Татьяна Сергеевна Шаронова
Консультация для педагогов ДОУ «Младший дошкольный возраст — простое процессуальное экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Малыш, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т. п. И в этом ему помогают опыты и эксперименты.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Младший дошкольный возраст — простое процессуальное экспериментирование“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Так зарождается простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами.
В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Структура простого процессуального экспериментирования в младшем дошкольном возрасте – это :
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и не живой природы через использование элементарных опытов и экспериментов.
Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и не живой природы через использование элементарных опытов и экспериментов. Их элементарность заключается в следующем:
во-первых, в характере решаемых задач (они известны только детям);
во - вторых: в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в- третьих: используется только бытовое и игровое оборудование (стаканчики, бутылочки, мисочки, ведерки, формочки, ситечки, совочки, грабельки и т. д.).
Специально организуемый педагогом, эксперимент, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов и законов природы.
В ходе экспериментирования приобретенные знания базируются на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме. Когда ребёнок может выбирать, что ему делать, что ему интересно, он чувствует, ощущает своё «я» - «Я это делаю, потому что мне это интересно».
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую, ему необходима помощь взрослых.
Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
• Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
• Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
• Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
Этапы организации и проведения опытов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:
1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2. Не сдерживать инициативу детей;
3. Не делать за них то, что они могут сделать;
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом.
С детьми мы проводили различные элементарные опыты и эксперименты :
Формируя культурно- гигиенические навыки, мы попутно выяснили что вода из крана течет холодная и горячая.
Проводя опыт «Разноцветная водичка» мы с нашими малышами узнали о том, что вода не имеет запаха и цвета, но ее можно покрасить.
Затем вынесли нашу разноцветную водичку на улицу и наблюдали что же произошло - на следующий день вода превратилась в разноцветный лед и приняла форму бутылки.
В группе мы обследовали и наблюдали за льдом и выяснили что лед-это твердая вода, в тепле лед тает.
Проведя опыт «Буря в стакане» определили, что все живые существа выдыхают воздух.
Еще мы «ловили воздух» в полиэтиленовые мешки и определили, что воздух не виден.
Наблюдали за растениями, растущими зимой на улице, и в нашей группе. И выяснили что растениям нужно тепло.
На прогулке наблюдали такое природное явление как снег, обследовали его, и выяснили что снег белый, мягкий, пушистый, мнется в ручке. Лепили снежки. А также набрали снега, для дальнейшего обследования и наблюдения в группе. Затем мы с ребятами выяснили что снег холодный. На ладошках снег тает. Мы наблюдали за снегом, пока он весь не растаял и не превратился в воду. А вода оказалось грязной. Так мы изучили свойства снега и попутно наглядно увидели почему снег нельзя кушать деткам.
А еще мы с ребятами ходили на рыбалку, пускали пузыри.
Узнали, что кубик не катится, а мяч катится
Лепили угощение из кинетического песка для кукол.
Проводили опыты с бумагой и выяснили что бумага рвется и не тонет в воде
Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.