию из «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»:

На что же еще могут педагоги опираться при составлении АООП. К сожалению, сейчас не существует разработанных, например для детей с ЗПР или для детей с НИ программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н. В. Нищевой «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3до 7 лет», которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО. Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, пошедшие апробацию в системе дошкольного образования и новые «Примерная адаптированная основная программа для детей с задержкой психофизического развития» Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина и др. ; «Программа дошкольного образования «Диагностика развитие коррекция» для детей с нарушением интеллекта Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина и др.

При проектировании АОП необходимо учитывать следующие методологические подходы:

системно-деятельностный подход как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А. Г.  Асмолов). С позиции данного подхода при проектировании образовательной программы акцент смещается с содержательной части программы на результаты деятельности ребенка в процессе освоения образовательного содержания. Таким образом, результаты деятельности ребенка могут выступать как отражение его позитивной социализации, индивидуализации, развития личности;

компетентностный подход как один из возможных результатов оценки образования как «знания в действии» (А. Г.  Асмолов);

субъектно-деятельностный подход (Т. И.  Бабаева, А. Г.  Гогоберидзе, В. А.  Деркунская, О. В.  Солнцева, О. Н.  Сомкова и др., предполагающий активность, самостоятельность, инициативность, творчество ребенка, его стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности;

индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации АОП для детей с ОВЗ;

функционально-системный подход, связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса.

Разработка и утверждение АООП относится к компетенции образовательной организации и осуществляется в соответствии с порядком принятым и закрепленным локальным актом.

Согласно ФГОС ДО прописана структура программы и рекомендовано содержание разделов.

Публикации по теме:

Основные образовательные программы дошкольного образования. Анализ реализации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Есаульский детский сад» Основные образовательные программы дошкольного.

Консультация для педагогов ДОУ «ИКТ в развитии современного дошкольного образовательного учреждения» Консультация для педагогов ДОУ. «Информационно – коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения».

Презентация «Консультация «Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профстандартом» Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования. Согласно «Федеральному.

Консультация для педагогов «Образовательная область «Речевое развитие». Основные задачи. Направление работы» Совокупность образовательных требований к дошкольному образованию представляет ФГОС. В документе указано, что содержание образовательной.

Консультация для педагогов «Основные требования к речи педагога» Основные требования к речи педагога….Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что.

Консультация для педагогов «Составление рабочей программы педагога ДОО» слайд №2 Основанием разработки рабочей программы является: Федеральный закон от 29.12.2012 N 27З-ФЗ «Об образовании 8 Российской Федерации».

Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС» ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение.

Основные направления государственной политики в области дошкольного образования Одним из основных направлений государственной политики в области дошкольного образования в России является решение проблемы ликвидации очередей.

Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование социальной компетентности.

Реферат «Образовательные программы и образовательные стандарты» РЕФЕРАТ Тема: Образовательная программа и образовательные стандарты Выполнила: Воспитатель МАДОУ Детский сад №9 Города Учалы Юлдашева.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования»
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 13:13
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 июля. Международный день дружбы

Важному аспекту человеческих взаимоотношений посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям, как можно обрести и сохранить дружбу, и...

30 июля. Международный день вышивки

Начиная с 2011 года, ежегодно все любительницы домашнего рукоделия 30 июля отмечают День вышивки. Этот популярный вид рукоделия по праву считается свободным творчеством, которое доступно всем желающим.


Горячие темочки