Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ «Работа педагога с детьми ОВЗ»

Юлия Бажанова
Консультация для педагогов ДОУ «Работа педагога с детьми ОВЗ»

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Работа педагога с детьми ОВЗ“» размещена в разделах

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации». (Извлечение из ФГОС ДО)

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

1) Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2) Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4) Изменения статодинамической функции.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

• Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);

• зрения (слабовидящие, слепые);

• речевыми дисфункциями (разные степени);

• интеллекта;

• задержкой психического развития (ЗПР);

• опорно-двигательного аппарата;

• эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Малыши с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе со сверстниками, начиная с раннего возраста. Недостаток группового взаимодействия отрицательно влияет на состояние детей-инвалидов. В специализированных учреждениях прививают нормы поведения и культуры, воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением. Малыш обучается вместе со специалистами по индивидуально подобранной программе, которая включает развивающие упражнения, игры, адекватную физическую нагрузку. На территории детского сада происходит усиленная корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья. Малыши учатся выполнять базовые незначительные движения, постепенно переходя от легких к более сложным упражнениям.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ :

• Социализация в ДОУ

• Сенсорное развитие.

• Моторное развитие.

• Развитие речи и коммуникации.

• Развитие познавательной деятельности.

• Развитие игровой деятельности.

• Формирование бытовых навыков.

• Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени, отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию (дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при планировании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение, которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Мигель Л. А. считает, что:

«Сначала обучать таких детей рекомендуется восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела, начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходить к движениям туловищем и ногами. После ориентированных игр или во время упражнений на стимуляцию тонуса мышц, при двигательном и эмоциональном тонизировании, у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий его мир.»

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. ; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое,.

Целесообразно опираться в своей работе по развитию познавательной сферы на двигательные методы. Закрепление телесных навыков, так называемых паттернов, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. В планировании работы включаются игры и задания на формирование непроизвольного внимания с помощью наглядных средств обучения, произвольного внимания и памяти, способности распределять и переключать внимание, ориентироваться в пространстве. Одним из эффективных средств развития познавательной деятельности является использование дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. В качестве игрового материала могут использоваться: пословицы, поговорки, скороговорки; задачи – шутки; загадки, ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами; игры «Рассыпанные буквы и слоги».

Развитие коммуникации и речи

«… практически нет ни одной аномалии развития, при которой в той или иной степени не страдала бы речь. В речи, как в зеркале, отражаются интеллектуальные, личностные, поведенческие и любые другие особенности человека. В то же время речь является мощнейшим средством полноценного, всестороннего развития ребенка.»

Очень важно для дальнейшей работы выяснить, являются ли отклонения в речевой сфере результатом нарушения познавательной сферы, или нет. Иными словами, «определения первичности или вторичности речевого дизонтогенеза»

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Григоренко Н. Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

• на определении сохранности познавательного развития для дальнейшей оценки первичности или вторичности проявлений речевого дизонтогенеза в структуре отклоняющегося развития ребенка с ОВЗ;

• на наличии или отсутствии мотивации ребенка к общению в целом, и к речевому общению в частности;

• на способность воспринимать и распознавать ребенком обращенную к нему речь (на развитии речевого слуха и фонематического слуха как его компонента);

• на уровне понимания ребенком обращенной к нему речи;

• на отсутствии или наличии невербальных средств общения (взгляда, мимических средств, жестов, эмоционально коммуникативных поз, тактильных контактов, вокализаций);

• на отсутствии или наличии вербальных средств коммуникации;

• на том, что говорит ребенок - есть ли только отдельные соотнесенные слова, или фраза, или начатки связного высказывания; качество лексического наполнения, возможности грамматического конструирования высказывания;

• и на том, как говорит ребенок – на качестве фонационного оформления его речи.»

При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с одной стороны, и оторвана от деятельности – с другой стороны, наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет», словарный запас беден, поскольку основывается на предметной деятельности, присутствуют в основном существительные и глаголы, встречаются нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения и многое другое. Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка.

Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений.

Основными принципами обучения являются:

• мотивирование к учебному процессу;

• психологическая безопасность;

• единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

При составлении индивидуального маршрута развития детей с ОВЗ мы отталкивались от результатов «Диагностики педагогического процесса в группе дошкольной образовательной организации. В нашей группе присутствуют дети с нарушениями речи, задержкой психического развития. Кроме индивидуальных особенностей можно выявить и общие черты трудностей – это отставание социальной сферы и эмоционального развития. Все дети с ОВЗ занимаются по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и по адаптированным программам у специалистов. Индивидуальная работа с такими детьми проводится в режимные моменты, во время свободной деятельности детей, а также в составе групповых занятий в течение всей недели. Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. При прочем равном внимании ко всем областям воспитателям особенно пристальное внимание приходится уделять познавательной сфере и социально-коммуникативной. Дети с ОВЗ часто имеют проблемы с речевым развитием, поэтому общение со сверстниками у них часто затруднено как на коммуникативном уровне, так и эмоциональном. Необходима тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам, и затем выстраиванию эмоционально положительно окрашенного взаимодействия с другими ребятами. Реализация этой важной задачи возможна чаще всего при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ с другими ребятами.

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление.

Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.

При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.

Соответственно можно определить план работы специалистов с семьей:

1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями, привлечение активных родителей к сотрудничеству, пассивных – к участию в организованных мероприятиях (совместные досуги, праздники).

2. Формирование психологической и педагогической грамотности : подготовка печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с «особым» ребенком: подборка игр и упражнений, не требующих больших временных затрат; приемы, способствующие снятию напряжения у родителей. [8]

Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, составление индивидуальных программ для домашних занятий, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют привлечь особенно плохо мотивированных к сотрудничеству, или пассивных родителей к более близкому знакомству с педагогическим процессом в ДОУ, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе.

Публикации по теме:

«Ворота Царского Села». Консультация для педагогов и беседа с детьми с ИКТ Годовая тема работы нашего сада - краеведение. Родители во всем поддерживают нас и живо откликаются на предложения погулять с детьми в парках,.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Работа педагога с детьми ОВЗ»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 15:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД