Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ «Как помочь дошкольникам с особыми образовательными потребностями подготовиться к школе?»

Екатерина Жаркова
Консультация для педагогов ДОУ «Как помочь дошкольникам с особыми образовательными потребностями подготовиться к школе?»

Все чаще рождаются дети с нарушениями в развитии. По оценкам экспертов ООН, инвалидность уже захватила 23% населения планеты. В России в настоящее время 8% детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они нуждаются в особом подходе к образованию. Раньше многим из таких детей ставили диагноз «необучаемый» и закрывали дома, ограничивая общение с миром.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Как помочь дошкольникам с особыми образовательными потребностями подготовиться к школе?“» размещена в разделах

Некоторое время назад в Министерстве образования решили, что необучаемых детей нет, не стоит детей с особыми образовательными потребностями «закрывать» от общества, поэтому в России появились специальные коррекционные учреждения для таких детей.

Позднее для детей с ОВЗ начали открывать коррекционные группы и классы в общеобразовательных садах и школах, где дети с нарушениями в развитии обучались по специальным программам и имели возможность развиваться в интеллектуальном, коммуникативном и социально-бытовом плане.

В наши дни появилось инклюзивное образование, при котором дети-инвалиды и дети с ОВЗ стали обучаться с детьми с обычным развитием. Сегодня можно сказать, что инклюзивное образование предусматривает активное включение и участие детей с особыми образовательными потребностями в образовательном процессе обычных образовательных учреждений.

В решении поставленной задачи, относительно детей с ОВЗ, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается, т. к. социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека.

Кто относится к категории детей с особыми образовательными потребностями? Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

К основным категориям особенных детей относятся :

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения, в том числе аутисты;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Воспитателю важно помнить, что к каждому ребенку с особыми образовательными потребностями требуется особый поход в воспитании и обучении. Введя инклюзивное образование, считают, что таким образом дети будут наилучшим образом  подготовлены к реальной жизни. У таких детей прописана особая программа обучения, по которой педагогу следует работать.

Для того чтобы правильно организовать взаимодействие педагога с  особым ребенком необходимо знать основы их коррекционного воспитания и обучения.

В процессе пребывания ребенка с особыми  образовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении работники, согласно современным требованиям, должны соблюдать следующие  правила:

- Включать в образовательную деятельность всех детей группы (с учетом расписания и с учетов видов деятельности)

- При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сравнивать его с другими детьми.

- Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.

- Стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

- Корректно и гуманно оценивать динамику уровня его развития.

Не нужно бояться, что воспитанник не сразу усвоил материал занятия. Ведь немаловажную роль в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Необходимо понимать, что для детей с ОВЗ период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей  привыкли:

• к ежеминутной опеке родителей,

• они не имеют опыта установления социальных контактов,

• кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевые, строительные игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников.

У детей в дошкольном возрасте, как мы помним, ведущей деятельностью является игра. Предлагаю вам игры для включения детей с ОВЗ в детский коллектив в группе.

1. Разговор через стекло

Цель: развить умение использовать мимику и жесты в общении с людьми.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

2. Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1) Два мальчика поссорились – помири их.

2) Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3) Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4) Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

5) Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

6) Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

7)Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

8) Твой друг плачет – успокой его.

Как правило, у особых детей нарушена мелкая моторика рук. Предлагаю игры на развитие пальчиков детей.

1) ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повёз! (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повёз!

2) ФОНАРИКИ

Фонарики зажглись!

(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли! (пальцы сжимаются в кулак)

Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:

Мы фонарики зажгём,

А потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

3) КОШЕЧКА

Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки, затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.

Кулачок — ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант — левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.

Далее можно приступать к развитию высших психических функций (мышление, память, внимание, воображение, восприятие).

Игра на развитие зрительного восприятия:

Окраска воды

Задача: Дать детям представление об оттенках цветов (3 градации цвета, показать способ их получения, учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: темный, светлее, самый светлый.

Материал. Прозрачные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая). Кисточка для размешивания красок в воде.

Руководство. Воспитатель показывает детям шесть цветов гуашевых красок, спрашивает, как они называются. «Сегодня говорит он,— вы узнаете, какие оттенки имеет каждая из этих красок». Показывает три одинаковые мензурки, наполненные водой. Набирает на кисточку красную краску и опускает кисточку в мензурку. Вода приобретает красный цвет. Дети называют этот цвет. Хорошо промыв кисточку в чистой воде, воспитатель набирает на нее чуть больше краски, чем в первый раз, опускает кисточку в другую мензурку. Вода окрашивается в темно-красный цвет. Дети отмечают эту разницу в оттенке цвета, с помощью воспитателя называют этот оттенок. И наконец, воспитатель, набрав на кисточку совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным. Предлагает детям повторить это название. Поставив мензурки с окрашенной водой рядом, воспитатель подчеркивает, что из одной краски (красной) можно получить три разных оттенка (темно-красная, чуть светлее и совсем светлая). Затем детям дают по три мензурки с водой, кисточки, чистую воду для промывания кисточек, несколько баночек гуашевой краски и предлагают выбрать по желанию краску и окрасить ею воду в мензурках в три оттенка — темный, светлый, самый светлый.

Игра на звуковое восприятие:

«Ау!»

количество играющих: 5-6. Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игры на развитие памяти:

“Пирамида”

Цель: развитие краткосрочной слуховой памяти). Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т. д.

«Запомни картинки»

Цель: развитие у детей краткосрочной зрительной памяти.

Дидактический материал: 5 картинок с изображениями знакомых предметов (стул, кукла, яблоко, кастрюля, тарелка).

Описание задания: Ребенок рассматривает 5 картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, нарисованный на картинке.

Игры на развитие мышления:

«Назови одним словом»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например, лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -, птицы – и т.  д.

Игры на развитие воображения :

«Новая сказка»

Детям в группе поочереди предлагается по предложению придумать сказку, дополняя друг друга.

Таким образом, включая «особого ребенка» в разнообразную игровую деятельность мы поможем ему не только адаптироваться в среде сверстников, но и развить когнитивные процессы, моторику, речь, а это значит подготовиться к школе.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе» «Как помочь будущему первокласснику адаптировать к школе» Практически все дошколята хотят идти в школу, получать 5-ки, хотят стать взрослыми.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: как ему помочь?»Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: как ему помочь?» «Агрессивный ребенок: как ему помочь?» Ребенку в раннем возрасте присуща определенная агрессивность. Агрессивность имеет свои положительные.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Консультация «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях»Консультация «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях» Консультация на тему: «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях». Авторы: методист Ависова Надежда Петровна, воспитатель.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Как помочь Буратино»Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Как помочь Буратино» Программное содержание: 1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели, о временах года, осенних месяцах; 2. Продолжать учить.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе»Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе» Цель: представить родителям методические приемы работы с дошкольниками по обучению их играм, развивающим у ребенка произвольные когнитивные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Как помочь дошкольникам с особыми образовательными потребностями подготовиться к школе?»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 14:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД