Получи документы

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности

Татьяна Леванова
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности

Цель консультации : повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах оформления педагогической документации.

Задачи: вспомнить правила и требования к оформлению педагогической документации; закрепить полученные знания.

Актуальность: С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности» размещена в разделах

Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Как правильно оформить конспект занятия?

Оформление конспекта НОД начинаем с титульного листа.

1. Титульный лист конспекта содержит :

• Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);

Название мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему:(по центру, по середине);

Тема

Проектируя занятия, педагог должен четко представлять его конечный продукт (рисунок, аппликация, поделка из пластилина или другого пластического материала и т. д.). Поэтому в теме НОД должен найти свое отражение этот продукт.

Например;

Не правильно Правильно

«В гости к бабушке» «Лепка. Пирожки»

«Путешествие в стану Математики» «Счет в пределах 10»

«Зима пришла» «Составление рассказа по картине

«Зимние забавы»

Образовательная область

Принадлежность к образовательной области определяется ведущей деятельностью на занятии. Если на занятии доминирует изобразительная деятельность, то указывается «художественно-эстетическое развитие». Математика, ознакомление с окружающим – «познавательное развитие». Развитие речи – «речевое развитие».

Соответственно цель занятия соответствует целям приоритетной образовательной области

Цель и задачи.

Цель - это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.

Важно помнить о:

• направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат НОД;

• соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;

• реальность выполнения поставленной цели в течение НОД;

• представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели;

Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели определяются по 5 образовательным областям. Задачи бывают:

- Обучающие задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать:

«способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т. д.

- Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).

- Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально- волевые качества будут формироваться на данном занятии).

Через формулировку задач должно быть видно, как решается цель.

Задачи должны быть четкими и конкретными.

Предварительная работа

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т. д.).

Материалы и оборудование:

Перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД ( например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, и т. д.).указывается демонстрационный и раздаточный материал, реквизит.

1. Ход занятия

Ход занятия можно оформить в двух вариантах (сценарий или технологическая карта). Но, не зависимо от формы написания хода занятия, структура остается неизменной.

а. Вводная часть (мотивация к деятельности) – 8-10% от общего времени занятия

Предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Виды мотивации:

-игровая мотивация (да т лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности);

-внешняя мотивация (если реб нок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная);

-внутренняя мотивация, которая вызвана познавательным интересом реб нка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами);

-мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная;

-мотивация достижения успеха: 5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет). Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается, прежде всего, потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней

б. Основная часть – 80%

В основной части педагог :

1. Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи. Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.

Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.

Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.

2. Использует дидактические игры.

Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо». Ехать в автобусе хорошо, потому что быстро, тепло и т. д. Ехать в автобусе плохо, потому что очень тесно и т. д.

Или дидактическая игра «Собери автобус» (из пазлов, нарисованных частей автобуса).

Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности

— парные картинки с нарисованными автобусами, содержащими различия.

Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).

3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.

Например, педагог спрашивает : «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино.

Заключительная часть (рефлексия) – 10-12%

Итог. Итог подвести просто. Для этого используются вопросы к детям, типа:

«Кто к нам сегодня приходил?», «Куда мы отправлялись в путешествие?»

«Чем мы сегодня занимались, во что играли, кому и как помогли?» т. е. вопросы по содержанию занятия.

После подведения итогов, начиная со средней группы, проводится рефлексия.

6. Рефлексия.

Рефлексия – это оценка себя, с объяснением причин удач и неудач. С детьми это необходимо проводить, чтобы они учились адекватно оценивать себя и свою работу, понимали, что деятельность оценивается от цели к результату и принимали для себя критерии успешной учебной деятельности, которая у них только формируется. Для этого нужно либо их выполнять, либо нет! Хочешь положительную оценку выполняешь!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по составлению НОД в соответствие с ФГОС до» Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Проблема планирования непрерывной.

Консультация и методические рекомендации для педагогов «О чём можно поговорить с родителями перед Новым годом»Консультация и методические рекомендации для педагогов «О чём можно поговорить с родителями перед Новым годом» Вспомним историю новогодних праздников Накануне зимних праздников работа с родителями не отменяется. И, кроме решения насущных вопросов.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 летМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 20:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД