Консультация для педагогов «Формирование зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Кристина Никитина
Консультация для педагогов «Формирование зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Проблема специфических нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной логопедии.

Изучение состояния письма и чтения в массовых школах свидетельствует о резко возросшем за последние годы количестве детей, имеющих спецефические нарушения речи. Самыми распространенными среди них являются ошибки по оптическому сходству, связанные с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, зрительно – пространственного восприятия, несформированностью кинестетической и динамической стороны двигательного акта, медленным формированиием кинемы, так называемая, оптическая дисграфия.

Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста является одним из актуальных направлений в работе в системе специального образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, недопуская переход несформированности пространственного восприятия и пространственных представлений, а также недоразвития зрительного восприятия и памяти в нарушения чтения и письма.

Коррекционное обучение проводится с учетом онтогенеза становления зрительно – пространственных представлений у детей в норме по следующим этапам:

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

5. Формирование буквенного гнозиса.

6. Дифференциация оптических образов букв и их графических элементов.

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом, следуя принципу постепенного усложнения материала, педагог идет от простого к сложному:

- Изображения реальных предметов или сами предметы.

- Схематические изображения, графические знаки и символы.

- Материалы с наложенным изображением и зашумлением.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. Использование таких заданий:

- проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;

- найти определенное число различий в изображении предметов;

- медленно перелистывать правой рукой в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а левой рукой чертить геометрические фигуры;

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти. Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. кроме того, используются следующие упражнения:

- запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек. ;

- разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись;

- что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв);

- Разрезные картинки.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно – пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

1. Определение и отработка положения относительно собственного тела:

- определение относительно собственного тела положения справа;

- определение относительно собственного тела положения слев а;

- определение положения перед в схеме собственного тела;

- определение относительно собственного тела положения сзади;

- закрепление положений низ, снизу относительно собственного тела;

- закрепление положений сверху относительно собственного тела;

2. Определение и отработка положения относительно другого предмета:

- в позициях выше, сверху, справа, сзади, под;

- отработка положения одного предмета относительно другого в позициях ниже, снизу, слева, перед, над;

- определение и закрепление положений из-за, между, из-под;

3. Автоматизация словесных обозначений:

- автоматизация в речи наречий, обозначающих пространственные направления, справа, слева, выше, ниже, сверху, снизу;

- автоматизация наречий, обозначающих внешние признаки предметов, больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее;

- закрепление наречий, обозначающих расположение предметов относительно определенной точки, ближе, дальше.

Также отрабатывается ориентировка на плоскости – всевозможные графические диктанты.

5. Работу по закреплению зрительно – пространственного образа букв следует начинать с упражнений по уточнению восприятия буквы зеркального написания. Затем ведется работа по устранению замен по оптическому и в последнюю очередь по кинетическому сходству.

- дописать букву;

- узнать буквы по их фрагментам:

- обвести контурные изображения букв;

- выделить буквы наложенные друг на друга;

- игра со шнурком и белым квадратом.

6. По мере овладения детьми грамотой необходимо провести дифференциацию оптических образов букв и их графических

элементов. Это дифференциация букв: б – д, п – т, а – о, л – м, н – п, с – е, ш – щ, ц – щ, и – у, я – е, Р – Г, Н – К, У – Ч, Е – З.

Таким образом, формирование зрительно – пространственных представлений осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса,

пространственных представлений и их речевых обозначений.

Публикации по теме:

Общая характеристика проблемы нарушений письменной речи Письменная речь формируется на базе устной. Письменная речь несколько отличается от устной речи по своей структуре. Отличия устной речи.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 11:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Проект ко Дню защитника Отечества
Педагогический проект «Наша армия сильна» Березнева Татьяна Алексеевна воспитатель Матвеева Наталья Александровна воспитатель Основным...
Картотека игр, потешек
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 1 Светлячок»...
Поделка из овощей «Такие разные подружки!»
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОДРУЖКИ! Худая и высокая матрешка, толстая и низкая неваляшка. Поделка из овощей. Изготовила Щедрунова Анна под руководством Зюсько...