Приложение МААМ

Руководство воспитателя разговорной речью детей в повседневной жизни

Анна Васильевна Глущенко
Руководство воспитателя разговорной речью детей в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РУКОВОДСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

Публикация «Руководство воспитателя разговорной речью детей в повседневной жизни» размещена в разделах

Выделяются две основные сферы общения дошкольника - с взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый.

От него ребенок получает образцы ведения диалога. Именно в общении с взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации. А позже опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативная, свернутая, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками – область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.

Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстниками – новая увлекательная область. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация. И все-таки диалогу со сверстником, как показывают исследования, нужно учить.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим человеком);

- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога;

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, просьба. А также: согласие и отказ, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Основным методом в ДОУ, являются разговоры и беседы. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов. Коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.

Преимущество игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей. В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Также игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры.

Такие игры, как инсценировки, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

На начальном этапе по развитию диалогического общения основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик, при этом опираться необходимо на подражательность детей, так как известно, что они заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат.

К источникам речевого подражания относятся речь окружающих людей, художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании, дети заимствуют различные формы реплик. Например, инсценируя по ролям потешку «Кисонька – мурысонька» они усваивают диалогическое единство вопрос – ответ.

Интересными для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры. Их тонкий юмор раскрывается в ходе подготовки театральных этюдов, и дети с удовольствием показывают друг другу сценки по мотивам этих миниатюр.

Заимствование форм диалогического общения происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть и осваивают разные диалогические единства.

Воспроизведение литературных диалогов не только помогает осваивать формы диалогических реплик, повествовательную и побудительную интонацию, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

На следующем этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются такие игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными, но и самостоятельно построенными репликами. Такой вид театра, как пальчиковый театр, используется для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.

На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т. п. Обыгрывая ситуации, знакомим детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.

В последующем используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры – импровизации. Особая роль отводится словесным играм, поскольку они позволяют направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Например, в ходе игры «Сумей отказаться» закрепляется умение формулировать побуждение и вежливо реагировать на них.

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

- формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик,

- отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Руководство воспитателя разговорной речью детей в повседневной жизни
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 18:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Руководство воспитателя разговорной речью детей в повседневной жизни» (включая файлы) размещена пользователем Анна Васильевна Глущенко (УИ 269627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД