Получи документы

Консультация для педагогов ДОУ «Младший дошкольный возраст — простое процессуальное экспериментирование»

Татьяна Сергеевна Шаронова
Консультация для педагогов ДОУ «Младший дошкольный возраст — простое процессуальное экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов ДОУ

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Малыш, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т. п. И в этом ему помогают опыты и эксперименты.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Младший дошкольный возраст — простое процессуальное экспериментирование“» размещена в разделах

Так зарождается простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами.

В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Структура простого процессуального экспериментирования в младшем дошкольном возрасте – это :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и не живой природы через использование элементарных опытов и экспериментов.

Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и не живой природы через использование элементарных опытов и экспериментов. Их элементарность заключается в следующем:

во-первых, в характере решаемых задач (они известны только детям);

во - вторых: в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в- третьих: используется только бытовое и игровое оборудование (стаканчики, бутылочки, мисочки, ведерки, формочки, ситечки, совочки, грабельки и т. д.).

Специально организуемый педагогом, эксперимент, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов и законов природы.

В ходе экспериментирования приобретенные знания базируются на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме. Когда ребёнок может выбирать, что ему делать, что ему интересно, он чувствует, ощущает своё «я» - «Я это делаю, потому что мне это интересно».

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую, ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

• Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

• Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

• Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

Этапы организации и проведения опытов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:

1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

2. Не сдерживать инициативу детей;

3. Не делать за них то, что они могут сделать;

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений;

5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;

6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

8. Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом.

С детьми мы проводили различные элементарные опыты и эксперименты :

Формируя культурно- гигиенические навыки, мы попутно выяснили что вода из крана течет холодная и горячая.

Проводя опыт «Разноцветная водичка» мы с нашими малышами узнали о том, что вода не имеет запаха и цвета, но ее можно покрасить.

Затем вынесли нашу разноцветную водичку на улицу и наблюдали что же произошло - на следующий день вода превратилась в разноцветный лед и приняла форму бутылки.

В группе мы обследовали и наблюдали за льдом и выяснили что лед-это твердая вода, в тепле лед тает.

Проведя опыт «Буря в стакане» определили, что все живые существа выдыхают воздух.

Еще мы «ловили воздух» в полиэтиленовые мешки и определили, что воздух не виден.

Наблюдали за растениями, растущими зимой на улице, и в нашей группе. И выяснили что растениям нужно тепло.

На прогулке наблюдали такое природное явление как снег, обследовали его, и выяснили что снег белый, мягкий, пушистый, мнется в ручке. Лепили снежки. А также набрали снега, для дальнейшего обследования и наблюдения в группе. Затем мы с ребятами выяснили что снег холодный. На ладошках снег тает. Мы наблюдали за снегом, пока он весь не растаял и не превратился в воду. А вода оказалось грязной. Так мы изучили свойства снега и попутно наглядно увидели почему снег нельзя кушать деткам.

А еще мы с ребятами ходили на рыбалку, пускали пузыри.

Узнали, что кубик не катится, а мяч катится

Лепили угощение из кинетического песка для кукол.

Проводили опыты с бумагой и выяснили что бумага рвется и не тонет в воде

Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Публикации по теме:

«День рождения домовёнка Кузи». Конспект НОД (младший дошкольный возраст) Цели занятия: • Формировать представление о богатстве народной традиционной культуры, и учить с любовью относиться к наследию русского.

Дидактическая игра «Смотри на светофор» по ПДД (младший дошкольный возраст)Дидактическая игра «Смотри на светофор» по ПДД (младший дошкольный возраст) Цель:познакомить детей с новой дидактической игрой:"Смотри на светофор" Задачи -закрепляем цвета светофора -учим детей правильно выполнять.

Игры для развития речевого дыхания (младший дошкольный возраст)Игры для развития речевого дыхания (младший дошкольный возраст) Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст) Д/И «Найди свой домик»Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам. Оборудование: логические.

Консультация «Совместная работа с родителями по оформлению предметно — развивающей среды. Младший дошкольный возраст»Консультация «Совместная работа с родителями по оформлению предметно — развивающей среды. Младший дошкольный возраст» В соответствии с ФГОС предметная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Фотоотчет «Праздник бантиков» (младший дошкольный возраст)Фотоотчет «Праздник бантиков» (младший дошкольный возраст) Вот опять наступила весна. Много праздников она принесла. Праздник радостный, светлый и нежный, Праздник всех дорогих наших женщин! Все.

Проект «Юные строители» (младший дошкольный возраст) Тип проекта:творческий,краткосрочный. Вид проекта: внутригрупповой. Участники проекта: воспитатели,дети группы. Срок реализации :2 месяца.

Развитие эмоций в совместной игровой деятельности  (младший дошкольный возраст)Развитие эмоций в совместной игровой деятельности  (младший дошкольный возраст) Эмоциональная сфера ребенка - один из главных факторов, определяющих его психическое здоровье и становление его исходно благополучной.

Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие.

Самоанализ НООД по конструированию «Домик для матрешки» (младший дошкольный возраст) Самоанализ открытого показа НООД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» - конструирование «Домик для матрешки» (младший дошкольный возраст).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Младший дошкольный возраст — простое процессуальное экспериментирование»
Опубликовано: 13 июля 2021 в 14:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Младший дошкольный возраст — простое процессуальное экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сергеевна Шаронова (УИ 656305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД