Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Формирование зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Кристина Никитина
Консультация для педагогов «Формирование зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема специфических нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной логопедии.

Изучение состояния письма и чтения в массовых школах свидетельствует о резко возросшем за последние годы количестве детей, имеющих спецефические нарушения речи. Самыми распространенными среди них являются ошибки по оптическому сходству, связанные с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, зрительно – пространственного восприятия, несформированностью кинестетической и динамической стороны двигательного акта, медленным формированиием кинемы, так называемая, оптическая дисграфия.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста является одним из актуальных направлений в работе в системе специального образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, недопуская переход несформированности пространственного восприятия и пространственных представлений, а также недоразвития зрительного восприятия и памяти в нарушения чтения и письма.

Коррекционное обучение проводится с учетом онтогенеза становления зрительно – пространственных представлений у детей в норме по следующим этапам:

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

5. Формирование буквенного гнозиса.

6. Дифференциация оптических образов букв и их графических элементов.

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом, следуя принципу постепенного усложнения материала, педагог идет от простого к сложному:

- Изображения реальных предметов или сами предметы.

- Схематические изображения, графические знаки и символы.

- Материалы с наложенным изображением и зашумлением.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. Использование таких заданий:

- проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;

- найти определенное число различий в изображении предметов;

- медленно перелистывать правой рукой в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а левой рукой чертить геометрические фигуры;

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти. Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. кроме того, используются следующие упражнения:

- запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек. ;

- разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись;

- что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв);

- Разрезные картинки.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно – пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе :

1. Определение и отработка положения относительно собственного тела:

- определение относительно собственного тела положения справа;

- определение относительно собственного тела положения слев а;

- определение положения перед в схеме собственного тела;

- определение относительно собственного тела положения сзади;

- закрепление положений низ, снизу относительно собственного тела;

- закрепление положений сверху относительно собственного тела;

2. Определение и отработка положения относительно другого предмета :

- в позициях выше, сверху, справа, сзади, под;

- отработка положения одного предмета относительно другого в позициях ниже, снизу, слева, перед, над;

- определение и закрепление положений из-за, между, из-под;

3. Автоматизация словесных обозначений:

- автоматизация в речи наречий, обозначающих пространственные направления, справа, слева, выше, ниже, сверху, снизу;

- автоматизация наречий, обозначающих внешние признаки предметов, больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее;

- закрепление наречий, обозначающих расположение предметов относительно определенной точки, ближе, дальше.

Также отрабатывается ориентировка на плоскости – всевозможные графические диктанты.

5. Работу по закреплению зрительно – пространственного образа букв следует начинать с упражнений по уточнению восприятия буквы зеркального написания. Затем ведется работа по устранению замен по оптическому и в последнюю очередь по кинетическому сходству.

- дописать букву;

- узнать буквы по их фрагментам:

- обвести контурные изображения букв;

- выделить буквы наложенные друг на друга;

- игра со шнурком и белым квадратом.

6. По мере овладения детьми грамотой необходимо провести дифференциацию оптических образов букв и их графических

элементов. Это дифференциация букв: б – д, п – т, а – о, л – м, н – п, с – е, ш – щ, ц – щ, и – у, я – е, Р – Г, Н – К, У – Ч, Е – З.

Таким образом, формирование зрительно – пространственных представлений осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса,

пространственных представлений и их речевых обозначений.

Публикации по теме:

Общая характеристика проблемы нарушений письменной речи Письменная речь формируется на базе устной. Письменная речь несколько отличается от устной речи по своей структуре. Отличия устной речи.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 11:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Никитина (УИ 212975) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД